Мотора, учатся ездить. Ребятам здесь не докучают мелочной опекой. Кононов приучил полагаться на старших членов секции. Они задают тон в работе и тянут за собой младших, и это делается как-то легко, без нажима, вроде бы само собой. Однако «вольности» никоим образом не идут вразрез с основной линией лаборатории, которую твердо проводит руководитель. Линия эта — широкое вовлечение в картинг школьников. Поэтому в ЭЛМА такое внимание уделяется картам класса Е — с 50-кубовым мотором. Это наиболее простая, доступная и дешевая (себестоимость около 160 рублей) машина, и ЭЛМА из года в год совершенствует ее конструкцию. Сейчас во Дворце пионеров на ходу одиннадцать 50-кубоЕых картов. Кто же на них выступает? Десятилетний Вова Иванченко. Он уже хорошо знает мотор, неплохо ездит, выступал во многих крупных соревнованиях, выполнил норму первого юношеского разряда. Восьмиклассница Наташа Тодорова. Ока не первый год занимается картингом, имеет неплохие спортивные результаты, в этом году заняла четвертое место на первенстве страны. Что ж, так начинали когда-то и Володя Лыткин, и Володя Трубников. А сегодня они признанные' мастера, победители первенств страны. Эти «микрокарты» могут стать трамплином для прыжка в «большой картинг». И появление 50-кубового класса в программе чемпионата СССР с этой точки зрения нужно только приветствовать. Конечно, соревнования для подростков проводятся по упрощенной программе. Но именно соревнования, эта высшая фаза обучения, — неизменно привлекают все новых и новых приверженцев картинга. Прежде чем дорасти до них, школьники изучают слесарное дело, устройство двигателя, работу на станках. Кто-то неизбежно отсеивается, но большинство приобретает на всю жизнь прочную любовь к мотору, автомобилю, гонкам — к этому волшебному миру, где все решают умение, закалка, воля к победе. Насколько крепка эта любовь, видно на примере Геннадия Диденко. Начав заниматься картингом, он потом научился водить автомобиль, освоил сварочное и токарное дело. Эти практические навыки, привитые в ЭЛМА, пригодились ему в армии, где Диденко стал высококвалифицированным сварщиком. После окончания воинской службы он вернулся в Курский дворец пионеров и теперь работает преподавателем в лаборатории картинга. Стали солдатами недавние воспитанники Кононова перворазрядники В. Маленкин, Ю. Тюнин, Е. Чертов, но и они не теряют связь с Дворцом пионеров и собираются после армии вновь сесть за руль картов с маркой ЭЛМА. Что представляет ЭЛМА сегодня с чисто спортивной точки зрения? Это двадцать с лишним молодых перспективных картингистов, свыше двух десятков хорошо подготовленных машин. Это светлое помещение с прекрасным оборудованием. Среди воспитанников ЭЛМА есть чемпионы и призеры первенства страны, мастера спорта. А из шести членов сборной команды СССР трое — куряне: Владимир Лыткин, Владимир Трубников и Николай Гончаров. Сегодня курские картингисты с полным правом считаются одними из сильнейших в стране. Большая заслуга в этом Льва Сергеевича Кононова, который был большим энтузиастом картинга. Я говорю «был», потому что летом 1967 года трагический случай во время соревнований оборвал жизнь этого подлинного энтузиаста, замечательного человека, прекрасного педагога. Сегодня Кононова нет в ЭЛМА, но его помощники, его ученики продолжают начатое им дело. Вечер опускается над Курском. Люди давно вернулись домой, собираются в кино, в гости... А в лаборатории не угасает работа. Вот они склонились над верстаками, «кононовцы» Тодоров и Диденко, Лыткин и Гончаров. Впереди новые задачи, новые соревнования, новые машины. И нельзя сплоховать: ведь Курск — город картингистов.ннжная Ш1полка БЕЗПРАВИЛЬНОГО ОРИЕНТИРАВ обращении к читателю, которым отк рывается эта книга*, есть такие слова: «...ты отлично знаешь свой автомобиль. а в трудную минуту тебе на помощь всегда придет твой верный помощник и советчик — «Спутник шоферил... Эта книга — обо всем, что может понадобиться тебе, водитель». Какой же шофер устоит, чтобы не приобрести eel Обрадовался ия : вот откуда уж наверняка водитель почерпнет передовой опыт эксплуатации автомобиля в различных дорожных условиях, познакомится со способами проведения путевого ремонта, узнает об особенностях вождения автопоезда. Да мало ли вопросов, на которые шофер ждет ответа? Если книгу рассматривать в таком плане, то, к сожалению, надо признать, что «Спутник шофера» не вышел на расчетную орбиту. Раздел «Искусство вождения» хочется назвать «Азбука вождения» — настолько часто встречаешь здесь прописные истины, которые могут представить интерес разве что для людей, только собирающ ихся овладеть этой профессией. Зачем, к примеру, подробно описывать, как двинуть автомобиль с места, переключить передачи и т. п.? Ведь все это можно узнать из учебника шофера третьего класса. Вряд ли расширят представления шоф ерао торможении и такие «откровения»: «Чтобы уменьшить скорость на ходу автомобиля (на сухой дороге), нужно снять ногу с педали управления дроссельной заслонкой и, выключив педаль сцепления, плавно нажать на тормозную педаль». Между тем обобщение богатого передового опыта по вождению автомобиля и автопоезда, результатов научных исследований в этой области — бесценный и совершенно необходимый материал как раз для такой книги, к ак «Спутник шофера». Примитивизм присущи одному из основных разделов книги — «Неисправности автомобиля» (читай: с карбюраторным двигателем). Необходимость такого раздела не вызывает сомнений. Бесспорно, немало пользы в тех советах и определениях неисправностей, которые в нем приводятся. Но бесспорно также и то. что авторы дали больше чем достаточно оснований упрекнуть ихв недоверии к подготовке читателя (напомним — он уже шофер). Например, говоря о причинах, по которым во время движения двигатель внезапно глохнет, авторы называют и такую — отсоединился центральный провод высокого напряжения . Казалось бы. достаточно. Но нет. Для того чтобы шофер справился с этой «сложной» неисправностью, считают авторы, надо расс казать ему, для чего служит этот провод, каковы последствия отсоединения его от клемм и т. п. А вот как описывается поиск неисправности: «...надо открыть капот и осмотреть провод. Если один из концов свободно висит, его следует подсоединить к нужной клемме». Есть в «Спутнике» и другие излишества. Вызывает большие сомнения надобность глав, где подробно рассматриваются работы, выполняемые при ежедневном обслуживании, ТО-1 и ТО-2. Описание только смазочных работ занимаетг. КурскЛ. ШУГУРОВ, спец. корр. «За рулем»• Ю. Бурдин. Т. Шадыркулов, Е. Павленко и П. Радзиховский. «Спутник шофера». Издательство «Кайнар», АлмаАта, 1966, 348 стр.. 180 000 экз., цена I руб. 19 коп.27