КАК МОЖЕТ БЫТЬ УВОЛЕН ШОФЕР«Меня выбраливместный комитет. На днях диспетчер вместе с путевым листом дал мне приказ об увольнении одного шофера , ч тобы согласовать его со всеми членами месткома «в рабочем порядке». Я отказался поставить свою подпись, ответив, что этот вопрос должен обсудить весь местный комитет на своем заседании . Правильно ли я сделал?»- — с праши ­ в аетчитатель Н. Копылов из Челябинска. Шофер не может быть уволен по инициативе администрации без согласия местного профсоюзного комитета. Из этого общего правила, установленного статьей 10 Положения «О правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза», сделаны лишь следующие исключения. Не требуется согласия месткома при увольнении шофера: с совмещаемой им должности, работающего по трудовому договору временно (сезонно) в связи с истечением срока договора; не выдерж авшего испытаний при приеме на работу, а также осужденного н лишению свободы или иному наказанию, отбывание которого исключает возможность продолжения данной работы. Во всех остальных случаях администрация должна обратиться в местком (даж е ееяи шофер не член профсоюза) для получения предварительного согласия на увольнение. Вопрос этот должен обсуждаться на заседании ФЗМК до увольнения шофера. Если же администрация обращается в местком уже после того, к ак издан приказ об увольнении, т акое решение рассматриваться не должно и согласие на увольнение не может быть дано (Постановление Президиума ВЦСПС от 8 января 1965 г.). Наоборот, в этом случае ФЗМК должен потребовать восстановления на работе незаконно уволенного шофера. Администрация не может обращаться за согласием на увольнение в цеховой комитет профсоюза: это- исключительное право ФЗМК , а там , где нет профкома, — профсоюзного организатора. Перед руководителями предприятий вопрос об увольнении шофера, выполняющего работу с материальной ответственностью, могут ставить товарищеские суды. Об увольнении шоферов вправе ходатайствовать и общие собрания. Но в любом случае согласие ФЗМК на увольнение обязательно. Председатель месткома, прежде чем поставить этот вопрос на обсуждение, должен организовать проверну материалов, представленных администрацией. Если речь идет онарушении трудовой дисциплины, необходимо установить, какими документами подтверждаются такие факты, признает или отрицает их шофер, к акие меры дисциплинарного и общественного воздействия применялись к нему ранее. Если вопрос об увольнении ставится ввиду обнаружившейся непригодности шофера, необходимо иметь доказательства этого. Местком должен пригласить шофера на свое заседание и предложить ему представить доказательства и документы, опровергающие доводы администрации, предоставить ему возможность пригласить на заседание ФЗМК свидетелей. Президиум ВЦС'ПС в постановлении от 8 января 1965 г. «Об усилении контроля ФЗМК за соблюдением трудового законодательства при увольнении рабочих ислужащих » указал, что вопрос о согласии на увольнение ФЗМК должны рассматривать коллегиально, в присутствии не менее двух третей членов комитета, с участием увольняемого работника. При решении вопроса надо учитывать и мнение профкома того цеха, отдела (автоколонны, гаража), где работает этот шофер. Решение принимается большинством голосов; при равенстве — местный комитет согласия на увольнение не дает. Решение ФЗМК является окончательным, и обжаловать его администрация не может. Вновь Обратиться в местком администрация может только в том случае, если появятся новые основания для увольнения, которые прежде не были предметом рассмотрения. В протоколе заседания месткома должны быть указаны его дата, списочное количество членов комитета, сколько изних фактически присутствовало, был ли шофер, в отношении которого рассматривалось заявление (если не был — почему), и приведено краткое содержание выступлений. В постановляющей части надо указать мотивы решения и сколько членов местного комитета проголосовало за него. Если местком решил дать согласие на увольнение, то должно быть указано, с какой формулировкой по трудовому законодательству (пункт, статья КЗОТ) может быть произведено увольнение. Копии такого протокола выдаются администрации и шоферу. Таким образом, сбор подписей членов месткома «в рабочем порядке» незаконен и не заменяет собой решения местного комитета.