УЗОВ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?рушении защитного покрытия ржавчина активно разъедает металл, а его повторное нанесение связано с большими затратами времени и средств. Сложная форма скрытых полостей - самых уязвимых частей корпуса машины - затрудняет подготовку поверхности под окраску, а внутренние напряжения изогнутого в этих местах металла способствуют его интенсивной коррозии. Неудивительно, что срок службы и внешний вид кузова в основном зависят от выбора методов защиты. Разумеется, нужно регулярно восстанавливать лакокрасочное покрытие, наносить на днище и колесные ниши мастику, распылять в полости составы типа "Мовиль". Но часто наиболее надежной, а иногда и единственно эффективной является электрохимическая (катодная) защита (ЗР, 1991, № 5; 1992, № 10; 1993, №12). Сейчас существуют два основных способа такой защиты. В первом для усиления антикоррозионного потенциала кузова используют более активный металл - протектор. Такой метод широко применяют и за рубежом иу нас. Например, те части корпуса машины, на которые интенсивно действуют влага, снег и соль, изготовляют из стали с односторонним или двусторонним цинковым покрытием толщиной около 0,08 мм. С учетом скорости коррозии цинка порядка 0,02 мм в год этого покрытия в нормальных условиях (без его повреждения) хватает на несколько лет эксплуатации автомобиля. Многие владельцы машин самостоятельно устанавливают на крылья, пороги и днище пластины протектора или при антикоррозионной обработке наносят на металл цинконаполненную грунтовку. Достоинство протекторной защиты простота. Но есть и недостаток. Высокий антикоррозионный эффект проявляется только на тех участках кузова, которые_не^ посредственно связаны с анодом (более активным металлом), то есть метод является локальным. Второй способ - защита внешним током. Необходимую разницу потенциалов, как правило, создают с помощью аккумулятора. Одно из первых промышленных устройств этого типа - УЗК-1 фирмы "Пирс". В уязвимых частях корпуса машины закрепляют несколько анодов, а электронный блок управления подключают к источнику питания. Он потребляет ток 10-15 мА. Значит, прибор можно непрерывно использовать без подзарядки аккумулятора в течение полутора-двух месяцев. Впрочем, как и при протекторной защите, эффект от применения УЗК-1 проявляется только в•лово - адвокатуОбъясните, пожалуйста, кто прав в этом курьезном ДТП. Я ехал на автомобиле ВАЗ-2101 по главной дороге, справа к которой примыкала второстепенная. За 120 метров до пересечения с правой стороны стоял знак 2.3.2, кем-то развернутый на 95-100°. По второстепенной дороге к перекрестку приближался "Москвич-2140". По его направлению на месте, где стоял знак "Уступи дорогу", остался один столб. В результате на перекрестке мы столкнулись. Прибывшие работники ГАИ обвинили меня в аварии. Они объяснили, что, если знак повернут, водитель должен руководствоваться правилом "правой руки". А водитель "Москвича" при отсутствии знака "Уступи дорогу" был вправе считать перекресток равнозначным. Котлубань Н. СРЫБНОВ На вопрос читателя отвечает член Московской коллегии адвокатов А. РЕУТ. В данном случае работники ГАИ правы. Поскольку знак был повернут и не виден, информация о приоритете для водителя ВАЗ-2101 отсутствовала, перекресток, где произошло ДТП, он обязан был считать равнозначным. В соответствии с требованием п. 13.11 ПДД водитель ВАЗ-2101 должен был уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. У водителя "Москвича-2140" также не было знаков приоритета. Поэтому он, считая перекресток равнозначным и руководствуясь п. 13.11, при отсутствии помехи справа имел право продолжать движение. Вместе с тем водитель "Жигулей" может подать в суд на дорожные службы, обязанные содержать (или убирать) знаки, и потребовать возмещения ущерба.непс£редстве!ш^блшас-ти^ ныханодов,. ^ K^KQU « » ** Заслуживающий внимания вариант электрохимической защиты машины, хранящейся в железном гараже, предложили специалисты предприятия "Грань". Они выпускают устройство БОР-1, которое в качестве дополнительного анода использует... металлические стенки самого гаража! Небольшой приборчик выполнен в виде вставки-штекера под стандартный разъем прикуривателя или переносной лампы (см. фото). Его подключают к бортовой сети автомобиля без трудоемких операций по монтажу пластин электродов. Нужно лишь вставить устройство в гнездо прикуривателя, протянуть в приоткрытое окно один провод и закрепить его на стене гаража. Разработчики утверждают, что изделие не разряжает аккумулятор при длительном хранении машины, автоматически поддерживает оптимальные значения защитного тока и напряжения. По их мнению, антикоррозионный эффект проявляется уже в первые месяцы эксплуатации. Кроме того, во время работы прибор не только предохраняет от ржавчины весь кузов, но и вызывает реакцию восстановления ранее поврежденных деталей. Отметим, что процесс этот довольно продолжителен и не стоит ждать мгновенного эффекта. Результат вы заметите по прошествии одного года. К сожалению, при всех достоинствах данный метод не универсален, им смогут воспользоваться только те, у кого машина хранится в гараже или "ракушке". У катодной защиты многовековая история, ее с упехом применяли еще античные строители. Однако в автомобильной технике механизм окисления и восстановления металлов пока полностью не изучен. Сегодня автозаводы широко используют лишь один способ - сборку кузова из оцинкованных листов стали. Что касается остальных методов, то следует помнить: электрохимическая защита, как и любая другая, имеет определенную область применения, границы которой зависят от условий эксплуатации и хранения машины.ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!Во время ралли "Сестрорецк-95" один из сильнейших гонщиков Санкт-Петербурга Эрнст Евдокименко получил серьезные травмы позвоночника, грудной клетки и легких. Для спасения его жизни необходимы сложнейшие операции и специальный курс реабилитации. Общественный благотворительный фонд помощи спортсменам, получившим травмы, просит оказать помощь Эрнсту Евдокименко и его семье. Денежные средства можно направлять по адресу: 191137, г. СанктПетербург, Литейный пр., 7. Смольненское отд. Сбербанка № 1873/0394КС 600164453 р/с 000162104 МФО 044030653 оперу С.-Петербург Сбербанка счет № T39T77888.'VЗА РУЛЕМ 9/9535