57
58
из коллгтщшс "ЗА pyusat"Ф0РД-ТАУНУС-12М' (Германия)С О С7«л>^йл^*лл»-^Ч %Г ПlETTE-ГгШЕ:ервая модель "Форда" с передними ведущими колесами должна была появиться не на европейском, а на американском рынке под маркой "Кардинал". Но специалисты по маркетингу сочли выход такой машины на рынок США преждевременным, и под индексом "12М" ее начал выпускать филиал "Форда" в Кёльне. Новая модель стала большим шагом вперед. И не только потому, что она переднеприводная. "Форд" одним из первых внедрил здесь короткий V-образный четырехцилиндровый двигатель. Компактный силовой агрегат позволил сделать автомобиль довольно вместительным, с большим багажником (0,56 м3 ). Двигатель на "Таунусе-12М" был вынесен вперед, за ось, соединяющую центры передних колес. Коробка же передач (кстати, полностью синхронизированная - редкость для 60-х годов) с валами, размещенными вдоль продольной оси машины, лежала внутри колесной базы. Между двигателем и коробкой передач - главная передача. В приводе передних колес внутренние шарниры полуосей были карданные, а наружные - шариковые, типа "Рцеппа". В подвеске передних колес конструкторы отказались от пружин и применили в качестве упругого элемента поперечную рессору. Она же играла роль одного из поперечных вильчатых рычагов, которые фиксировали колесо. Другой поперечный рычаг - традиционной конструкции. Задние колеса соединялись жесткой (неразрезной) балкой, подвешенной на двух продольных рессорах. С 1963 года на модель -12М стали устанавливать полуторалитровый двигатель (его отличающиеся данные - вскобках). Но сбыт переднеприводной машины шел не так оживленно, как рассчитывали ее создатели, хотя появление "Таунуса-12М" сопровождалось энергичной рекламной кампанией. Так, серийный экземпляр этого автомобиля на треке "Мирама" во Франции покрыл за 5 месяцев и 19 дней дистанцию в 360 тысяч километров с остановками только для дозаправки и замены шин. В ходе этого заезда было установлено 145 рекордов скорости на длинные дистанции. Высокая долговечность машины привлекала потребителей. Радиус поворота - 5,4 м, вопреки предсказаниям пессимистов, был не больше, чем у одноклассников. Разочаровывала вялая динамика (более мощный полуторалитровый мотор появился поздновато) и маловыразительный внешний вид. Кроме того, силовой агрегат получился тяжелым (183 кг) - на передние колеса приходилась большая нагрузка. Немецкий филиал "Форда" свернул производство "Таунуса-12М" и "Таунуса15М" в 1968 году. Их изготовили в Кёльне около 350 тысяч. Годы выпуска - 1962 - 1966 (1963 - 1968); количество мест - 5; двигатель: количество цилиндров - 4, рабочий объем - 1 183 (1498) см 3 , клапанный механизOHV, мощность - 40 л. с/29 кВт (55 л. с/40 кВт) при 4500 (5000) об/мин; количество передач - 4; главная передача - гипоидная; размер шин - 5,60 - 1 3 дюймов; длина - 4250 мм; ширина - 1590 мм; высота - 1400 мм; колесная база - 2530 мм; колея передних и задних колес - 1250 мм; масса в снаряженном состоянии - 845 (890) кг; наибольшая скорость - 125 (145) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 28 (19,5) с; средний расход топлива - 7,5 - 8,5 (9,5 -10,5) л/100 км.J% ЛITЯГЕЧЖЁЁПТЕЗ-из т&ил&кфеи. "т тч/лвм ш_JЕЛЕ из коилв'щии "ЗА рулваь"Гцишгllllim'АУТОБЬЯНКИ-ПРИМУЛА" (Италия)dS^Fff*?*****»^****Итальянский автомобильный гигант ФИАТ долгое время вел экспериментальные работы по переднеприводным моделям. Одна из таких конструкций под индексом "G123-E4", проектирование которой было начато в 1961 году, предназначалась для завода "Аутобьянки" в г. Дезно, дочернего предприятия ФИАТа. Возглавлял этот проект Д . Джакоза. Дебют машины состоялся осенью 1964 года в Туринском автомобильном салоне. Новая модель во многом оказалась революционной. Она имела передние ведущие колеса а чтобы уменьшить их перегрузку, Джакоза (как и Иссигонис на "Остине") разместил силовой агрегат поперек кузова. Он использовал от ФИАТ-1100 двигатель и соосную с ним коробку передач. Весь силовой агрегат пришлось максимально сместить вправо, поскольку, хотя отбор мощности на главную передачу (она позади сцепления) и шел от ближайшей к двигателю шестерни в коробке передач, дифференциал неизбежно оказывался смещенным влево. Из-за этого полуоси получились неравной длины, одна из них при разгонах и торможениях двигателем работала как торсион. Дополнительный крутящий момент от ее закрутки, приложенный к правому колесу, вызывал рысканье автомобиля. Полуоси не позволяли смонтировать пружины передней подвески по классической схеме, поэтому Джакоза использовал вместо верхнего рычага подвески поперечную рессору. Прагматический подход главный конструктор проявил и при проектировании задней подвески, сделав ее максимально простой и дешевой: изогнутая трубчатая ось подвешивалась к кузову на двух продольных рессорах. Выгнутая задняя ось без картера главной передачи дала возможность заметно опустить пол в задней части салона. При этом наивыгоднейшим типом кузова оказался трехили пятидверный хэтчбек. Заслуга Джакозы в том, что он сумел гармонично сочетать хорошо известные элементы в единое целое и создал компоновочную схему, которая нашла много подражателей. И не потому, что инженеры других заводов менее талантливы, а потому, что итальянец дал логически тесно связанную цепь решений, которую очень трудно было изменить, не потеряв преимуществ. Пятидверная модификация "Примулы" (она называлась -65С) появилась в 1968 году (ее отличающиеся данные приведены в скобках). К началу семидесятых потенциал "Примулы" был исчерпан. Ее концепция прошла проверку временем и дала толчок созданию переднеприводных моделей СИМКА1100 (выпуск начат в 1967 году) и ФИАТ-128 (с 1969 года). Сопоставление "Аутобьянки-Примула" с ФИАТ-124 (аналог нашего ВАЗ-2101) показывает, что переднеприводная модель на 65 кг легче и на 288 мм короче. При этом полезная длина пассажирского помещения и вместимость салона практически одинаковы. Годы выпуска -1964 -1968 (1968 -1970); количество мест - 5; двигатель: количество цилиндров - 4, рабочий объем - 1221 (1197) см 3 , клапанный механизм - OHV, мощность - 51 л. с/38 кВт (60 л.с/44 кВт) при 5400 (5600) об/мин; количество передач - 4; главная передача - цилиндрические косозубые шестерни; размер шин 155R13; длина - 3785 мм; ширина - 1580 мм; высота 1400 мм; колесная база - 2300 мм; колея колес: передних -1330 мм, задних -1290 мм; масса в снаряженном состоянии - 840 (885) кг; наибольшая скорость - 1 35 (140) км/ч; средний расход топлива - 7,8 - 8,2 (8 - 9) л/100 км.шиз коллв*щии "ЗА руигас"щщ ".,