60
61
"Эволюшн-4" управлял "Нивой". всего по душе чехлы из замши или подобных ей материалов - они не скользкие, а это очень важно, если не главное. Позже, слава Богу, появились рули с эластичным полиуретановым покрытием: баранка перестала выскальзывать из рук летом и обмораживать их зимой - даже бедолага с за-ное управление, невелик, но ухватист, плотно сидит в руках. Обод не обязательно круглый, а на некоторых машинах он и не замкнут, чем напоминает штурвал самолета. Оно и понятно: на этих гонках даже в крутом повороте руль не перехватывают, появляется нечто общее с рулем мотоцикла - в частности, специально спрофилированные утолщения для удобного хвата руками.БАРАНКА БАРАНКЕ - РОЗНЬКазалось бы, т ак ли важно , к акое рулевое колесо вертеть - лишь бы машинахорошо шла. Ан нет! Специфическое ощущение , "чувство машины " - фактор, серьезно влияющий на безопасность, и потому нам отнюдь не все равно, за какую бар анку держаться. Разговор орулях ведет Э. К ОНОПис ним - испытатели журнала "За рулем". ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Помните, с чего начинались стандартные "жигулевские", "москвичовские" и иные рули? Мировая автомобильная мода делала свои пируэты, наши заводы вяло на них реагировали... На одной из редакционных "шестерок" стоит ее "родной" (с 1986 года) руль - тонюсенький, изящный, за обод которого и ухватиться-то покрепче страшновато. А ничего - ездим! Пластмасса - материал облицовки руля - со временем старела и покрывалась трещинами, которые не только не украшали баранку, но порой серьезно мешали. Поперечные трещины по окружности колеса делают его неприятно хлипким - ведь находящееся внутри металлическое кольцо обладает значительной податливостью, что диктуется требованиями безопасности. А клавиша звукового сигнала из-за трещин начинает западать (фото 1). Постепенно рули совершенствовались, хоть и медленно: на "пятерках" первых выпусков была все та же твердая отполированная пластмасса. Зимой руль превращался в устройство для пытки холодом, а летом скользил в потных ладонях, как намыленный. Купить специальные автомобильные перчатки, да притом удобные, по руке, было и трудно, и недешево. К тому же любые перчатки теряются или (тоже часто бывает) их попросту крадут. Наконец, летом в них жарковато, а при поездках с женой по магазинам, то и дело надевая и снимая перчатки, об их удобстве забываешь. Нашли другой выход - чехол на руль. Каких только не встретишь - чуть не из норковых шкурок! Автору, кстати, больше 60 ЗА РУЛЕМ 9/95 пущенной вегетососудистой дистонией мог теперь смело сесть за руль. Отечественные автомобили сейчас, как правило, комплектуют рулями подобного типа - приятными на ощупь, "ухватистыми", надежными при самых энергичных рулежках с быстрым перехватыванием. Казалось бы, что еще нужно? О РУЛЯХ "СПОРТИВНЫХ" И ИМ ПОДОБНЫХ Помните, еще в эпоху "классических" "жигулей", "москвичей" иной владелец, возомнив себя спортсменом, раскошеливался... и вскоре поглядывал на приятелей свысока: у меня, мол, во какой руль - спортивный! Попытки выяснить у "гонщика", что он выиграл, как правило, ни к чему не приводили - в лучшем случае ответ был: "он удобней!" Изучив вопрос, мы сделали вывод: водителю излишне упитанному (а таких немало) стандартная баранка упиралась то в живот, то в бедра - тут уж управление ни к черту! Замена ее на маленький "бублик" решала проблему без физкультуры и тогда еще неизвестного гербалайфа. Но минус был очевиден: усилие при рулении, особенно на крутом повороте, ощутимо (обратно пропорционально радиусу) возрастало. Труднее становилось маневрировать в плотном потоке, задним ходом, на неровных дорогах, а также рыхлых, покрытых песком, гравием, снегом и т. д. Водители неодинаково сильны - одному дополнительное усилие нипочем, а другому? Итак, все хорошо в меру. Штатный руль - чаще всего результат компромисса, разумной увязки противоречивых требований. Вообразите руль размером со штурвал парусного фрегата - смогли бы вы нормально управлять машиной? Вряд ли. Специалисты говорят: велики "расходы управления". А проще - слишком много пришлось бы размахивать руками, хоть ис небольшим усилием. Сейчас уже не найти автолюбителя, не видевшего телерепортажей о гонках формулы 1. Заметили вы, как быстро и четко гонщик действует баранкой? Руль, обеспечивающий столь молниенос1. Руль на ВАЗ-2106 (служит с 1986 года). Видны трещины на его облицовке.2. "Дедал", управлявший нашей "шестеркой". Сочетание малого диаметра и толстого "бублика" - не из лучших. Ось вращения руля сильно наклонена, почти горизонтальна. Больших усилий тут не создашь, но они и не нужны. Это не грузовик и не автобус! Там баранка сделана такой, чтобы водитель при необходимости мог основательно на нее навалиться. В других видах автоспорта баранка, с которой гонщику (конкретному!) удобно управлять машиной, разумеется, может иметь мало общего с "формульской". Тем не менее и здесь, стремясь достичь нужной быстроты действий, часто используют небольшие рули. Но не будем забывать о том, что автомобиль, подготовленный для гонок, обычно легче своего серийного собрата! Когда же вы на перегруженных "Жигулях" едете на дачу или в отпуск, уместен ли спортивный