Автомобильная жизньРедкий водитель не помянет в сердцах наши дороги: вечные выбоины, ямы, трещины, оставленные после ремонта бордюрные камни неочищенный лед. Помимо явных неудобств, такие дороги часто оказываются причиной ДТП. Но кто из водителей пытался возместить хотя бы часть ущерба за счет дорожных служб? Вместе с тем, лишь единицы, обратившиеся за защитой своих прав в суд, смогли добиться удовлетворения. Причин несколько - неточное оформление работниками ГАИ документов на месте ДТП и признание виновниками самих пострадавших (поэтому они не могут претендовать на какую-либо компенсацию от дорожных служб - нужно прежде добиться отмены этого решения), а также сопротивление дорожников при попытках привлечь их к ответственности. Но главная причина беззащитности водителей - полное отсутствие юридических знаний. А ведь нормативные документы, опираясь на которые можно добиться возмещения ущерба, есть - вы должны уметь ими пользоваться. Разумеется, основной документ - Правила дорожного движения, где указано, что должностные лица "обязаны содержать доро. ги в безопасном состоянии и принимать меры к устранению помех для движения". А самый первый документ из ныне действующих датирован июнем 1959 года. Тогда постановлением Совмина РСФСР было утверждено Положение "О порядке пользования автомобильными дорогами", согласно которому "в целях обеспечения безопасности... дорожные органы обязаны: содержать дороги в чистоте и исправности, постоянно обеспечивать ровность дорожных покрытий, своевременно очищать их от снега и принимать меры, предотвращающие скольжение при гололеде". Более конкретно обязанности дорожных служб приведены в ведомственных нормативных документах. Таковы, например, Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН-24-88), утвержденные Минавтодором РСФСР в 1988 году. В них есть специальный раздел, который предусматривает комплекс работ по защите дорог от снежных заносов, борьбу с наледями, а также различные профилактические меры. В Технических правилах содержания и ремонта городских дорог, кроме требования поддерживать соответствующий коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием, говорится, что это условие должно быть обеспечено по всей ширине проезжей части. Представим себе - водитель затормозил 46 ЗА РУЛЕМ 9/95перед светофором. Проезжая часть по соседству с чистыми участками асфальта покрыта неоднородным слоем льда, снега и грязи, поэтому коэффициент сцепления шин различался по ширине дороги. Из-за этого машину развернуло - она оказалась на встречной полосе. В таких случаях бесполезно доказывать работникам ГАИ, что машина двигалась медленно и никаких маневров водитель не совершал - все равно его признают виновником аварии. Печально знаменитый пункт 10.1 Правил дорожного движения позволяет гаишникам рассуждать так: раз оказался не на своей полосе - значит неправильно выбрал скорость, не справился с управлением. Следовательно, нарушил указанный пункт Правил и должен нести за это ответственность. Однако исход ситуации может быть иным. Приведу пример из своей практики. В конце октября водитель П. двигался в потоке машин со скоростью, не превышавшей 50 км/ч. Неожиданно на его полосу перестроилась легковая машина - "подрезала". Чтобы избежать столкновения, П. резко затормозил. Машину занесло - произошла авария на встречной полосе. П. был признан виновником, и начальник отдела ГАИ вынес постановление об административной ответственности. П. подал жалобу в суд, где очевидцы подтвердили, что дорога была покрыта неоднородным слоем снега и льда в несколько сантиметров. Суд назначил автотехническую экспертизу, которая заключила, что состояние дорожного покрытия (сцепные качества) не соответствовало техническим требованиям. Решением суда постановление ГАИ было признано необоснованным и отменено (то есть суд признал, что водитель П. Правил не нарушал), а ответственность за случившееся возложили на дорожную службу и водителя, создавшего аварийную ситуацию. К сожалению, это единичный случай, когда водитель смог отстоять свои права. Почему же указанные Правила ремонта и содержания дорог не действуют в пользу пострадавших? Помимо перечисленных причин, оказывается, что работникам ГАИ намного проще наказать водителя (пункт 10.1 ПДД), чем объективно разбираться с дорожными службами. В соответствии с Положением о ГАИ МВД РФ одной из обязанностей работников автоинспекции является контроль за соблюдением Правил ремонта и содержания дорог в безопасном состоянии. ГАИ имеет право давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, закрывать опасныеучастки дорог, а также наказывать виновных (то есть дорожные службы). Из сказанного ясно, что если при разборе ДТП работники ГАИ возложат вину на дорожные организации, то тем самым они как бы подтвердят халатное исполнение своих контрольных функций. Справедливости ради отметим, что и наказание дорожникам смехотворное - за нарушение Правил ремонта и содержания дорог согласно статье 134 КоАП РСФСР для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 0,5 до одной минимальной заработной платы. Из последних документов постановлением Госстандарта РФ в 1993 году впервые утвержден ГОСТ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Частично новый ГОСТ вступил в силу с1 июля 1994 года, а полностью-с 1 января 1995-го. В нем установлены жесткие сроки на очистку снега и повышение сцепных свойств дорожного покрытия, а также предельно допустимые размеры повреждения полотна и сроки их устранения. В наших условиях любое хорошее начинание бесполезно, если не предусмотрена ответственность должностных лиц. Будем надеяться, что с принятием в скором времени нового Кодекса об административных правонарушениях появится основание сурово наказывать дорожные службы за неисполнение Правил, стандартов и нормативов. Несколько советов водителям, попавшим в аварию по вине дорожных служб. При составлении протокола напомните сотруднику ГАИ, чтобы он внес в схему ДТП точные данные о состоянии дорожного покрытия, повреждениях полотна (выбоинах, ямах, трещинах) с указанием глубины (высоты), ширины и длины, а также расстояние от препятствия до края проезжей части. Их обязательно надо "привязать" к стационарному объекту (зданию, мачте уличного освещения и т. д.). При этом должны быть указаны номер дома и название улицы. В протоколе необходимо отметить, было ли у поврежденного участка какое-нибудь аварийное ограждение, предупреждающие знаки, а в темное время суток - красные или желтые огни. Укажите, была ли яма (выбоина, трещина) засыпана снегом или грязью или залита водой. Помимо составления протокола и схемы ДТП, желательно привлечь двух-трех свидетелей, которые могут и не быть очевидцами аварии, но подтвердят наличие препятствия на проезжей части. Учтите: дорожники в этих случаях проявляют завидную оперативность, так что через несколько часов все препятствия могут быть убраны, а ямы и трещины заделаны. Если вы собираетесь приступить к ремонту автомобиля, не имея документа о виновности дорожных служб, составьте калькуляцию, подтверждающую размер причиненного ущерба, и сфотографируйте повреждения машины так, чтобы был виден государственный номерной знак. Все это впоследствии может вам пригодиться. А. РЕУТ, адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов