i ЫНОКценах - несколько цифр, переписанных в блокнот в последних числах мая: ветровое стекло ГАЗ-24 на рынке стоило 80 тысяч рублей, а в магазине "газовского" технокоммерческого центра - 98 тысяч; распределители зажигания на "вазовской" станции можно было приобрести за 80 тысяч, а вот на рынке - уже за 100. Покраска "жигулей" обходилась в сумму от 80 тысяч у частников до 415 на фирменной СТОА. Цены много выше не только курского прожиточного минимума,В Курске сегодня на каждом уличном столбе пестрят объявления: продадим запчасти, отремонтируем, обслужим по желанию клиента на дому... Прогулявшись по центру города, я насчитал десяток таких точек! Раньше все дороги вели в "Стрелу" - единственный магазин/торговавший запчастями официально. Теперь, как говорится, были бы деньги. "Стрела" стала одним магазином из множества, а в северозападной части города наконец-то обосновался и авторынок. То же самое произошло в сфере ремонтных услуг. В Курске стало заметно больше специализированных станций и пунктов. Одно из таких относительно молодых предприятий, арендующее площади у гарнизонного Дома офицеров, занялось "тавриями". Остались "газовские" и "вазовские" сервисные предприятия. Есть и универсальные - как, скажем, ассоциация "Курскавтотехобслуживание", усиленная индивидуальной фирмой, принадлежащей руководителю этой ассоциации Николаю Трубачеву. Почти инкогнито действуют на местном рынке частные фирмы. По объему работ они превосходят традиционные СТО - частники с письменной гарантией ремонтируют любые модели, в том числе иномарки. Наконец, если поинтересоваться объявлениями в газетах, а еще лучше потолковать с кем-то из опытных автолюбителей, можно получить адреса и рекомендации к мастерам-индивидуалам, специализирующимся на двигателях, карбюраторах, кузовных работах ит . д . Число таких мелких предпринимателей столь велико, что учету не поддается - во всяком случае, налоговому. Акционерное общество "АвтоГАЗ" имеет теперь в Курске две дилерские станции: технокоммерческий центр и АО "КурскГАЗавтосервис". Вторая фирма создана недавно, но энергия ее руководителя Александра Сачкова, экс-чемпиона России по автоспорту, буквально фонтанирует: одних налогов в казну за прошлый год перечислено около двух миллиардов рублей. Сачков "со товарищи" торгует автомобилями и запчастями. (Только из Нижнего Новгорода по прямому договору с ГАЗом завозят в Курск запчастей на 4 миллиарда рублей в год.) Но что самое ценное, "сачковцы" выкупили, по сути, развалины механического заводика и создали станцию техобслуживания с солидной ремонтнойУСЛУГ СТАЛО БОЛЬШЕ, НО ЦЕНЫ - ВЫШЕбазой. Здесь выполняют кузовные работы и окраску (очередь велика, несмотря на высокие цены: качество рождает растущий или, во всяком случае, неослабевающий спрос). Вот-вот будет оборудован и цех по ремонту двигателей. Понятно, что конкуренты ревниво поглядывают друг на друга, стараясь как можно лучше выглядеть перед клиентами по трем основным показателям - цена, качество, скорость обслуживания. Если вы захотите отремонтировать двигатель в частной фирме, предпочитающей до лучших времен не афишировать свое существование, то за один день мотор снимут, разберут, приведут в порядок и поставят на место. Быстрота - условие выживания этих фирм. Частный сервис тоже гарантирует качество выполненного ремонта. После того, как двигатель восстановлен, клиента обязывают заехать через 500 и 1000 километров пробега - подтянут, подрегулируют, сменят масло. И если мотор потом все же забарахлит, то до десяти тысяч километров фирма устранит выявившиеся дефекты за свой счет. Кто пользуется услугами этой, да и других курских фирм? Оказывается, довольно ограниченный круг клиентов. Прежде всего владельцы служебных машин, рассчитывающиеся не своими деньгами, и состоятельные люди из числа предпринимателей. Ремонт в частной фирме дешевле, чем на станции, зато запчасти вдвое дороже. Рядовой же автолюбитель предпочитает обойтись собственными силами. В последнее время на удовлетворение массового спроса начал работать мелкий бизнес в украинском приграничье. Куряне охотно едут ремонтироваться за кордон со своими запчастями: "железки" там тоже дороги, а вот работа украинских мастеров значительно дешевле, чем в России. Для общего представления о курских но и среднего для города уровня зарплаты. Знакомый предприниматель-ремонтник, взявший с меня слово не называть его имя и фирму, дал такое объяснение: завышенные цены хорошо кормят множество отнюдь не мастерового люда. Нет, не только рэкетиров-уголовников. Еще страшнее, как он выразился, государственный рэкет. Работать честно, увы, абсолютно невозможно - приходится ловчить, уходя от непосильных налогов, и не засвечиваться. Но и убийственные налоги - это не все. Предприниматель, верить которому у меня есть основания, сетует на неуемную алчность целой рати чиновников из десятков контролирующих контор. Ни один серьезный вопрос без взятки не решается. Другая разновидность поборов - баснословные цены, назначаемые за свои услуги вполне, казалось бы, официальными организациями. Например, чтобы провести в гараже электропроводку (самим нельзя ни в коем разе - не возьмут на обслуживание!), с фирмы запросили 22 миллиона рублей перечислением или 18 наличными. Сошлись на том, что рассчитались автомобилем в хорошем техническом состоянии... И это только за проводку! Взятки, поборы, конечно же, включаются в накладные расходы и удерживают цены на уровне, недосягаемом для большинства. Но даже такая дороговизна не обеспечивает выживание предприятиям автосервиса. За редким исключением (да и то прибыль приносит не ремонт, а "чистая" торговля запчастями), они убыточны. Частные мастерские одна за другой разваливаются. Мой знакомый вынужден жарить шашлыки, торговать чем угодно, чтобы спасти свое дело. Вот такая жизнь у курского автосервиса сегодня: дорогостоящая, экономически выгодная чиновнику и больше, пожалуй, никому. Курск В. ЧЕМОДУРОВ ЗА РУЛЕМ 9/95 51