14
15
ЗАСЕДАНИЕСОРОКСЕДЬМОЕЗИМНИЕРАЗР ис . 1. Схема установки с искровым розжигом: 1 — включатель; 2 — сигнальная лампа; 3 — контрольная спираль («бывшая»); 4 — переходная колодка;ОРЫИспользование «печки» для предпускового подогрева двигателя не всегда возможно из-за большого тока (выше 20 а), который потребляет свеча накаливания. А при «подсевшем» аккумуляторе розжиг печки затрудняется и даже не удается. Вообще, завод не гарантирует ее нормальную работу, когда напряжение батареи становится ниже 11 в. Вместо свечи накаливания мы установили искровую' свечу, на которую подается серия импульсов высокого напряжения, вызывающих множество искровых разрядов. Они поджигают бензин не хуже, а потребляемый такой системой ток не превышает 4ав худшем случае. В лучшем же — это всего 1 а. Чтобы перейти на такую систему, надо установить любую автомобильную или мотоциклетную катушку зажигания и электрический или электронный прерыватель. Проще всего применить для этого реле с двумя парами контактов, рассчитанных на 3—б аи рабочее напряжение 12 в. На рис. 1 показана схема, в которой применено как раз одно из таких реле, например МКУ-48; РЭС-6 или РЭС-9. Левая часть схемы содержит элементы отопительной установки «Запорожца» с небольшими изменениями. На правой части — катушка и реле. Система работает так При установке включателя 1 отопителя сразу в положение I или II (теперь это безразлично, так как при искровом розжиге не требуется выжидать, пока накалится спираль свечи) на обмотку Р реле подается напряжение 12 в, периодически прерывающееся; она питается через собственные нормально замкнутые контакты К2 , которые размыкаются, как только сработает реле. Когда она обесточивается, якоря отходят, замыкая нормально замкнутый контакт и размыкая нормально разомкнутый. Потом цикл повторяется. Конденсатор Ci (30-50 мкф) служит для изменения частоты срабатывания реле. В такт с реле прерывается через нормально разомкнутый контакт Ki питание первичной обмотки катушки зажигания. В результате во вторичной обмотке катушки возникают высоковольтные импульсы, которые вызывают серию искровых разрядов между электродами свечи. Конденсатор Сг, установленный параллельно контактам Ki, выполняет такую же роль, как конденсатор в системе зажигания двигателя. Вместо свечи накаливания нужно использовать любую разборную свечу,5 — запальная, свеча (вместо свечи накаливания); 6 — отопитель; - электродвигатель с вентилятором; 8 — электробензонаеос; 9 — температурный переключатель; 10 — индукционная катушка; 11 — электромеханический прерыватель; 12 — батарея.Надежнои экономноМаленький «Запорожец» отличается некоторыми положительными свойствами от старших по классу наших автомобилей, несмотря на свою скромную «весовую категорию», если выражаться по-спортивному. Например — независимой подвеской задних колес. Его качества проявляются ив холодное время — не надо бояться разморозить радиатор или двигатель, который к тому же намного быстрее прогревается после пуска, а перед пуском его можно еще и подогреть. Только маленькое «но». В сильный мороз, да еще при неполностью заряженном аккумуляторе, что случается, если вы имеете дело с генератором старого типа, отопитель трудно пустить из-за недостаточной температуры свечи накаливания. Кроме того, она потребует много тока. Если же для розжига применить искровой способ, тогда и слабая батарея — не помеха, и расход электроэнергии уменьшается. Такую переделку осуществили на своих машинах члены секции «Запорожец» Московского автомотоклуба ДОСААФ, продемонстрировавшие ее на смотре-конкурсе, о котором шла речь в № 11 нашего журнала за 1967 год. Как осуществить реконструкцию, рассказывает один из призеров смотраконкурса А. И. НОВИКОВ. Р и с. 2. Кожух запальной свечи.Р ис 3. Общий вид устройства искрового розжига.<V.»- предварительно сняв с нее корпус. Лучше, если на юбку изолятора надеть точеный кожух с отверстиями, к ак показано на рис. 2. Размер «а» и толщина стенки делаются такими же, как иу свечи накаливания. Для подводки к свече нужен высоковольтный («свечной») провод. Переделанная система потребляет от 1 до 4 а, что зависит от типа катушки зажигания и величины ограничительного сопротивления Rв ее цепи. Например, для катушки мотоцикла «Ява» годится сопротивление ПЭВ-20 от 6 до 10 ом. Можно использовать два добавочных сопротивления («вариаторы») от старых катушек зажигания, включенных последовательно, или намотанное спиралью сопротивление из любого высокоомного провода и, наконец, включенные параллельно пять-шесть резисторов МЛТ-2 или ВС-2 сопротивлением 40—50 ом. Технология и подробности После того, как катушка зажигания и реле установлены (примерное место видно на рис. 3), монтаж схемы не вызывает трудностей. Проводник, соединяющий сигнальную лампу 2и клемму К на переходной колодке 4 (на рис. 1 он «перечеркнут»), надо отсоединить от контрольной спирали, заизолировать (или использовать другой — изолированный) и соединить его с клеммой прерывателя 11. Провод от другого конца спирали надо соединить не со свечой (как было), а с клеммой прерывателя согласно схеме, то есть с нормально замкнутым контактом К3 . Остальные соединения не нуждаются в объяснениях. После переделки схемы контрольная спираль не служит больше индикатором разогрева