И. ГОБЕРМАН, начальник Главмосавтотранса, бывший командир 6-го автомобильного полка и начальник транспортной службы МПВО города Москвы Ранним утром 22 июня 1941 года председатель Моссовета В. П. Пронин поставил нам, столичным автомобилистам, первую боевую задачу: немедленно подготовить и сдать машины Красной Армии. Прошло всего несколько дней, и тысячи лучших грузовиков, легковых М-1, автобусов, уже переоборудованных под санитарные и штабные машины, были переданы в формирующиеся части. Люди из автохозяйств и гаражей — шоферы, слесари, инженеры — работали круглые сутки, привели все машины в порядок и вместе с ними отправились на фронт. Многие водители и механики сменили руль автомобиля на рычаги танка. А в это время поступило новое указание: 300 автобусов вместе с шоферами и техническим персоналом выделить заводам, перебазирующимся на Восток. Казалось, Москва отдала все автомобили, всех водителей. Машин и людей по расчетам осталось лишь для того, чтобы обеспечивать военные предприятия, восстановительные работы в случае воздушных нападений врага и санитарные перевозки. Мы уже ощущали огромные трудности. И вдруг в ночь на 2-е июля руководителей автотранспорта города 6 вызвал секретарь ЦК и МГК партии Александр Сергеевич Щербаков. Кратко обрисовав обстановку, он изложил указание Государственного Комитета Обороны: в течение суток мобилизовать не менее двух тысяч грузовиков для переброски войск из столицы на фронт. Товарищ Щербаков сказал: — Знаю, задача трудная. Москвичи отдали большую часть автомобилей арАвтомобили везут защитников столицы на парад войск, который состоялся на Красной площади 7 ноября 1941 года, в честь 24-й годовщины Великого Октября (фото слева). Второй снимок сделан в декабрьркие дни 1941 года, когда советские войска пер ешлив контрнаступление. Наша пехота на автомобилях направляется на передовую, чтобы вступить в бой с врагом. Фото П. Трошина и А. Шайхета (ТАСС) мии, машин осталось мало, многие из них неисправны. Но нужно сделать невозможное. Положение на фронте обязывает нас. Мобилизуйте все силы, но через 24 часа надо начать перевозку. На счету каждая минута. Все помыслы направлены к одному: в срок выполнить приказ ГКО. К утру из Ленинградской военно-транспортной академии прибыли сто слушателей для руководства колоннами. В течение дня работники транспортной службы Мосгорисполкома, московской автоинспекции собрали более 2000 автомобилей из числа оставшихся на предприятиях, в организациях, на стройках, «обули» их (многие стояли без шин), привели в исправное состояние и, главное, обеспечили водительским составом- К исходу 2 июля войсковые части двинулись на автомобилях к линии фронта. В Москве, вскоре ставшей прифронтовым городом, осталось всего 900 машин. А требовалось доставлять людей и грузы на строительство оборонительных сооружений, перевозить воинские части, боеприпасы, оружие на дальние подступы к столице — в Смоленск, Калинин, Клин, Тулу. Это не считая обычной транспортной работы: ведь город продолжал жить. Только теперь вся работа автомобильного транспорта была подчинена решению боевых задач фронта. Поэтому на базе автохозяйств Мосгорисполкома сформировали 6-й полк МПВО города Москвы, командовать которым поручили мне. Так гражданские автомобилисты 4 по существу влились в ряды Красной Армии. ' Необыкновенная работоспособность, героизм людей позволили использовать наш небольшой парк с небывалой отдачей. Решили и проблему шоферов: на сверхкраткосрочные курсы пришли сотни московских девушек-комсомолок. Они заняли место своих отцов и братьев за рулем и не уступали в работе мужчинам. Из девяти батальонов нашего полка четыре вскоре были переданы действующей армии. И в дальнейшем мы еще не раз направляли машины на фронт. Понятно, что туда же шла вся новая техника. И все же количество автомобилей у нас росло, как тогда го ­ ворили, за счет восстановления металлолома: ставили на колеса машины, списанные еще до войны. Буквально голые рамы обрастали агрегатами, кузовами. Командиры рот А. Галицкий, А. Суремяэ вместе с бойцами восстановили десятки автомобилей. Так действовали все подразделения. Много, очень много было трудностей. Помню, встал вопрос о снабжении нашего полка горюче-смазочными материалами. В первую очередь топливо и масла отдавались, понятно, авиации, танковым ' соединениям, фронтовому автотранспорту. Мы начали применять различные заменители: твердое топливо, сжатый и сжиженный газ. Автобусы и грузовики оборудовали газогенераторами, работавшими на чурках и торфяных брикетах. Тот, кому довелось водить эти машины, помнит, что шоферов в то время называли «кочегарами». Без «пищи» оказались тяжелые автомобили Ярославского завода — дизельного топлива не было. В первом автобатальоне (ныне первая автобаза Мосстройтранса), которым командовал Н. Вершов, нашли выход: стали использовать отходы Люберецкого крекинг-завода — бутано-пропановые фракции нефтепродуктов, сжигавшиеся раньше факелом в атмосфере. Они оказались ценным топливом. Главный механик батальона А. Водар вместе с другими специалистами за короткий срок разработал новую схему редуктора. Специальную установку изготовили своими силами. Тяжелые ЯГи и ЯЗы стали заправляться новым топливом. Противник двигался к Москве. Все сильнее ощущалось в столице горячее дыхание фронта. Наши водители стали выполнять прямые боевые задания. Вот типичные рейсы 1941-го. В августе автоколонна из 40 машин перебросила на опасный участок стрелковую дивизию. В сентябре наши автомобилисты доставляют в район Волоколамска боеприпасы и снаряжение, обратно — вывозят ра ­ неных.10