КАК ВИДИМ ТАК ЕДЕМОсенние дожди и непросыхающие дороги, первые заморозки доставляют водителю много неприятностей. Одна из них - ухудшение видимости. О том, как с этим бороться, ведет беседу Б. СИНЕЛЬНИКОВ. Кто больше страдает за рулем от плохой обзорности - мастер или новичок? Не подумав, почти наверняка ответите: новичок. Ошибаетесь. Вспомните, когда вы только начали ездить, внимания хватало лишь на то, чтобы смотреть вперед, как можно ближе к капоту. (К слову, у многих водителей это навсегда выработало неправильную посадку - слишком близко к рулю, а руки и ноги сильно согнуты.) Хорошему водителю требуется постоянно знать обстановку не только намного дальше "своего носа", но и сзади, и по сторонам. Особенно это важно, когда возникает неожиданное препятствие (правда, для мастера неправильный маневр другого водителя или появление ямы на дороге трудно назвать неожиданными). Можно безошибочно определить квалификацию водителя, выезжающего со стоянки с грязными или заметенными снегом стеклами. Такого выручают собратья, которые сигналят, предупреждая об опасности его маневра - скажем, выезда из ряда. Невольно думаешь: ну, а если бы не сработал сигнал и "слепой" 74 ЗА РУЛЕМ 9/95не убрался вовремя на прежнее место?.. Любопытный парадокс. Дизайнеры и конструкторы кузовов, стремясь обеспечить максимум обзорности, все увеличивают размеры стекол, а иные хозяева машин, проявляя дурной вкус, вешают у стекол всякие вымпелы, талисманы, побрякушки, которые мешают следить за дорогой, просто утомляют зрение. И в критический момент могут способствовать, а то и стать причиной несчастного случая: вымпел закрыл пешехода, за наклейкой "спрятался" ребенок и т. п. Но больше всего ухудшают видимость грязные брызги из-под колес, особенно когда нет фартуков, предусмотренных конструкцией автомобиля. Не случайно ГАИ требует и проверяет их наличие: в Правилах дорожного движения указано, что без них ездить нельзя! Мы же, потеряв брызговики, не торопимся поставить новые - ведь самому от них пользы мало, да и продержатся они недолго. Вот и поливаем машины друг друга. Как теряются фартуки? Чаще всего, отрываем их колесом, когда переезжаем препятствие (например, бордюрный камень) задним ходом (рис. 1).Совет: чтобы фартук не прижимался к колесу, можно оттянуть его шнуром (рис. 2) или закрепить дальше от колеса. К сожалению, вместе с грязью от чужих колес на стекла попадают брызги из-под собственных. Больше других страдает этим недостатком "Самара". Аэродинамика ее столь неудачна, что образующиеся за кормой вихри в считанные минуты покрывают заднее стекло слоем дорожной грязи. Попытки изобретателей устанавливать щитки-дефлекторы, спойлеры и т. п. особого эффекта не дают. Надо обязательно ставить электрический стеклоочиститель и омыватель (если их не установил завод): только они способны поддерживать прозрачность стекла Почти такой же грязнулей проявила себя и "Таврия", а вот "Москвич-2141" - тоже с кузовом "хэтчбек" - очень мало загрязняет свое заднее стекло и вполне обходится без стеклоочистителя. Тем, у кого на пути много луж (на фунтовых, щебеночных дорогах, выбитом асфальте), очень досаждают брызги, летящие от передних колес вперед и попадающие затем на стекло (рис. 3). Попытки уйти отРис. 1. Брызговик отры вается собственным ко лесом.-Рис. 2. Фиксация брызговика шнуром.1' УьШ