растрепаны по краям без отслоения и тра щин. Головки заклепок - плоские, невысокие, должны лежать в углублениях ровно, без перекосов; развальцованная часть заклепок - без трещин и сколов. Проверьте на глаз центровку шлицевой втулки ступицы ведомого диска. Если есть сомнения, проконтролируйте штангенциркулем. Выбирая "вазовскую" "корзину", положите в нее ведомый диск. Его накладка должна выступать на 3-4 мм (риа 4). Если меньше - не берите эту "корзину": сцепла ние прослужит очень мало, ведь прижимающее усилие здесь будет минимальным. Проверьте, не перекошена ли (деформирована) диафрагменная пружина. Это легко обнаружить, если опереть ее концами лепестков на любую гладкую поверхность. Конечно, мы рассказали не о всех неисправностях, но надеемся, что с другими, ба лее хитрыми, вам встретиться не придется.НЕ ЖЕНСКОЕ ДЕЛО?Раньше женщины-водители воспринимались как исключение, сейчас картина иная. Но в автомобиле и вокруг него дала ко не все, к чему мужчины привычны, безоговорочно годится и для женщины. Подробнее об этом расскажет Э. КОНОП. КОЛЕСО ПРОКОЛОТО... Конечно, естественнее всего обратиться за помощью к пассажиру-мужчине. А если в машине, кроме вас, никого, да и вокруг тоже - уехать-то надо! Значит, и с колесом надо справиться самой. Помимофизических усилий (как увидите ниже, не чрезмерных), здесь требуется повышенная осторожность, чтобы исключить возможность травм при срыве ключа с гайки. Они тем вероятнее, чем меньше у вас опыта. Женщине, если она сложением не из тех, кто "коня на скаку остановит", отвернуть упомянутые гайки сложней. Подскажем одно из простых и надежных решений: с помощью подходящего отрезка стальной трубы (длиной 300-400 мм) "баллонный" ключ удлиняют примерно вдвое (рис. 1). Соответственно уменьшается прилагаемое усилие. Скажем, если рычаг ключа вы удлинили до 400 мм, для нормальной затяжки гайки "Москвича" (или болта "Жигулей") достаточно силы 20-25 кгс - вполне доступно любой соотечественнице, привычной к весу хозяйственной сумки. Не увлекайтесь: даже женщина - если перестараться! - ма жет сорвать резьбу. Подобную трубку-удлинитель часто возят в комплекте штатного инструмента и зрелые автомобилисты-мужчины - "неподдающихся" гаек на машине немало. И все же главное, о чем нужно помнить при замене колеса, - это опасность падения автомобиля с домкрата. Как-никак тонна веса, а то и больше. Мораль: если машина поднята, никогда не суйте руки, ноги (тем паче голову) между кузовом и колесом! Штатные домкраты не отличаются ни прочностью, ни надежностью - у одних "неожиданно" разрушается резьба на винте, у других ломается сам винт, третьи из-за своей хлипкости "складываются". Помните, кто-то сказал: лучше быть минуту трусом, чем всю оставшуюся жизнь калекой или просто покойником. Для автомобилистов это правило вполне подходяще! Присмотритесь: толковый автолюбитель, собираясь что-то делать под машиной, на пременно опирает кузов на прочные подставки - покупные или самодельные (рис. 2, 3, 4). "Герой", смело ныряющий под машину, покачивающуюся на домкрате, воспитан на нашем традиционном "авось" - не берите с него пример! Зимой, на гололеде, машина легко сползает в сторону не только при неумелой работе с домкратом, но и будучи усТановРис. 1. Так удлиняют ключ. Рис. 2,3,4. Различные типы подставок. Рис 5. Отворачивание гаек с помощью молотка.лена на неудачные подставки. Летом, например, очень хороши самодельные опоры из деревянного бруса (рис. 2), но на льду это настоящие салазки, тут - берегитесь! Вообще-то об особенностях работы с домкратом мы не раз говорили (например, ЗР, 1994, № 6) и повторяться не будем. Отпуская или затягивая гайки колеса, не совершайте обидных ошибок. Запомните - лучше это делать, когда колесо стоит на земле, а не вывешено. Иначе риск уронить автомобиль с домкрата весьма велик - стоит нажать посильней. Прокол? Остановились, достали ключ, удлинитель, надели перчатки (матерчатые или старенькие кожаные - они не раз убера гут ваши руки при всякого рода грубых работах), подложили "башмаки" или просто пару кирпичей под колеса, чтобы машина не смогла скатиться вперед или назад, ослабили гайки (болты) до легкого вращения. И только теперь - на домкрат. Приподняв ка лесо на сантиметр над дорогой, отверните гайки до конца. Сняли проколотое, надели "запаску". Теперь заверните гайки, не пытаясь пока затягивать: опустите автомобиль, дотяните гайки, насколько нужно. Времени потратите не намного больше, зато риск "свалить" машину с домкрата минимальный. А если всатаки свалится? Тут действуют по-разному, в зависимости от обстоятельств. Домкраты "складывающегося" типа обычно позволяют поднять машину ив этой ситуации, а вот те, что с вертикальной стойкой (классический "жигулевский" или "волговский"), могут поставить вас в трудное положение. В каких-то случаях место под домкрат приходится подкапывать (если позволит грунт, конечно). Ну, а чаще всего зовут кога то на помощь, ищут складной домкрат и т. п. Главное - повторяем! - при падении машины с домкрата не оказаться под ней хотя бы частью тела, будь это рука, нога или голова. Между прочим, диапазон человеческих талантов весьма широк: один мужичок не умеет гвоздь в доску вбить, а иная дама, артистично орудуя инструментом, отвернет или завернет вышеупомянутые гайки даже на свободно вращающемся колесе! Суть фокуса проста. Колесо - штука массивная, и если по ключу, надетому на гайку, наносить резкие удары молотком, та отвернется, словно колесо стоит на земле. Его лишь слегка придерживают. Но помните о безопасности, будьте начеку! (рис. 5). Наш совет: прежде чем вас постигнет прокол на пустынной дороге, потренируйтесь в замене колеса. Механиков гоночной команды вам не переплюнуть (инструмент не тот!), но уверенности прибавится. Итак, с колесом вы справились. Остальное-дело шиномонтажной мастерской. ЧЕМ ПОДКАЧАТЬ? Случается, что шина (не обязательно из-за прокола, но, скажем, из-за неисправности золотника в вентиле) слегка приспущена, ее надо подкачать. Чем? И кто это86З РЛМ 99 АУЕ /5