руль? Во-первых, особое быстродействие управления здесь ни к чему - оно лишь повышает нагрузки на автомобиль, разрушая его узлы. (Об опасности заноса, схода с дороги и т. д. даже не говорим!) Во-вторых, сама машина - тяжелая и неповоротливая - слишком энергично маневрировать не позволит. Из любопытства мы все же поставили крошечный руль с надписью "Дедал" на ВАЗ-2Ю6 (фото 2). Сел испытатель, прокатился... И сделал вывод: привыкнуть можно, да стоит ли? Рулить ощутимо сложней, особенно задним ходом. Хват неудобен - "бублик" слишком толстый. А отсюда такая опасность: если вы привыкли небрежно шевелить баранку одной рукой (чего мы, конечно, не одобряем), тут держите ухо востро - в привычной дорожной колдобине руль может внезапно выскользнуть, а ловить его, сшибая пальцы, - занятие не из приятных. Что же руководит людьми, покупающими подобные баранки? Думается, главным образом желание чем-то выделиться не более. О РУЛЯХ... ПРОСТО КРАСИВЫХ Вспомним еще об одной функции руля: он - элемент интерьера, украшающий машину или (тоже бывает) не украшающий. Вот, к примеру, руль ВАЗ-2109. Удобный, практичный, надежный. По современным понятиям не особенно красив - чересчур аскетичный, "спартанский". Но вот представилась возможность попробовать целую связку баранок знаменитой итальянской фирмы "Нарди". Ее изделия вы встретите на самых престижных и дорогих автомобилях мира.д»я вас и вашей машины.На следующих снимках - некоторые из этих рулей в нашей "девятке". Хороши, не правда ли? Что касается основного назначения, то выбрать самый удобный оказалось далеко не просто (если это вообще возможно!): ведь на оценках невольно сказывался внешний облик каждой такой "игрушки", а тут одна другой красивее! Дольше других на редакционном автомобиле продержался "Торнадо-200" (фото 3), покоривший всех изяществом и удобством. Особенно он хорош при быстром движении по скоростной дороге, когда нет нужды усиленно его крутить и быстро перехватывать. Очень приятно ощущение слитности с автомобилем: передние колеса словно продолжение ваших рук. (Вероятно, наши впечатления были не случайными - похожие рули можно увидеть на серьезных спортивных автомобилях. Кстати, фирма производит рули даже для автомобилей формулы 1). Но вот попробовали мы поработать этим рулем на сложных поворотах велотрассы в Крылатском - и "Торнадо" несколько сдал свои позиции. Здесь специальный профиль обода с утолщениями скорей мешал, чем помогал: быстро и точно перехватывать руль трудно, а порой и небезопасно. Роскошная отделка из натуральной кожи, как оказалось, тоже не всегда хороша. При естественном увлажнении ладоней держать руль легко, он словно липнет к ним. Зато сухие руки по сухой коже предательски проскальзывают... Предпочтительней была бы замша. Довольно долго служил нам руль 'Эволюшн-4" (фото слева вверху), причем на "Ниве". Не всем понравилась эта конструкция: на каждой из четырех спиц есть кнопка звукового сигнала, но привыкать к этим "бибикам" долго и сложно. Чуть что - привычно бьешь рукой по центру баранки, а в ответ предательская тишина. Опробованы нами (хотя результат предвидели) и рули с отделкой из красного дерева (фото 7-9). Да-да, фирма выпускает и такие. Ручная работа, потрясающий лак - все это как-то не вписывается в скромный, рабочий интерьер российского автомобиля. Место этому рулю если и не в самой роскошной машине, то как минимум в оснащенной кондиционером. В противном случае остается разве что вернуться к перчаткам - не станете же вы эту рояльную красоту прятать под чехлом! А когда температура воздуха в Москве переваливала за плюс тридцать, отполированная деревяшка, выскальзывала из рук. Что еще нужно сказать об этих изделиях "Нарди"? Есть у всех общий "недостаток", с которым здесь нельзя не считаться: автомобиль с красивым рулем небезопасно хранить даже на самой надежной стоянке. Если сторожа увидят на вашей машине "Торнадо-7,8,9. Красное дерево, лак, металл - роскошь! 200", восторга на их лицах вы не заметите. Цена этого руля сейчас немалая - 184 доллара, и шпана определенное представление об этом имеет. Деревянные рули тянут на все 250 долларов! А воруют из автомобилей, увы, не только магнитофоны... К какому же выводу мы пришли? На наш взгляд, стандартное оснащение серийных машин (речь, заметим, об отечественных моделях) неплохо отвечает потребностям среднего владельца. Разумеется, это не исключает специфических пожеланий: одному - поспортивнее, другому - покрасивее (скорее, поэффектней). Сейчас немало людей, небезразличных к автомобильной моде. Рули от "Нарди" - из самых престижных. Тут уж человек сам решит, что покупать, а от чего пока отказаться. Уверены многие, минуту подержавшись за "Торнадо200", все равно его купят, невзирая на дороговизну и недостатки, - ведь предмету любви многое прощается! Мы же после экспериментов вернули "девятке" штатный полиуретановый руль, заключив, что этот скромный работяга и есть самый удобный, надежный и точный, с ним вы уверенно едете, где угодно. Видимо, не случайно многие наши автоспортсмены того же мнения. ЗА РУЛЕМ 9/95 613,4,5. Рули от "Нарди": "Торнадо-200", "ФиттиЕ5", EB110V. Цена - от 64 (полиуретановый "Фитти") до 184 долларов (кожаный 'Торнадо").