Госсубсидии на беспилотники не нашли адресата

Недавно Правительство РФ выпустило постановление о предоставлении субсидий российским предприятиям, ведущим разработку беспилотных автомобилей. Однако в постановлении масса ограничений, и выходит, что мало кто сможет воспользоваться этими средствами.

На официальном портале правовой информации недавно появилось Постановление Правительства РФ о предоставлении субсидий российским предприятиям на разработку беспилотных автомобилей. Государство готово компенсировать более 90% затрат и ежемесячно выделять до 1 млрд рублей. Казалось бы, все хорошо, в России, как и во всем мире, стремятся развивать новые технологии, и государство, несмотря на кризис, не жалеет на это средств.

Однако, чтобы получить казенные деньги, производителям необходимо выполнить ряд жестких требований. В частности, они должны выпускать полноприводные автомобили с автоматической коробкой передач и иметь собственный научно-исследовательский центр с испытательным полигоном. Есть четко прописанные требования и по срокам запуска в производство беспилотных машин.

По этим критериям выходит, что мало кто может претендовать на господдержку новых технологий. Пожалуй, есть лишь один производитель, который практически соответствует всем критериям – КАМАЗ, но и тот, кажется, не успевает по срокам, ведь, согласно документу, к 2021 году необходимо уже наладить производство беспилотников, а глава предприятия Сергей Когогин недавно сообщил журналистам, что серийный выпуск беспилотных грузовиков можно начать не раньше 2025 года.

Что касается других производителей, то получается, что по остальным требованиям, прописанным в документе, больше никто из них на господдержку претендовать не может. Говорят они об этом неохотно, из крупных производителей по запросу «За рулем.РФ» оперативно ответил лишь ГАЗ, хотя подумать над комментариями пообещал еще один производитель.

Елена Матвеева, вице-президент «Группы ГАЗ»:

«Принятое постановление не имеет ничего общего с развитием технологий на отраслевом уровне. Оно не охватывает базовые задачи, которые могут и должны решаться с помощью автономных технологий на транспорте. Вызывает удивление, что в проект заложено техническое требование о наличии полного привода, которое во всем мире не является определяющим критерием для беспилотных транспортных средств. Тем самым крайне сужается сфера разработок беспилотных транспортных средств: фактически, планируется поддержка только полноприводных грузовиков и остаются невостребованными разработки в автобусах. Тогда как именно в сегменте пассажирского транспорта применение автоматических систем помощи водителю, которые и являются базовым этапом развития беспилотных технологий, позволяет повысить безопасность пассажиров, снижая аварийность, происходящую из-за человеческого фактора.

Еще одно странное ограничение в постановлении – это наличие у производителя собственного полигона с крутизной уклонов 30-60 градусов и другими узкими параметрами. При этом параллельно в проекте дорожной карты АвтоНэт предлагается создание на госсредства нового полигона для тестирования беспилотников. Для этого может быть выделено, по различным оценкам, около 5 млрд рублей. Возникает вопрос – с какой целью на это выделяются такие средства, если при этом каждый производитель для участия в госпрограмме должен обладать таким же полигоном? Какие компетенции или какие технологии стимулирует государство через эти требования? У ГАЗа есть собственный полигон со всеми необходимыми типами покрытия для тестирования коммерческого транспорта, но при необходимости узкоспециализированных тестов мы используем полигоны и российских отраслевых институтов, и европейских инжиниринговых компаний, и естественные природные ландшафты. Это общепринятая мировая практика, которая не влияет ни на инженерные компетенции, ни на уровень создаваемых технологий, ни на их пользу для решения государственных задач».

Между тем разработкой беспилотных технологий «Группа ГАЗ» занимается уже давно и даже является генеральным партнером всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Одними из первых в нашей стране автоматизированные системы управления получили автомобили ГАЗель. Сейчас в арсенале Группы есть малотоннажные автомобили ГАЗель, оснащенные интеллектуальными бортовыми системами и программами управления, ведутся разработки «умного автобуса» с автоматизированными системами помощи водителю, которые минимизируют риски дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине человека. Также инженеры компании работают над созданием дистанционно управляемой машины Урал, оснащенной защитой от внешнего вмешательства.


Подпишитесь на «За рулем» в