свечи накаливания, а используется просто как проводник в цепи сигнальной лампы. Эксплуатация Надо иметь в виду, что свеча покрывается копотью и время от времени нуждается в чистке. Ее легко вывернуть и завернуть от руки. Если применять реле РЭС-6 или РЭС-9, может случиться, что сигнальн ая лампочка будет загораться сразу после вытягивания кнопки включател я отопителя. Это укажет на неисправность реле, которое в таком режиме имеет ограниченный срок службы. Нормально в новой системе сигнальная лампочка «ведет себя» т ак : при включении отопителя (установка включателя вI или II положение) лампочка горит очень слабо. После того, как сработает температурный переключатель 9, она загорится и будет гореть до конца работы отопителя. После выключения отопителя лампочка погаснет через некоторое время, как и при работе со свечой накаливания. Искровой розжиг применяется у нас давно в системе электрофакельного подогрева дизелей (МАЗ-200). Но в используемой там катушке типа В-17 прерыватель установлен в ее корпусе, что делает все устройство простым и компактным. Для создания прерывистого напряжения на добавочной катушке зажигания можно использовать также вибропреобразователь напряжения от блока питания автомобильных приемников.НерастрачиваятеплаМы уже говорили о заливке горячей воды непосредственно в рубашку блока у верхнеклапанных двигателей («За рулем», 1966, № 2). В таком случае воронка устанавливается на шланге, идущем к отопителю. Автолюбитель О. Б. УПГАКОВ из г. Архангельска установил на двигателе своей «Победы» (значит, можно и на других машинах с нижнеклапанными двигателями) съемную воронку гораздо большей вместимости. В нее заливают воду прямо из ведра. Вот что он рассказывает. Моя воронка вмещает около литра воды. К тому же расположена она вертикально. Заливать удобно, поэтому вся операция занимает мало времени, и драгоценные калории горячей воды не растрачиваются. Воронка легко снимается с переходника (см. фото), а вместо нее навинчивается пробка. Можно ее оставлять на всю зиму, сделав заглушку. . Изготовление несложно. У обыкновенной воронки с диаметром верхней части 150—160 мм укорачиваем носик примерно до 10 мм и опускаем ее в расплавленный алюминий на глубину 20 мм. Затем образовавшуюся ручку обрезаем, засверливаем отверстие диаметром 16,0—16,4 мм и нарезаем резьбу М18Х1.5. Переходной патрубок де-Воронка с переходником и краном отопителя.лаем из 30-миллиметрового прутка длиной 90 мм. Его устанавливаем на место крана отопителя.Москвич автолюбитель Б. Л. БОРИШАНСКИЙ предлагает способ, пригодный для всех автомобилей. Горячая вода заполняет рубашку двигателя через сливной краник блока. В этом случае, пожалуй, мы идем еще прямее к цели. То есть самую горячую воду подаем не только непосредственно в двигатель, но сначала в «район» коренных подшипников. Уместно напомнить, что при заливке горячей воды обычным способом подшипники и коленчатый вал практически не прогреваются. Слово имеет Б. Л . Боришанский. Я заливаю в двигатель «Волги» горячую воду из ведра при помощи резинового шланга внутренним диаметром около 8 мм. Принцип такой же, к ак при перекачке бензина. Можно применить любое устройство с грушей, диафрагмой и тому подобные. Даже когда ведро установлено на крыле (можно и выше), разница в уровнях довольно значительна, та.к что «засосать» очень просто — достаточно лишь слегка потянуть воздух. Однако так могут поступать только опытные водители. Сначала направляем струю на краник, чтобы он оттаял, и надеваем шланг. Затем снимаем его, выпуркаем небольшое количество остывшей воды и надеваем снова. В дальнейшем заполнение системы (при открытой, конечно, пробке радиатора) будет происходить без участия водителя. Это время можно использовать на обычные предпусковые хлопоты.КлейпротивморозаНа двадцать шестом заседании «Клуба» («За рулем», 1966, № 2) автолюбители познакомились с некоторыми эксплуатационными «мероприятиями», улучшающими эффективность работы системы отопления «Волги». С наступлением холодов эта тема для тех, кто продолжает пользоваться автомобилем, становится особенно важной. Сегодня мы предоставляем слово автолюбителю-ленинградцу А. К. ЧЕРНОВЦУ, который поделится своим опытом. Бывает, что, двигаясь с открытой крышкой люка воздухопритока, мы не можем получить желаемого тепла, а в сильный мороз даже ощущаем, как тянет холодом из-под щитка. Это происходит, когда через неплотности крышки внутреннего люка холодный воздух проходит кратчайшим путем непосредственно в салон (см. рисунок), а не через радиатор. Не так обидно, если крышка как следует не прикрыта (забываем). Хуже — когда она неплотно прилегает к коробу отопителя. Поэтому место прилегания внутреннего люка на зиму я заклеиваю полоской клеенки или лакоткани клеем «88». Небольшая «жертва» — в этом случае мы не можем пользоваться ускорением прогрева без подачи наружного воздуха — практически только мнимая. В действительности рециркуляцией воздуха мы не пользуемся, так как при этом в салоне еще больше увеличивается влажность и сильнее обмерзают стекла. Отопитель автомобиля «Волга»: 1 — радиатор; 2 — крышка люка воздухопритока; 3 — короб; 4 — крышка внутреннего люка. Светлые стрелы — путь воздуха через радиатор отопителя; темные — путь воздуха через неплотности.