НОВАЯ ПОДВЕСКА УАЗаС июня 1994 года Ульяновский автозавод начал устанавливать на свои "джипы" новую подвеску, пока только на часть выпускаемых машин. Конструкторы считают, что теперь автомобиль утратит обидное прозвище "козлик", которое получил именно за жесткую подвеску. О новшестве рассказывает начальник отдела шасси УАЗа В. ПАПУЧА. Чтобы легче уяснить, чем вызван переход на новую конструкцию, напомню несколько основных понятий. Подвеска - это агрегаты и детали, которые связывают часть автомобиля, контактирующую при движении с дорогой (ее называют неподрессоренной массой), с той частью, которую собственно везем (это - подрессоренная масса). Подвеске приходится выполнять три очень ответственные задачи. Первая - смягчать толчки и вибрации, которые передаются колесу при движении. Поэтому у подвески есть упругий элемент, например, рессоры или пружины. Колесо, наезжая на неровности, перемещается. Отсюда вторая задача подвески: колесо должно перемещаться правильно - так, чтобы сохранялась устойчивостьРессора, закручиваясь и незакономерно изгибаясь от различных усилий (боковые силы, тормозной момент, тяговый момент и т. д.), устанавливает управляемые колеса не так, как надо - а потому автомобиль порой едет не совсем туда, куда нам хочется. В новой передней подвеске - жесткий трехрычажный направляющий аппарат, который заметно улучшил управляемость и устойчивость. Пружины новой подвески такой же жесткости, что и рессоры на ранее выпущенных УАЗах. Так что опасения, будто новая подвеска уменьшает грузоподъемность (вернее, способность выносить перегрузки) и менее долговечна, необоснованны. Листы рессоры скользят друг по другу, преодолевая силу трения. На приржавевших или имеющих другие дефекты листах эта сила достигает значительных величин, зачастую (особенно на невысоких неровностях) превышая силу от воздействия дороги. В таких случаях рессора блокируется (становится монолитом) и жестко передает толчки от дороги на кузов и пассажиров. Такого конструктивного недостатка полностью лишена пружина. В значительной мере (процентов на семьдесят) лишена его и малолистовая рессора, примененная в новой задней подвеске. Поэтому, подчеркиваем, при одинаковой жесткости и, соответственно, несущей способности автомобиль с новой подвеской обладает лучшей плавностью хода. Кроме того, внутреннее трение мало - значит, обеспечен лучший контакт колеса с дорогой. Колесо реже отрывается от полотна, ведь многолистовая рессораблокируется и при его ходе вниз. Это дополнительно улучшает управляемость. Неужто у новой подвески сплошь преимущества? Есть, конечно, недостаток она дороже, правда, не очень намного. Теперь рассмотрим конструкцию подвесок подробнее. Передняя подвеска (рис. 1) - зависимая пружинная, состоит из двух продольных рычагов 1и поперечной тяги 5. Продольные рычаги соединены с передним мостом посредством неразборных резинометаллических шарниров 20 и кронштейнов 2, а с рамой - через резиновые шарниры 12 и кронштейны 10. Крепят рычаги гайками 19 и 11 до упора. Торцевая гайка 11 шплинтуется. Поперечная тяга соединена через резинометаллические шарниры 4и кронштейны 3с мостом, а кронштейн 6 - с рамой. Пружины 17 опираются через нижний кронштейн 16 на мост и верхний кронштейн 8 на раму. Между верхним кронштейном 8и пружиной 17 установлена вибропоглощающая резиновая прокладка 7. Пружины сортируют по жесткости на две группы. На автомобиль устанавливают пружины одной группы, чтобы машину не "перекосило". Стабилизатор поперечной устойчивости 15 установлен неподвижно на кронштейны 13 рамы через резиновые втулки 14. Концы стабилизатора зажаты в резиновых втулках 22 стремянками 21 на продольных рычагах подвески. Осевые перемеща ния концов стабилизатора относительно рычагов происходят за счет сдвига резины во втулке 22. Скольжение концов во втулке не допускается, его появление указываетРис. 1. Передняя подвеска: 1 - продольный рычаг; 2, 10 - кронштейны продольного рычага; 3,6 - кронштейны передней тяги; 4, 20 - резинометаллические шарниры; 5 - поперечная тяга; 7 - вибропоглощающая прокладка; 8, 16 - кронштейны пружины; 9 амортизатор; 11,19- гайки; 12 - резиновые шарниры; 13 - кронштейн стабилизатора; 14, 22 - резиновые втулки; 15 - стабилизатор; 17 - пружина; 18 - буфер; 21 - стремянка. Рис. 2. Задняя подвеска: 1 - кронштейн амортизатора; 2 - рессора; 3 - амортизатор; 4 - рама; 5 - накладка; 6 - стремянка; 7 - подкладка; 8 - кронштейн серьги; 9 - кронштейн амортизатора; 10 - гайка стремянки; 11 - ось; 12 - резиновая втулка; 13 - буфер; 14 внутренняя щека серьги; 15 - палец; 16 - наружная щека серьги; 17 - гайка пальца.Рис.1. и управляемость. Для этого служит направляющий аппарат подвески. Любой фуз, лежащий на пружинящей опоре, очень легко раскачать - достаточно его толкнуть. Кузов, подвешенный на пружинах или рессорах, способен раскачиваться непрерывно - ведь не бывает абсолютно гладких дорог. Поэтому третья функция подвески - гасить колебания. Традиционная для УАЗов рессора решает все три проблемы: она и направляющий аппарат, и упругий элемент, и на 40% гасящее устройство (за счет межлистового тра ния). Простота - хорошо, но по известной поговорке она иногда "хуже воровства". Все три функции рессора выполняет посредственно.15 14 131211_Рис.2.14 15 12 16 17ЗА РУЛЁМ 9/95 79