Новости, события, фактыЛУЧ ВЕДЕТ МАШИНУПри прокладке автомобильных дорог землеройным машинам — бульдозерам, скреперам, грейдерам — всегда находится много дела. Работать на них нелегко: ведь обычно трассу движения бульдозера размечают колышками или вешками. Причем вбивают их, к ак правило, геодезисты, пользующиеся специальными инструментами. Сбить такой колышек проще простого — и бульдозерист уже незнает, в каком направлении нужно вести машину. Значит — остановка в работе, вызывай геодезистов — пусть они снова установят знаки. А нельзя ли попроще? Оказалось, что очень просто решает эту задачу ПУЛ-3 (прибор управления лучом). Он состоит из направляющей и приемной станций. Направляющая — это источник инфракрасного луча, питающийся от 6-вольтового аккумулятора. А приемный узел, устанавливаемый, например, на крыше кабины трактора, состоит из фотоприемнина, усилителя и командного прибора. Направляющая станция задает направление и уклон, а приемник получает световой сигнал и передает на индикатор информацию о том, правильно ли бульдозерист ведет машину, прокладывая автостраду.ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙВ царской России мотоциклостроения по существу не было. Правда, на одном из двух существовавших тогда велосипедных заводов, а именно на заводе «Дукс» в Москве, выпускался легкий мотоцикл «Моторев-Дуке», но его полностью собнрали из заграничных узлов и деталей. К 1914 году мотоциклетный парк России состоял из английских, немецких и французских машин. Причем главным образом с двигателями небольшой мощности (3,5—5 л. с ) . Мощные по тем временам мотоциклы (около 9 л. с.) импортировались из США, но, поскольку стоили в два раза дороже, спроса они не нашли. За время империалистической и гражданской войн почти весь парк пришел в негодность. Чтобы как-то его сохранить, организовали капитально-восстановительный ремонт мотоциклов. И все же количество их неизбежно уменьшалось. Между тем бурно развивающееся хозяйство страны и ее армия нуждались в легком, маневренном транспорте. КАК ОН СОЗДАВАЛСЯ Начало создания отечественного мотоцикла относится к 1923—1924 годам. На заводе «Осоавиахим № 1» (бывший «Дукс») группа инженеров, возглавляемая Петром Николаевичем Львовым, разработала конструкцию мотоцикла, получившего название «Союз». Здесь же построили единственный экземпляр машины с одноцилиндровым, четырехтактным двигателем рабочим объемом 500 см 3 . Впускной клапан у него был расположен вверху, а выпускной — внизу. Чугунный цилиндр наклонен вперед; диаметр его 80 мм, а ход поршня — 100 мм. Смазывался двигатель из масляного бака, установленного под седлом, перманентной подачей порций масла («на прогар») ручным полуавтоматическим насосом. Коробка передач — трехступенчатая, с постоянным зацеплением всех пар шестерен.НОВЫЙ ПРИБОРИсследования последних лет показывают, что выхлоп двигателей внутреннего сгорания включает большое количество токсичных веществ, в частности сажу. Определить же норму ее содержания и создать очистительное устройство невозможно без специального прибора.о осоm X< чаSРаспространенные в разных странах приборы, т ак называемые дымомеры, реагируют в основном на изменение плотности дыма, которая зависит от наличия в выхлопе не только сажи , но и других негазообразных частиц. Ни один из существующих дымомеров не позволяет измерять действительное количество сажи. В лаборатории нейтрализации и проблем энергетики автомобилей и тракторов Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР создан прибор, позволяющий за 30 секунд измерить концентрацию сажив дизельном выхлопе. Принцип действия сажемера модели ЛАНЭ 35/300 заключается в следующем. Через фильтр просасывается проба объемом 300 см 3 . Сажа, оседающая на поверхности фильтра, вызывает ее потемнение. При установке фильтра в прибор его цвет автоматически сравнивается с цветом фильтра-эталона, а со шкалы считывается результат измерения в миллиграммах сажи на литр выхлопа, пропорционально степени черноты рабочего фильтра. Вес прибора 1,5 кг, пределы измерений 0 — 1 , 5 мг/л при максимальной чувствительности 0,004 мг/л и погрешности измерения не выше 7 процентов. Прибор питается от встроенных в его корпус двух батарей для карманного фонаря, емкости которых хватает на год.СДЕЛАНО РАЦИОНАЛИЗАТОРАМИНа горных дорогах. Азербайджана появился необычный автопоезд. Тягач МАЗ-200 буксировал полуприцеп для перевозки строительных деталей длиной до 15 метров. Новый полуприцеп рассчитан на длинномерные фермы, плиты, балки. Когда его загружают фермами, их ставят вертикально ребром в специаль-ный кондуктор. Если жев очередную ездку на стройку нужно доставить плиты и балки — детали, которые можно транспортировать только плашмя, то кондуктор быстро разбирают и складывают на платформу полуприцепа. Таким образом, в известных пределах он универсален. А это в свою очередь дает Мингечаурской территориальной транспортной конторе № 3 Автоэкспедиционного треста, рационализаторы которой сконструировали полуприцеп, 10 тысяч рублей годовой экономии.Кажется, что может быть общего между выставкой моделей одежды и автомобилем. Однако в век автомобилизации и такое сочетание оказывается естественным. Модельеры вынуждены считаться с запросами многочисленного «племени автомобилистов». Поэтому на международной выставке «Одежда-67» в Москве демонстрировались образцы одежды и обуви, созданной для них. Особенно понравились посетителям выставки автомокасины, предложенные чехословацкими обувщиками. Это — красивая и удобная обувь специальной конструкции. Подошвы, изготовленные из прозрачной резиновой смеси, к ак бы продолжаются на заднике автомокасин. Эта деталь делает надежным и удобным управление ножной педалью машины. Рифленый профиль пятки не позволяет ноге скользить. Верх — из мягкой кожи . В Чехословакии выпускаются автомокасины разных фасонов — м ужскиеи для женщин . Они стали популярными не только среди водителей. Полюбились они и молодежи. Оригинальная форма новой обуви хорошо идет к спортивной одежде. Думается, что советские автомобилисты были бы благодарны Министерству легкой промышленности, если бы оно наладило производство этой удобной обуви у нас. В. М АРТИШИНВ отличие от ортодоксальной для того времени схемы кик-стартера с храповым механизмом на мотоцикле применили роликовую. Передача от двигателя на коробку была цепной. Сцепление — сухое, многодисковое, на валу коробки передач. «Союз» не прошел незамеченным. Внимание специалистов привлекла весьма оригинальная передняя вилка. Вертикальные толчки и близкие к ним силы, создаваемые неровностями дороги, воспринимались пластинчатой рессорой, а горизонтальные — поглощались системой пружин. Если сейчас попытаться классифнциОкончание — на стр. 9.