16
17
Слово чемпионамМОЛОДОСТЬОЖИЛА КРОССОВАЯ СЕКЦИЯГЕННАДИЙ НРАЮХИН Чемпион страны по автомобильному кроссу (класс ЗИЛ-130)Первенство СССР по автомобильному кроссу 1967 года проходило в Рязани. В группе автомобилей ЗИЛ-130 золотую медаль завоевал представитель автозавода имени Лихачева Г. Краюхин. Мы пригласили нового чемпиона страны в редакцию. Вот что он рассказал. Работаю на заводе имени Лихачева четвертый год. Что делаю? Я водитель-испытатель грузовых автомобилей. Ездить приходится по самым различным дорогам — проселку, «булыге», грязи. И поэтому сама моя работа явилась хорошей кроссовой тренировкой. Собственно, не для меня одного. У нас естьч.группа молодых ребят, испытателей — им лет так 25—28, — которым, к аки мне, близок автокросс. Лет 10—15 назад на заводе интерес к кроссам был велик. Наши спортсмены часто выступали в соревнованиях, добивались успехов. Но потом началось освоение новых моделей, работы у испытателей было по горло, и об автокроссах временно забыли. Да и вообще отношение к ним изменилось к худшему. А теперь вот уже год, к ак кроссовая секция на ЗИЛе ожила. Правда, многие ветераны «состарились», зато на смену им пришли молодые ребята. И все рвутся выступать. Кого-то выделить среди нас, по мастерству что ли, просто нельзя. Любой сумел бы стать чемпионом. Только одному не повезло, другого машина подвела... Что рассказать о себе? Мне 27 лет. Автоспортом занимаюсь с этого года. На соревнованиях в Рязани выполнил норму первого разряда. Кольцевые автогонки? Нет, они меня не привлекают, считаю, что автокроссы и сложнее и интереснее. Вы спрашиваете, к ак руководство завода относится к нашим занятиям автокроссами. Думаю, каждому руководителю приятно, когда с ним чемпионы работают... Несколько слов о соревнованиях в Рязани. Они, мне кажется, ушли в сторону от того, что мы понимаем под кроссами. Это была скоростная гонка — ни бродов и песчаных участков, ни затяжных подъемов и лесных дорог. Неправильно это. Характер соревнований надо изменить. Вопрос о том, какую форму должен обрести автокросс, обсуждался на собрании участников первенства. Были предложения ввести в негоШШШМ'-Каждый молодой гражданин Советской страны должен стать мастером своего дела, внести свой вклад в повышение производительности труда. Вот, пожалуй, главная идея того большого смотра-конкурса, который провел ЦК ВЛКСМ в ознаменование 50-летия Октября. Смотр проходил под девизом ТТМ — Техническое творчество молодежи — и включал обширную программу, начиная от соревнований по профессиям и кончая выставками, встречами на предприятиях, в совхозах, колхозах. В рамках ТТМ • состоялся и первый конкурс молодых шоо ^ р ов на приз «Серебряный олень», учрежденный «Комсомольской правдой». Конкурс должен был ответить на вопрос: кто самый умелый, самый грамотный молодой водитель? Чтобы получить путевку в финальную часть этого конкурса, надо было выступить во многих соревнованиях. Комсомолец из Алма-Аты Дуйсехан Чуйбеков рассказал нам, как много участников привлекли эти соревнования, какими трудными они были в автобазах, районах и городах Казахстана. А потом — республиканские, где ему удалось победить, получить звание лучшего молодого шофера Казахстана и путевку в финал. Легко представить себе, сколько молодых водителей вышло на старт этого массового конкурса, в котором тесно сомкнулись профессиональная сноровка, технические знания и спортивный задор. Финал всесоюзного конкурса проходил в Москве, на площадке у ВДНХ. Жюри в составе председателя Федерации автоспорта СССР профессора Л. Л. Афанасьева, одного из лучших водителей страны Героя Социалистического Труда М. И. Приставки, представителей ЦК ВЛКСМ, Госавтоинспекции, редакций «Комсомольской правды», «За рулем» и «Автомобильного транспорта» предстояло решить сложную задачу. Конкурс включал четыре задания: технические —экономия топлива и смена колеса, экзамен по правилам уличного движения ив заключение — соревнование по фигурному вождению. Оно-то, пожалуй, оказалось самым трудным. То, что обозначено на площадке безобидными флажками и стойками, в жизни выглядит куда серьезнее. Это кюветы иПарад самодельных улицах Москвы.автомобилейнаМотоцикл-малютка (фото вверху) и «аэромобиль», который движется с помощью мотора и винта, укрепленного сзади, принадлежат «перу» одного конструктора — Леонида Каприза. щадке ВДНХ, у автомобилей и мотоциклов, сделанных руками молодых умельцев.