70
71
Первое, что нужно сделать - остановиться, выключить мотор и снова его пустить. Не исключено, что лампочка погаснет и больше не загорится. Если этого не произошло, проверьте напряжение бортовой сети. Если оно ниже 10,5 В, о чем уже говорилось, зарядите аккумуляторную батарею. Если напряжение бортовой сети в норме, то необходимо проверить датчики на передних колесах - вернее, на корпусах ступиц ив картере дифференциала заднего моста Выверните болты их крепления и осторожно выньте датчики из гнезд Тщательно их очистите, используя бензин или солярку, и установите на место. После этого как следует отрегулируйте зазор в подшипниках передних колес, не забыв добавить в ступицы и колпачки свежей смазки. Очень часто описанных процедур бывает достаточно, чтобы АБС заработала как ни в чем не бывало. Если же этого не произошло, то проверьте предохранитель, установленный в реле защиты электронного блока АБС от превышения напряжения в бортовой сети. Когда предохранитель в порядке, остается одно - поменять датчики оборотов, которые, видимо, вышли из строя. Да, чуть не забыл: необходимо также проверить провода, идущие к датчикам. Иногда причина выхода из строя АБС кроется в том, что провода перетерлись о переднее колесо или о карданный вал, выскочили.из зажимов. В большинстве случаев вы сумеете оживить АБС, выполняя изложенные здесь рекомендации. Электронный блок,МАЗДА-323В Японии этот автомобиль выпускают под названием "Familia" ("Фамилиа"), в Европе же у него вместо "фамилии" - индекс 323. Семейный автомобиль никакой особенностью не выделяется, кроме удивительной (для россиян) надежности и неприхотливости. В нашей стране больше всего машин поколения 1985-1989 годов; рассмотрим этот образчик автомобильного ширпотреба поближе. Автомобиль выпускали с тремя типами кузовов - хэтчбек, седан и универсал и семью бензиновыми двигателями рабочим объемом от 1100 до 1600 см 3 . За исключением мотора с турбонаддувом, все они представлены в таблице. Единые параметры для модификаций, приведенных в таблице Общие данные: количество мест 5; длина - от 3990 до 4225 мм (для разных типов кузовов); ширина - 1645 мм; высота - от 1353 до 1430 мм; передний свес - 800 мм; задний свес - от 790 до 1025 мм; база - 2400 мм; колея передних колес -1390 мм, задних колес -1415 мм; масса буксируемого прицепа, не оборудованного тормозами, - 400 кг. Двигатель - четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, расположен впереди поперек автомобиля. Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2. Блок - чугунный, головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава. Высота головки для двигателей серии Е - 90,5 мм, серии В - 107,4-107,6 мм. При шлифовании привалочной плоскости допускается уменьшение высоты головки блока на 0,2 мм. Неплоскостность прилегающей к блоку поверхности головки цилиндров не более 0,15 мм. Коленчатый вал - чугунный, пятиопорный с пятью противовесами, предусмотрена возможность шлифовки шеек при ремонте с уменьшением диаметра на 0,25, 0,5 и 0,75 мм. Номинальный диаметр коренных шеек: для двигателей серии Е - 49,940...49,956 мм; для двигателя серии В - 49,938...49,956 мм. Номинальный диаметр шатунных шеек для двигателей серии Е, ВЗ и В5 39,940...39,956 мм, для двигателей В6 44,940...44,956 мм. Номинальный осевой зазор коленчатого вала - 0,1...0,15 мм, предельно допустимый - 0,3 мм. Механизм газораспределения верхнеклапанный, с верхним распределительным валом, который на двигателях серии Е приводится двухрядной цепью с гидравлическим натяжителем. На двигателях серии В - зубчатым ремнем с механическим натяжителем. Проверяют натяжение ремня, нажимая на ветвь между шкивами распределительного и коленчатого валов с усилием 10 кгс; прогиб должен быть 9...13 мм. Зазор в механизме газораспределения на горячем двигателе серии Е для впускных клапанов - 0,25 мм, выпускных - 0,3 мм. На прогретом двигателе В6 для впускных и выпускных клапанов зазор 0,3 мм. В двигателях ВЗ и В5 зазор не регулируют - там установлены гидротолкатели клапанов. Система смазки - комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин 3,5...4,5 кгс/см 2 . Емкость смазочнойБлок клапанов и насосов тоже размещен в моторном отсеке.а также блок гидравлической системы, в котором находятся клапаны и насос, подающий тормозную жидкость, очень надежные агрегаты, они крайне редко выходят из строя. Самостоятельно ремонтировать их - дело, обреченное на неудачу. Тем более, что определить, в каком из этих двух блоков кроется неисправность, можно только на специальном стенде для диагностики АБС, которыми располагают лишь фирменные станции технического обслуживания. Но, повторяю, дефекты этих блоков крайне редки. Надеюсь, описанные неисправности минуют вас и вы будете чувствовать себя уверенно на самой скользкой дороге, зная, что вам помогает АБС. 70 ЗРЛМ 99 АУЕ /5 в место инструкции.