ПРОШУМеня давно интересует вопрос: что дают щиток-"спойлер" или антикрыло, если их устанавливают на ВАЗ-2108 в районе перегиба задней двери? Ведь известно, что здесь - зона завихрений воздушного потока, в котором эти щитки неэффективны. Вы правы, но лишь отчасти. Одной из распространенных ошибок при такого рода рассуждениях является чисто умозрительное "отделение" какой-то детали автомобиля от других, без учета взаимовлияния элементов кузова, подвески, колес и т. п. "Аэродинамический портрет" автомобиля создается всеми его элементами в совокупности. Так, задняя часть кузова типа -2108 или -2109, будет обтекаться воздухом по-разному, в зависимости от того, установлен ли упомянутый "спойлер" или нет. В первом случае (верхний рисунок) характер процесса напоминает обтекание кузова классической компоновки (например, ВАЗ2107): в зоне заднего стекла разрежение уменьшено, поэтому к нему меньше подсасываются частицы грязи. Это одно из главных назначений такого рода "спойлеров" на автомобилях ВАЗ-2108или -2109. Другое - создание прижимающей силы на высоких скоростях здесь не столь важно, тем более что автомобиль переднеприводный. К тому же эта сила на скоростях даже 150-160 км/ч сравнительно невелика. Приобрел "Ниву" самого современного исполнения. Все бы ничего, да вот беда: если ехать без перерыва час-полтора, голова трещит от шума! Неужто нельзя его устранить? Для "Нивы" стандартного исполнения с "бездорожными" шинами ВлИ-5 наиболее характерен шум, возникающий от взаимодействия протектора с покрытием дороги. Для современных автомобильных шин одним из распространен-фунтовых, песчаных, снежных дорогах. Лесколько ухудшив проходимость автомобиля, например, купив шины ВлИ-10 (с универсальным рисунком протектора), вы уменьшите шум. Не противопоказаны и шины иностранного производства. Еще одним специфическим источником шума "Нивы" оказалась ее сложная трансмиссионная система (коробка передач, раздаточная коробка, привод передних колес, задний мост). Здесь возникает шум более высокого тона, изменяющийся в зависимости и от скорости движения, и от нагрузки на трансмиссию. Шум не одинаковый на разных передачах. Избавиться от него крайне сложно, так как он пра допределен, в сущности, уровнем производства (точностью изготовления деталей, тщательностью сборки и т. п.)Прочитал в журнале об инструменте "Снап-он" (ЗР, 1995, № 7). Расскажите подробнее, как работает ключ или головка системы "Флэнк драйв". Систему "Флэнк драйв" применяют для накидных ключей и головок "Снап-он". Посмотрите на рисунок: головка отличается от обычной полукруглыми выемками по углам шестигранника. Они-то и предохраняют ребра гайки или болта от смятия, выгодно распределяя напряжение по граням крепежной детали. Ключ, который упирается в грань гайки, реализует больший на 15-20% крутящий момент, чем обычный. Подобная система применяется и для рожковых ключей, но рельеф на внутренней поверхности губок там более сложный. Кроме небольших выемок, сделана насечка, по форме напоминающая направленные внутрь акульи зубы. При отворачивании гайки зубчики закусывают грани, не срывая их. Инструмент может передать на болт или гайку момент, на 62%Колесо "Нивы" с шиной ВлИ-10.Так влияет установка "антикрыла" на обтекание задней части кузова автомобиля ВАЗ-2108.ных технических решений, позволяющих снизить шум, является "разношаговость" рисунка протектора по окружности колеса, когда у следующих,.как правило, друг за другом выступов различные размеры. Хотя об этом не раз говорилось, повторим: переменные характеристики грунтозацепов шины по ее окружности исключают возможность их "пения в унисон", определенным тоном, на той или иной скорости, так как каждый участок покрышки при контакте с дорогой имеет свой, отличный от соседних "гoлoc,'. В то же время "разношаговость" протектора не всегда возможна, особенно если речь идет о редких, крупных выступах - здесь их неравномерная расстановка чревата колебаниями шины при ее работе и при балансировке. По этой причине на типично "бездорожных" шинах "разношаговость" встречается не часто. Интенсивность шума зависит также от высоты грунтозацепов, их формы. Крупные, грубые, высокие выступы протектора, входя в контакт с покрытием дороги, испытывают более сильный удар. Даже расположив их неравномерно, от "бездорожной" шины трудно требовать малошумности. Шины ВлИ-5 "Нивы" обычно интенсивно шумят при скорости около 40-50 км/ч. Повышение ее до 60-70 км/ч ощутимо снижает шум, но дальнейший рост снова увеличивает шум, хотя при скоростях 90-100 км/ч с ним можно мириться. Ведь взамен вы получили отличные характеристики автомобиля на грязныхбольший, чем способен простой ключ. Такая модернизированная система имеет и свое название - "Флэнк драйв плас". Кстати, готовя статью "Snap-on инструмент для профессионалов", мы допустили ошибку. Губки ключа могут упруго расходиться на 0,05-0,1, а не на 2,5 мм. Поэтому пример с ятаганом и ключом, "обходящим" болт, неудачен. Посмотреть, купить и заказать любой инструмент "Снап-он" можно в "шоурум" AGA TOOLS BRANCH по адресу: Москва, Мичуринский пр-т, 3, комната 323; тел. (095) 932-95-69 и 932-95-48. З РЛМ 99 АУЕ /5 83