ГОРОД КАРТИНГИСТОВВот он, Курск. Город, которому почти девятьсот лет. Сказочным видением выступает старинный Сергиево-Казанский собор, и тут же, совсем рядом, проносятся вполне современные трамваи, деловито урчат бульдозеры, расчищая очередную строительную площадку. Но этот город машиностроителей и памятников старины с недавнего времени стал известен и как столица картинга. А все началось в 1961 году, когда Лев Сергеевич Кононов организовал при Курском дворце пионеров первую секцию картингистов. Выпускник Харьковского автодорожного института, он еще ка студенческой скамье познакомился и. подружился с Владимиром Константиновичем Никитиным. Работа с рекордсменом обогатила его не только опытом в области гоночной техники. От Никитина Лев Сергеевич заразился энтузиазмом, который он привез сюда, в Курск, и который помог ему превратить крохотную -секцию в повсюду известную теперь ЭЛМА —- Экспериментальную лабораторию микролитражных автомобилей Курского дворца пионеров. Ныне это самый крупный в Союзе спортивный коллектив картингистов. Но даже кононовского энтузиазма оказалось бы недостаточно, если бы он не попал на благодатную почву. Дирекция Дворца пионеров сразу оценила возможности картинга и поддержала начинание Кононова. Поддержала, так как сразу увидела, что это лучший способ приобщить ребят к мотору, технике, спорту. И вот уроки вождения, самостоятельное конструирование и постройка картов, участие в гонках настолько увлекли ребят, что они позабыли об уличных забавах. Сначала был один станок, горстка неопытных мальчишек и горячее желание сделать первые автомобильчики, чтобы начать ездить. Картингистам помогали чем могли. Появились первые успехи — машины прошли «боевое крещение». Но теперь возникали другие трудности. Для выездов на соревнования нужен грузовик. В областном комитете ДОСААФ его пообещали выделить и тут же забыли о слове, которое дали детям. Пришлось рассчитывать на свои силы. Дворец пионеров выхлопотал списанный автобус ЗИС-155. Сами отремонтировали его, сделали «спальные» места, решетку на крыше для картов. Потом обком партии помог получить два старых ЗИС-110. Их тоже привели а порядок, и транспортная проблема была решена. Постепенно «обрастали» инструментом, оборудованием. И вот уже в ЭЛМА три токарных станка, шлифовальный, фрезерный. — Вы не представляете, — рассказывал Лев Сергеевич, — как это асе нам досталось. Вот видите, сварка. Без нее не обойтись. Мы просили, чтобы нам разрешили сделать пристройку для сварочного аппарата. Получили отказ. Стали временно варить в общем помещении. Ну, прибыла пожарная инспекция, конечно, — тут дети, ацетиленовый генератор, опасность .пожара. Составили акт. Я не возражал — только настоял, чтобы туда включили такие слова: «из-за отсутствия специального отдельного помещения». Эта оговорка и стала нашим главным козырем. В конце концов мы добились своего: пристройку нам сделали. Энергия Кононова была безгранична. По 12—14,часов в сутки отдавал он любимому делу — и появлялись в ЭЛМА трубы и дюраль, моторы «МЦет» и специальные шины «Пирелли». Теперь в лаборатории уже можно построить карт самой современной конструкции. Ребята делают на давильном станке колеса, изготовляют новые цилиндры к 50-кубовым моторам, сваривают рамы. Больше сотни картов построено в ЭЛМА. Машин хватает. Кое-что уже можно передать в школы, спортивные организации. В мастерской достаточно теперь и двигателей. Тут и 125-кубовые минские моторы, и 50-кубовые «Ява», Ш-51 и Д-5, разномастные «Чезет», «Ковровец», «МЦет» и даже итальянские «Саэтта» в 20 л. с. А недавно приобрели электрический тормозной стенд для доводки двигателей. — Но мы не гонимся за высокими мощностями, — рассказывают ребята. — Главное для нас — надежность, а мощность < 16—18 сил для 175-кубовых мотов ров и 12 для 125-кубовых нас устраивает. Теперь уже Курскому дворцу пионеров во многом идут навстречу местные заводы, помогают и Центральный автомотоклуб, ВНИИМотопром из Серпухова. Но главное — это большой энтузиазм, которым Кононов сумел заразить коллектив Дворца пионеров, преподавателей, членов секции. В ЭЛМА почти все делают сами ребята. Тут занимается около ста человек. Новички, чаще школьники третьего-пятого классов помогают более опытным «старожилам» — разбирают машины, «зашкуривают» детали, делают заготовки. Постепенно овладевают навыками более сложной работы, изучают устройство Сверху вниз. Лев Сергеевич Кононов всегда был душой ЭЛМА. Перед первым выездом. Значит так: первая — сюда, вторая... В секции кипит работа Наташа Тодорова с помощью отца готовит машинук соревнованиям. Воспитанники ЭЛМА В. Трубников и В. Лыткин с кубком журнала «За рулем>. выигранным в гонках по ледяной дорожке.Фото О. Сизова и В. Бровко