•Многолюдно на деменстрационной пло16 ПЛЮС УМЕНИЕстены домов, это деревья и автомобили, это люди. Именно в «фигурке» полностью совпали понятия спортивного мастерства и трудного искусства водителя. За первое место в выполнении этого заключительного задания конкурса вручался приз журнала «За рулем». Лучшим мастером вождения оказался Анатолий Самохин — шофер Ремонтно-механического завода из города Фрунзе. В свои 24 года Анатолий уже многое успел сделать. Окончил курсы шоферов при автомотоклубе ДОСААФ на Алтае, служил в армии, освоил военные машины, стал водителем первого класса. Обладатель приза нашего журнала заканчивает вечернюю школу и готовится к поступлению в институт. Победителем конкурса молодых шоферов, набравшим лучшую сумму баллов по всем четырем пунктам программы, стал шофер Московского автокомбината № 1, студент вечернего автомеханического техникума Михаил Панкратов. Ему вручена главная награда «Серебряный олень» — приз «Комсомольской правды». Второе и третье места заняли Вадим Прасолов из Ульяновска и Дуйсехан Чуйбеков. Важным разделом смотра стала выставка технического творчества. Участники ее — молодые рабочие, конструкторы, техники, учащиеся профтехучилищ. Большое внимание привлекли самодельные автомобили и мотоциклы, которые были выставлены на демонстрационной площадке ВДНХ. В день открытия экспозиции состоялся парад-конкурс машин на улицах столицы. Можно было только восхищаться оригинальностью конструкторских решений, смекалкой и мастерством умельцев. Техник из города Жданова Владимир Милейко представил на выставку автомобиль < Мелодия», который по исполнению и отделке мало в чем уступает автомобилям высшего класса. А Александр Юдин из Ташкента соорудил удивительную по своей проходимости машину ВАЮ-4, которая на глазах у всех забралась по ступенькам на трибуну. Интересные машины сделал художник Леонид Каприз: детский мотоцикл с коляской (его лихо провел по улицам Москвы семилетный сын конструктора Саша) и «аэромобиль», который движется при помощи мотора и винта, укрепленного сзади. Победители конкурсов, лучшие экспоната смотра отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ, дипломами и премиями. ТТМ показал, что техническое творчество стало поистине массовым и охватывает самые широкие слои нашей молодежи. В будущем году Ленинский комсомол отмечает свое пятидесятилетие. Этой дате молодые мастера посвятят свои новые успехи в труде и творчестве.Геннадий Краюхин. военно-прикладные элементы, скажем, гранатометание. Высказывалась мысль — и я ее поддерживаю, — что кросс надо дополнить соревнованиями на мастерство вождения — создать, что-ли, новый вид автомобильного двоеборья. Говорили еще ио том, что пора предпринять решительные меры по повышению безопасности соревнований. Необходимы защитные дуги над кабинами машин, обязательны шлемы (типа мотоциклетных) и перчатки. В Рязани вместе с большой группой молодых спортсменов выступали опытные ветераны, такие, как К. Галыгин, В. Коротеев, И. Леонов. Мне очень понравилось мастерство И. Леонова. На своем ГАЗ-69 он всю дистанцию шел на большой скоро>сти, но как-то легко и очень уверенно — без риска. Приятно было> смотреть. Обращает на себя внимание, что в первенстве СССР этогогода выступали не только бессменные участники — армейские спортсмены и спартаковцы, но и представители автозаводов. Кроме наших ребят, в Рязани стартовали и ульяновцы. Первенство страны на машинах ЗИЛ-130 разыгрывалось впервые. Были скептики, которые считали, будто эти автомобили мало пригодны для кроссов. Вот, мол, ЗИЛ-164 это другое дело. Он хоть и менее мощный, но зато легче, проходимость его лучше. Многоопытные «зубры», осмотрев наши «стотридцатки», говорили, качая головой: «Ну, у них даже мосты не подвязаны — пиши пропало, до финиша не дойдут». Мы много раз стартовали на своих ЗИЛ-130, и ни в чем они не уступали ЗИЛ-164. Автомобильный кросс: . • • : . • • . .• : :..••• • ••.•••: • - : - : -•••11!Шl ie8ШЖа к3К омандныйзачет (среди сбор- ных ДСО и ведомств): 1. «Спартак»; 2. Советская Армия; 3. «Труд». Л ичныйзачет . Автомобили ГАЗ-69: 1. И. Леонов (Латвийская ССР); 2. Г. Нигматуллин (Москва); 3. Э. Кедровский (РСФСР). Автомобили ГАЗ-51: 1. Н. Ефимов (Москва); 2. В. Николаев; 3. С. Ильиных (оба РСФСР). Автомобили ЗИЛ-164: 1. Б. Короткое; 2. А Саморохов; 3. Ю. Асалин (все Москва). Автомобили ЗИЛ-130: 1. Г. Краюхин; 2. В. Жуков; 3. А. Логинов (все Москва).к вадsiояга»е.17