системы - 3,4 л. Использовать моторное масло не ниже группы SD по классификации API, замена - через каждые 7500 км. Система охлаждения. Центробежный жидкостный насос приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Размеры ремня двигателей серии Е - 9,5x960, на двигателях серии В применяют клиновой ремень типа BANDO SP Autoflex NF35.2, размер - 9,5x900. Емкость системы охлаждемарки Mitsubishi или Hitachi. Свечи зажигания - Denso W16EXR-U или Denso W20EXR-U, NGK BPR 5 ES или NGK BPR 6 ES, Champion RN9 YCC. Зазор между электродами - 0,8 мм. На "Мазду-323" устанавливали стартер Mitsubishi мощностью 0,8 кВт (двигатели серии Е) или 0,85 кВт (двигатели серии В). Генератор для всех моделей Mitsubishi А 2Т 05772. Трансмиссия. Сцепление - сухое однодисковое, с центральной нажимной пружиной. Привод сцепления - тросовый, беззазорный. Диаметры фрикционных накладок ведомого диска, наружный/внутренний: автомобили с двигателями Е1, ЕЗ, ВЗ - 184/127 мм; Е5, В5, В6 - 190/132 мм. Минимальная толщина накладок - 3,5 мм. На автомобиле может быть установлена четырех- или пятиступенчатая механическая коробка передач или трехступенчатый "автомат". В картер механической коробки передач заливают 3,2 л трансмиссионного масла группы GL4 или GL5 по API. Замена масла - каждые 45 000 км или раз в три года. Заправочная емкость картера автоматической коробки передач - 5,7 л, тип используемого масла для автоматических коробок - ATF Dexron II. Замена через 30 000 км или раз в два года. Передняя подвеска - независимая, типа "псевдомакферсон", с гидравлическими амортизаторными стойками, с винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними треугольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Углы установки передних колес: развал - 0°49'±30', схождение - 1±2 мм (0°12'±18'). Колеса и шины. Размер обода для разных модификаций - от 4 V2 J 13 до 51 / 2 J 14. Размер шин для разных модификаций: 155SR13, 175/70SR13, 175/70HR13, давление - 1,8...2,0 кгс/см2. Моменты затяжки резьбовых соединений. На двигателях Е болты крепления головки блока цилиндров затягивают в два этапа: сначала моментом 76...80 Н-м, затем прогревают двигатель до рабочей температуры и дают ему остыть примерно два часа, после чего затягивают болты моментом 85...90 Н-м. Болты крепления крышек коренных подшипников "тянут" моментом 65...70 Н-м, крышек шатунов - 30...34 Н-м. Болт крепления маховика -88...Э4 Н-м. На двигателях серии В болты крепления головки цилиндров "тянут" моментом 75...80 Н-м; болты крышек коренных подшипников - 54...59 Н-м; крепления крышек шатунов: для двигателей ВЗ и В5 - 30...33 Н-м, В6 - 49...52 Н-м; болты крепления маховика 96...100 Н-м; болты крепления оси коромысел - 21 ...27 Н-м. В следующем номере в рубрике "Вместо инструкции" - "Рено-21".Передняя часть автомобиля'о0000о оооф оооо |0 ооооОowoо°о 0 © 0 © 0о оо0 ОО0ФНумерация цилиндров и последовательность затягивания болтов головки цилиндров: а на двигателях серии Е; б - на двигателях серии В (буквами обозначена последовательность затягивания болтов крепления оси коромысел). М - маховик.Основные технические данные автомобилей "Мазда-323"Параметры 1100 Общие данные Снаряженная масса1, кг Полезная нагрузка1, кгс Максимальная скорость, км/ч Расход топлива2, л/100 км Двигатель, модель Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Рабочий объем,см 3 Степень сжатия Компрессия, кто/см2 (минимальное значение) Мощность, л. с. (кВт)/об/мин Максимальный крутящий момент, кгсм (Н-м)/об/мин Система питания Модель Начальный угол опережения зажигания, фад.1 21ния и отопления салона для автомобилей с механической коробкой передач - 5 л, для машин с автоматической коробкой передач - 6 л. Система питания. В таблице указаны карбюраторы для стандартных версий автомобиля; на экспортных модификациях возможна установка карбюраторов "Хитачи" вместо "Айсан" и наоборот. Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу для автомобилей с механической коробкой передач - 800...900 об/мин, с автоматической трансмиссией - 900...1000 об/мин. Емкость топливного бака для всех моделей - 45 л. Используемое топливо бензин с октановым числом 95. Система зажигания - электронная, бесконтактная, с датчиком Холла, выдающим импульсы напряжения непосредственно на катушку зажигания. Датчик-распределитель зажиганияМодель 1300 1500 1300 1500 1600885/875 565/575890/880 560/570925/910 525/540905/895 595/605915/905 585/595985/965 515/5351406,1/8,3/8,11535,5/7,7/8,11605,5/7,4/9,11605,5/7,7/7,91675,4/7,5/8,51846,6/8,8/10,9Е170x69,6 1071ЕЗ77x69,6 1296Е577x80 1490ВЗ71x83,6 1324В578x78,4 1498В678x83,6 1597 10,5 14,5(10,2) 105(76)/6000 13,8(135)/4200 впрыск Mazda9,22(8,4)9,212(8,4) 67(49)^800 9,5(93,5)/3800 карбюратор Aisan 26-309,012(8,4) 73(54)/5500 11,5(113)/3500 карбюратор Hitachi9,413,5(9,5) 56(49)/5800 10.5(103)^600 карбюратор . Aisan 28-329,113,5(9,5) 73(54)/5700 11,4(112)Й200 карбюратор Aisan 28-3253(39)/5800 7(77,5)/3600 карбюратор Hitachi4±14±14±12±1611EGI 6±1Для хэтчбека/седана При скорости 90,120 км/ч ив условном городском цикле.ЗА РУЛЕМ 9/9571