ственного транспорта. Это повысит скорости сообщения, сократит время, затрачиваемое на поездку в центр. А легковой автомобиль? Что же, он пригодится только для поездок на отдых, за город? Нет. Для такого пессимистического вывода у автолюбителей нет оснований. Советские градостроители считают, что решение проблемы следует искать в создании четко сбалансированной системы транспортного обслуживания населения. Поскольку нельзя совсем запретить доступ автомобилю в центр, градостроители находят компромиссные решения. На границах центра предусматриваются большой емкости стоянки, где ваш автомобиль легко найдет пристанище. Основная нагрузка ляжет на общественный транспорт. По этому пути и идет сейчас наша градостроительная практика. Эа последнее время накоплен большой опыт по организации интенсивного движения транспорта и пешеходов. Строятся многоярусные пересечения и пешеходные туннели. Выпрямляются старые улицы и прокладываются новые магистрали. Но трудностей много. Города имеют свой исторический облик, немало зданий и целых улиц представляет историческую или архитектурную ценность. С этим приходится считаться при реконструкции. Какими же станут городские центры, когда проекты будут претворены в жизнь? ...Вы едете на своей машине к центру города. Просторная магистраль без светофоров, с пересечениями в разных уровнях уходит дальше, а вы по специальному «шлюзу» — дополнительной полосе, позволяющей постепенно, никому не мешая, снизить скорость, — съезжаете с магистрали и попадаете в центральный городской район. Машину оставляете на специальной платформе, которая автоматически доставит ее на свободное место в одном из отсеков многоэтажной стоянки на земле или под землей. Сами же на эскалаторе или лифте поднимаетесь на специальный пешеходный уровень над проезжей частью. Здесь без риска попасть под машину по пешеходной платформе отправляетесь туда, куда вам нужно. Если вы решили посетить магазины или ресторан, придется подняться еще на один-два этажа. Если цель вашего приезда удалена от автостоянки, то к вашим услугам автопоезда (такие, что подвозят пассажиров к самолетам). Скорость движения' их небольшая, остановки — через 100—200 метров, так что практически можно выйти там, где хотите. Если же вы поедете в центр на автобусе, то он по специальной эстакаде или туннелю прямо с главной магистрали доставит вас в зону, как говорят специалисты, пешеходной доступности к месту назначения. Центр превратится в территорию города, напоминающую парк, где автомобиль не мешает человеку отдыхать и работать, но вместе с тем всегда находится «под рукой». Конечно, транспортные проблемы центра будут решаться по-разному для разных городов — с учетом местных условий, исторического и архитектурного облика города, его величины. Градостроители творчески подходят к решению этой задачи. Ю. ФЕДУТИНОВ, инженерБез прикрытияМы решили вынести этот разговор на страницы журнала: происшествия, подобные тому, о котором рассказал в своем письме в редакцию наш читатель В. Ведьгун из Братска, стали не так уж редки и свидетельствуют, что еще не все водители поняли до конца статью 69 Правил движения и установленный ею принцип проезда «под прикрытием». « Этой статье посвящены многочисленные комментарии в периодической печати, учебниках и учебных пособиях. Задачи на порядок движения через нерегулируемые перекрестки навстречу транспортным средствам с преимущественным правом проезда стали излюбленными на экзаменах. А педагоги нередко так изощряются в придумывании дорожной обстановки, что сам принцип «движения под прикрытием» доводится до абсурда. Причем делается это, вроде бы, для «углубленного изучения и закрепления» правила, повышающего пропускную способность перекрестков. На самом же деле, навязывание водителям хитроумных головоломок лишь отвлекает от простых и однозначных условий безопасности движения. Столкновение двух автомобилей в Братске, о котором пойдет речь, убедительное доказательство того, как важно правильно понимать основной принцип, согласно которому разрешено движение навстречу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда. На рисунке показано положение автомобилей перед столкновением. После него легковой автомобиль прошел около 30 метров, ударился о бортовой камень тротуара и опрокинулся «а крышу. Четыре пассажира получили телесные повреждения, а восстановление автомобиля обошлось в 970 рублей. Что было перед этим? К перекрестку приближались автобус, грузовик и такси. Однако, когда грузовик вышел к его границе, автобус остановился, не доезжая 27 метров до перекрестка. Мы не будем вдаваться в причины остановки автобуса — она могла быть как следствием технической неисправности, так и преднамеренным действием водителя. Причина не имеет значения. Важен факт — автобус стоит в отдалении от перекрестка и, следовательно, не является помехой движению через перекресток других транспортных средств, в данном случае грузовика и такси. Но из этих двух не возникало помехи справа у грузовика, его водитель и продолжил движение. Однако и водитель такси не остановился, а попытался проскочить перед грузовиком. Преимущественное право на движение грузовика очевидно. Правила нарушил водитель такси. Его просчет состоял в том, что в сложившейся обстановке он необоснованно применил статью 69, тогда как в этом случае следовало руководствоваться статьей 68 Правил движения: ведь никакого прикрытия здесь не создавалось. И вот почему. Статья 69 позволяет двигаться навстречу пользующемуся преимущественным правом проезда только «одновременно с транспортным средством, въезжающим на перекресток». В нашем примере автобус стоял в отдалении от перекрестка и «въезжающим на перекресток» не был. Стало быть, водитель такси не получил права выйти на перекресток. Даже если бы автобус не стоял, а приближался к перекрестку, то ив таком случае водитель такси мог бы пересечь его границу лишь «одновременно» с автобусом и не раньше. Обратим особое внимание на то, что ни одна из статей, определяющих преимущественное право на движение через нерегулируемый перекресток (66, 67, 68, 70), не связывает это право с расстоянием, на котором автомобиль находится от перекрестка. Даже приблизившись к перекрестку первым, водитель, скажем, на второстепенной улице или дороге обязан уступить дорогу движущимся по главной улице (дороге), а на перекрестке разнозначных улиц — не мешать безостановочному проезду транспортного средства той же группы очередности, но подъезжающего справа, если оно и не достигло еще границы перекрестка. Пока речь шла о преимущественном праве проезда. Но возможность одновременного движения встречных (и попутных) транспортных средств, возникновение так называемого «вторичного» права (права на проезд «под прикрытием») поставлено в статье 69 в строгую зависимость от положения относительно перекрестка. Здесь выражение «одновременно» приобретает вполне определенное значение. Конечно, речь идет не о моменте пересечения границы перекрестка, скажем, передними колесами транспортных средств. Такое «спортивное» сопоставление их положения никто не подразумевает. Суть дела в том, что к моменту, когда транспортное средство, пользующееся преимуществом, закончит движение через перекресток, его должны освободить и водители, движущиеся «под прикрытием». А главное — нельзя выезжать на перекресток раньше «ключевого» транспортного средства, «открывающего» движение по преимущественному праву проезда.22