СТУК КЛАПАНОВ И ЗАЗОРЫ«Нормально ли, когда на непрогретом двигателе «Москвича-408» зазоры во впускныхклапанах 0,14—0,18 мм. а ввыпускных 0,18—0,22 мм? Почему при прогреве зазоры увеличиваются до 0.30—0,35 мм ислышится стук клапанов?» — с прашиваетчитатель Н. Конахевич из Ангарска. Чтобы клапан закрывался полностью, между ним и коромыслом должен быть зазор. С изменением температуры деталей у верхнеклапанных двигателей он существенно изменяется. Зазоры увеличиваются при прогреве двигателя из-за большей степени расширения головки блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава, по сравнению с чугунным блоком, стальными штангамии коромыслами. На холодном двигателе «Москвича» моделей 407, 403, 408 при температуре в системе охлаждения плюс 15 — 2 5 градусов эти зазоры должны составлять для впускных клапанов 0,15 мм, для выпускных — 0,25 мм. Когда же двигатель достигнет нормального теплового режима , то есть при температуре в системе охлаждения около 85 градусов, зазоры во впускных и выпускных клапанах будут соответственно равны 0,25 и 0,30 мм. Следует иметь в виду, что уменьшение их в клапанах против вышеуказанных нежелательно, т аккак при этом снижается мощность двигателя, ухудшается устойчивость его работы на холостом ходу, повышается склонность к самовспышкам после выключения зажигания и, самое главное, возникает опасность неплотной посадки клапана на седло и обгорания рабочих фасок клапанов. Надо учитывать, что верхнеклапанный механизм, газораспределения двигателя работает более шумно, чем нижнеклапанный. Поэтому, если стук клапанов не прослушивается из-под закрытого капота или внутри кузова, т о это значит, что шумность клапанного механизма вполне удовлетворительна.НЕУДАЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ«На моем автомобиле КрАЗ-214 взор валась новая, совершенно исправнаяаккумуляторнаябатарея6 СТ-128», — п ишет водитель А. Миезис из Киева. Его интересует, в чем причина такого явленияи можно ли его избежать . Отвечает начальникаккумуляторнойлаборатории НИИАвтоприборов О. Тютрюмов. Причина — в неудовлетворительном креплении блока пластин в сосуде акку ­ муляторов. Дело в том, что ваккумуля ­ торной батарее 6 СТ-128 выводные штыри не имеют жесткого соединения скрышками аккумуляторов, а проходят через уплотнения. Кроме того, сами блоки пластин в сосудах аккумуляторов размещены менее плотно, чем в остальных аккумуляторных батареях, выпускаемых в настоящее время. В результате из-за тряски во время движения автомобиля блок и пластин перемещаются в вертикальном направлении. При этом высота перемещения в соседних аккумуляторах мож ет быть различной, что приводит к перекосу междуэлементных соединений. При таком перекосе возникают усилия, изгибающие выводные штыри.1 234ОБ ОТОПИТЕЛЕ МАЗовВодитель МАЗ-503Б А. Лещенко из Волгоградской области спрашивает, к ак добиться полного слива воды из отопителя и что делают конструктор ы для улучшения системы отопления и вентиляции кабины . Слив воды из системы отопления автомобиля МАЗ-503Б зависит от длины и укладки шлангов. Они не должны провисать, образовывать колен, в которых оставалась бы вода. Немаловажное значение имеет и место стоянки автомобиля: его надо устанавливать на горизонтальной площадке. Охлаждающую жидкость перед сливом необходимо довести до 80 градусов, так как на холоде возможны местные перемерзания воды в системе. А это вызывает задержку ее в отопителе. Некоторое количество воды остается иногда в радиаторах отопителя. Удалить ее можно, продув систему отопления воздухом со стороны заднего подводящего шланга, идущего от водяного коллектора двигателя. Сейчас система отопления и обдува ветровых стекол автомобилей семейства МАЗ-500 конструктивно переработана. Теплый воздух равномерно распределяется по стеклам. Радиатор отопителя наклонен в сторону патрубков. Изменена также схема укладки шлангов. Все это позволило значительно улучшить условия работы водителей МАЗов зимой.J"i111ИI ИIСхема аккумуляторной батареи 6 СТ-128: 1 — к рышка ; 2 — резиновое уплотнение; 3 — междуэлементное соединение; 4 — баретка. Стрелкой показанонаправление перем ещения пластин, пунктиром — искривление выводных штырей. Изгиб выводных штырей, подобный показанному на рисунке пунктиром, приводит к их надлому в местах соединения с бареткой. Нарушение жеконтакта между бареткой и штырем при тряске или расплавление надломленного основания штыря во время пуека двигателя стартером ведет к образованию искры в месте разрыва. Под крышкой над поверхностью электролита содержится смесь газообразных кислорода и водорода (гремучий газ), выделяющаяся при разряде и заряде акку ­ мулятора. От искры газ взрывается и разрушает аккумулятор. В ближайшее время взамен 6 СТ-128 будут выпускать батареи 6 ТСТ-120, лишенные недостатков, присущих аккумулятору 6 СТ-128. Водителям, на автомобилях которых устаковлена батарея 6 СТ-128, можно лишь посоветовать подкладывать под нее амортизирующие резиновые прокладки. Ну, а если обнаружите значительные перекосы междуэлементных соединений, отправьте батарею в аккумуляторную мастерскую. Батарея должна быть вскрыта и блоки пластин посажены на место. Следует проверить также , нет ли надломов у основания штыря.СБОРНИК ЗАДАЧ ГОТОВИТСЯВ редакцию обратились читатели тт. Калицин из Коврова, Горбаткин из Иркутской области. Ильчук из Кустанайской области и другие с просьбой помочь им приобрести «Сборник задач по правиламдвижения автотранспорта» (авторы Р. Гетманов. А. Павлов. Э. Гольденберг). В издательстве ДОСААФ, которое готовит этот сборник, нам сообщили, что выпуск его планируется в 1969 году и его можно будет приобрести через книготорговую сеть, к аки все книги издательства.24\