Се рвисВ России появилась первая автомобильная "скорая помощьПравда, воспользоваться ее услугами могут пока только автовладельцы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, прибалтийского Калининграда и прилегающих к этим городам областей. И лишь при наличии туго (я бы даже сказал, очень туго) набитого кошелька. Но тем не менее факт примечательный: стали появляться фирмы, готовые откликнуться по первому зову водителя и оказать ему достаточно широкий спектр услуг - найти и устранить неисправность в автомобиле, а если понадобится - доставить машину в указанное владельцем место. Первопроходцем в этом бизнесе стало петербургское агентство "СПАС-001" - "Скорая передвижная автомобильная служба". ... Очередной вызов поступил на диспетчерский пункт службы в десять утра. Всего сорока минут хватило механику, чтобы через утренние пробки добраться на другой конец города к "больной" машине. Это был микроавтобус "Мазда" восемьдесят второго года выпуска. Двигатель "не держал" холостых оборотов. На выяснение и устранение неисправности ушло два часа. Ремонт обошелся в 147 тысяч рублей; еще сорок стоила владельцу ранее приобретенная им членская карточка СПАС, дающая право на пятидесятипроцентную скидку при оплате услуг фирмы. Мой петербургский знакомый, разъезжающий на семилетней "пятерке", услышав рассказ о визите к "Мазде", проворчал, что предпочтет ездить на метро и ремонтироваться у соседа, нежели пользоваться услугами чистеньких, вежливых профессионалов из СПАСа. Его мнение, видимо, разделяет абсолютное большинство местных водителей - лишь 5% из них стали клиентами фирмы за год ее существования. Немудрено: обычная карточка члена клуба "СПАС-001" - "Лимитед" стоит 250 долларов и дает право на шесть бесплатных вызовов механиков для ремонта автомобиля на месте или его транспортировку, а карточка "Трио" - на сто долларов дороже -включает три бесплатных вызова (ремонт-транспортировка) плюс годовую страховку на три вида риска, кроме угона. Самая дешевая карточка "Extra", гарантирующая пятидесятипроцентную скидку при оплате услуг, стоит 40 тысяч рублей. Тем, кто не хочет вступать в клуб, вызов механика для ремонта обойдется в 14 долларов, вызов эвакуатора - 18, нахождение неисправности - еще в 12. Транспортировка на платформе - три доллара за километр плюс 20 - погрузка-разгрузка. Дешевле всего буксировка на гибкой сцепке - 1,6 доллара за километр. Такие расценки действовали к началу сезона. Впрочем, москвичам и гостям столицы о подобном прейскуранте остается только мечтать. Вызов техпомощи международного акционерного общества АНГЕЛ-НСА для ремонта на месте или эвакуации выльется в 30 долларов, а час работы спеца - в 70 долларов. Годовой же абонемент класса Ас правом на десять бесплатных вызовов ремонтников стоит в первопрестольной $ 810. Подобные цены еще долго будут отпугивать основную массу автолюбителей. А как в этом смысле обстоят дела на Западе? Не удивляйтесь: тамошние расценки даже для небогатых россиян покажутся вполне приемлемыми. 50 100 долларов в год членских взносов (в зависимости от страны) - согласитесь, невелика плата за то, что в любой точке Европы вы и ваш автомобиль не останетесь без помощи. Ее оказывают национальные автомобильные клубы, объединенные, в свою очередь, в европейскую организацию. Мне рассказывали о происшествии с неким немецким туристом, отправившимся на далекую Кубу со своим автомобилем. Неисправность ока-залась серьезной, и ему был выслан специальный самолет, который и доставил автомобиль домой. Разумеется, его владелец, будучи членом клуба, не платил за эту услугу ни пфеннига. О таком уровне сервиса мы и мечтать пока не можем. В нашей "автомобильно неразвитой" стране на повсеместное создание фирм вроде СПАСа и АНГЕЛа могут уйти годы. Но начинать это дело уже пора, причем так, чтобы обеспечить доступные большинству автомобилистов цены на эти услуги. Руководители СПАСа считают, что для этого условия уже есть. Ассоциация "Группа СПАС" готова помочь заинтересованным лицам в юридическом оформлении подобных фирм, познакомить с опытом организации такого рода деятельности, передать свою торговую марку, обучить специалистов. А дальше - дело, как всегда, за государством. Оно может стать гарантом в получении целевых кредитов под закупку оборудования для скорой автомобильной помощи, причем уже сейчас в этой роли в состоянии выступить Федеральный дорожный фонд, куда миллионы россиян перечисляют свои кровные, не зная для чего. Оказывая содействие в становлении скорой автомобильной помощи, государство, в свою очередь, само вправе рассчитывать на ее помощь. Скажем, в контроле за состоянием дорог, оперативной информации о заторах и пробках. В конце концов, автоспасатели могут стать неоценимыми помощниками ГАИ - транспортировать в авариях машины, эвакуировать на спецстоянки автомобили пьяных водителей, патрулировать особо опасные участки - да мало ли еще на дорогах дел, до которых у властных структур не доходят руки? А. РОСТАРЧУКЗА РУЛЕМ 41£> # 4 Ир * 1 Th