ля вас и вашей машиныразующихся и взрывающихся в жидкости из-за вибрации стенок этих деталей. Финалом нередко становится прободение стенок. Есть еще и другие неприятные явления: окисление, ржавление поверхностей, частичная или полная закупорка системы, утечка жидкости как следствие высокотемпературных химических реакций. Все процессы, происходящие в замкнутых системах с циркулирующей жидкостью, исследует бельгийская фирма CST Engineering в г. Генте. Для защиты таких систем она разработала и выпускает препараты "Алентра", получившие признание в Европе. Достаточно сказать, что один из крупнейших изготовителей грузовиков - ДАФ включил использование их в руководство по эксплуатации. Первый - "Алентра Протектор" (с 1988 по 1994 год изготовлено уже более миллиона флаконов). Это состав, который вводят в систему охлаждения двигателя. Выстилая все ее поверхности тонким слоем, он почти полностью защищает их от вредных последствий происходящих там процессов. В зависимости от интенсивности и условий эксплуатации пленка работает один-два года. Если автомобиль не новый и до первого введения "Протектора" эксплуатировался более года, необходимо предварительно удалить из системы накопившиеся отложения. Для этого предназначен другой препарат "Алентра Клинер". После нескольких часов работы двигателя он очищает поверхности, на которые затем прочно ложится "Протектор". Оба препарата, особенно "Протектор", обладают герметизирующим свойством. На редакционном "Москвиче-21412" он, например, закрыл трещины на радиаторе, появившиеся после перегрева системы. Препарат, таким образом, спас дорогой узел, не ухудшив, а, наоборот, улучшив теплоотдачу системы. Немаловажно, что продукты "Алентра" - экологически чистые, безопасные (при утилизации "Протектор" биологически разлагается, образуя воду и углекислый газ). Фирма предлагает также вариант препаратов, предназначенных для отопительных систем домов и т. п. "Алентра" продается в Торговом доме "За рулем": Москва, Бакунинская ул., 72. Телефон: 261-01-08.СПАСЕТ ЛИУниверсального средства борьбы с коррозией пока не найдено. Чтобы продлить жизнь кузова машины, автомобилисты пользуются различными методами. Одни регулярно обрабатывают его мастиками и антикорами, другие считают, что достаточно теплого гаража, третьи отдают предпочтение электрохими-. ческой защите. О причинах возникновения коррозии и способах борьбы с ней размышляет кандидат технических наук В. БОРОДИН."АЛЕНТРА"ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕСколько раз мы слышали, что нормальная работа двигателя зависит от систем питания и зажигания. Но редко кто называет при этом и систему охлаждения. И напрасно. Как показывают научные исследования последнего десятилетия, эта система, в общем-то простая и понятная (этакая крепенькая "автобабушка"), требует постоянного внимания. Мы же вспоминаем о ней, лишь когда "закипает" радиатор или, что еще хуже, обнаруживаем "Тосол" в масле. Процессы, вызываемые контактом жидкости с металлом, медленно, но верно приводят к отрицательным последствиям. Первое из них - образование накипи (особенно в системе, заполняемой водой), которая, осаждаясь в каналах блока и радиатора, ухудшает теплоотвод от них. Известно, что слой накипи толщиной всего в один миллиметр создает такую же теплоизоляцию, как и сто миллиметров чугуна! Вот почему двигатели старых машин, попадая в дорожные пробки, перегреваются и "кипят". Второе неприятное последствие появление раковин в каналах (или гильзах) цилиндров от пузырьков, обМногочисленные исследования привели к странному, на первый взгляд, выводу: автомобиль на ходу практически не ржавеет. В основном коррозия поражает его во время стоянки под открытым небом, при хранении в гараже или под тентом. Почему так происходит? На открытой стоянке автомобиль не защищен от атмосферных осадков. Кроме того, при резких перепадах температуры (например, вечером или ранним утром) влага из воздуха конденсируется на кузове как снаружи, так и внутри. Она скапливается в порогах, коробах дверей, лонжеронах, стойках, на потолке под декоративной обивкой. С повышением температуры вода испаряется с открытых поверхностей, но еще долго не высыхает в скрытых полостях. В результате именно эти части кузова страдают от коррозии сильнее других. Не надейтесь защитить свой автомобиль от ржавления, храня его под тентом. Накидка из брезента закрывает машину от пыли, грязи и снега, но совершенно не предохраняет от конденсата из атмосферы. В замкнутом пространстве без вентиляции капли воды долго не испаряются, и нередко в жару под тентом образуется "водяная баня". Причем корпус автомобиля, влага и чехол вместе образуют гальваническую пару, где кузов является анодом. Если при этом тент касается машины, то даже лакокрасочное покрытие не спасает от коррозии, и ржавчина проступит сквозь краску. Особого внимания требуют металлические гаражи, тем более что сейчас автомобилисты пользуются не только обычными стационарными боксами, но и железными ящиками типа "ракушка" и "хлебница". В таком гараже скорость коррозии увеличивается в десятки раз. Причин несколько малый объем гаража, плохая вентиляция, отсутствие пола. К сожалению, синтетические эмали и антикоррозионные составы лишь изолируют железо от окружающей среды. При на-34ЗА РУЛЕМ 9/95