Под капотом иномаркиЧто такое антиблокировочная система тормозов - АБС, наверное, лучше всех объяснят автогонщики. Ведь чтобы быстро остановить машину или резко снизить скорость на мокрой и скользкой дороге, им приходится имитировать работу АБС, прибегая к так называемому импульсному торможению: нажимать и отпускать тормозную педаль, едва одно из колес схватит на юз (этот момент, считают они, помогает уловить шестое чувство). Наш корреспондент в Берлине М. ГОРБАЧЕВ, в прошлом спортсмен, немало поездил с настоящей АБС. Его статья о том, как работает система, и - впервые - о том, как устранить ее простейшие неисправности. Надеемся, это будет небезынтересно читателям: ведь машины, оснащенные таким устройством, появились и на наших дорогах.АБСЧтобы контролировать машину при экстренном торможении, я в пору своихзанятий автоспортом проделывал, например, такое упражнение. Разгонял автомобиль примерно до 120 км/ч, затем выезжал правыми колесами на мокрую, скользкую обочину дороги, оставляя левые колеса на асфальте. Достигнув выбранной отметки, резко и сильно нажимал на педаль тормоза. Фокус заключался в том, чтобы в начале заноса сразу отпустить педаль и выправить положение автомобиля быстрым поворотом руля. Движения рулем, иногда от упора до упора, чередовались с резким нажатием на педаль тормоза. Так - до полной остановки автомобиля точно в том же положении, как при начале торможения: левые колеса на асфальте, а правые - на скользкой дороге. Рискованный маневр, доступный только хорошо тренированному спортсмену: повторять его на своей машине никому не советую! Зато на автомобиле, снабженном АБС, вы можете получить тот же результат, и при этом не придется суетливо крутить руль и 'Топтать" педаль, изображая прерывистое торможение. Все это сделает за вас "антиблок". В последние годы мне пришлось испытать поведение автомобиля в различных дорожных ситуациях, когда АБС делает чудеса. Благодаря ей стало возможным резко тормозить даже в повороте - автомобиль не теряет устойчивости и управляемости. Теперь я хочу коснуться другого очень интересного, к тому же малоизученного вопроса - обслуживания и ремонта АБС на примере автомобиля "Мерседес-Бенц". Но прежде напомню кратко, как действует АБС. Эта система предотвращает блокировку колес (юз) при экстренном торможении.Тем самым значительно сокращается тормозной путь: ведь максимальная эффективность торможения достигается тогда, когда колеса продолжают вращаться, а значит, сохраняется максимально возможное сцепление их с дорожным покрытием. Это делает автомобиль управляемым даже в момент экстренного торможения. Датчики оборотов на передних колесах, а также в картере дифференциала заднего моста непрерывно измеряют скорости вращения колес. По сигналам этих датчиков электронный блок управления вычисляет среднюю скорость, которая близка к скорости автомобиля. Постоянно сравнивая параметры для каждого колеса и осредненную для всех колес скорость вращения, блок управления определяет то из них, у которого скорость падает, что означает переход в предблокировочное состояние. Еще мгновение - и оно "пойдет на юз". Значит, в рабочем цилиндре этого колеса надо снизить давление. Под воздействием сигналов блока управления система гидравлических клапанов и насосов поддерживает давление тормозной жидкости оптимальным в каждом цилиндре - даже при более сильном нажатии на педаль оно не увеличивается. Если все же обороты колеса, о котором идет речь, снова приближаются к точке юза, то откроется клапан и снизит давление тормозной жидкости настолько, чтобы колесо начало убыстрять вращение. Если оно разгонится выше оптимальной величины - включится насос и давление опять поднимется, но при Датчик оборотов колеса чаще всего бывает виновником нарушения работы АБС.этом не превысит давления в цилиндрах других колес. Такой цикл повторяется для каждого колеса, пока происходит экстренное торможение. Прекратится он только тогда, когда водитель отпустит педаль тормоза или скорость упадет до 5-7 км/ч. В блоке управления есть автоматический предохранитель, отключающий систему при неисправности: например, обрыве провода от датчика оборотов, падении напряжения в бортовой сети до 10,5 В. Тогда на приборной доске загорается желтая лампочка с надписью "АБС". Ехать можно - тормозная система в порядке, просто она будет действовать в обычном режиме (как на автомобиле, не оснащенном АБС). При работе АБС слышны характерные звуки работы помпы, качающей тормозную Электронный блок управления АБС находится под капотом за блоком управления впрыском.жидкость, и отчетливо ощущается пульсация при нажатии на тормозную педаль. Теперь рассмотрим такой случай. При резком нажатии на тормозную педаль не чувствуется пульсации, не слышно характерных звуков работы АБС, а на панели загорелась контрольная лампа желтого цвета с ее символом. Значит, антиблокировочная система выключилась. В чем причина, как ее обнаружить и устранить? Об этом умалчивает даже довольно подробное "Руководство по ремонту автомобилей "Мерседес". Авторы пособия отошлют вас на фирменную станцию обслуживания. Не стану распространяться о том, по каким причинам мало кому удастся выполнить их совет; постараюсь помочь устранить дефект своими силами. ЗА РУЛЕМ 9/95 69