56
57
ЛЕГКИЕ КОЛЕСАНе так давно колеса из легких сплавов были только на престижных иномарках. Сегодня положение изменилось. Конверсия оборонных предприятий открыла доступ к современным технологиям, оборудованию и материалам. Выпуском легкосплавных колес занялись предприятия в Москве, Балашихе, Усть-Каменогорске, Белой Калитве, Красноярске. Полки магазинов заполнились множеством разных дисков, выбрать наиболее подходящие не так легко. Разобраться в них поможет материал, подготовленный инженером А. СМЕКАЛИНЫМ. Легкосплавные диски в обиходе часто именуют литыми. Но это не всегда соответствует действительности, хотя большинство из них ив самом деле изготовляют методом литья. Его технология не отличается сложностью. Расплавленный металл (обычно алюминиевый сплав GK-AISH2 или подобный) заливают в форму и после остывания колесо почти готово. Остается обработать на токарном станке поверхности, на которые садится покрышка, плоскость прилегания к ступице и просверлить отверстия для крепежных болтов. Чтобы металл лучше заполнил форму, его обычно заливают под давлением, а иногда еще подают в 56 ЗРЛМ 7/95 А УЕформу сжатый газ - так делают известные за рубежом диски ББС. Но способ литья не лишен недостатков. У получающегося слитка свободная кристаллическая структура, поэтому для прочности приходится делать стенки диска довольно толстыми. Кроме того, даже при литье под давлением не избежать таких характерных дефектов, как поры и раковины. Недаром серьезные производители все такие колеса просвечивают (проверяют рентгеном). Этих недостатков лишен другой метод изготовления колес - объемная штамповка (ковка). Однако он болееРис. 1. Схема расположения волокон металла после ковки (фрагмент колеса). сложен и дорог. Чтобы получить, например, 13-дюймовый диск массой около 5 кг, берут цилиндрическую заготовку диаметром 180 мммассой 23 кг. После трехНоменклатура легкосплавных колесИзготовитель Размерность колес, дюймы 5Jx13 НПО "Авиатехнология", Москва 5Jx16;6Jx16 6Jx14 6Jx15 6,5Jx15;7Jx15 БКМПО, Белая Калитва 5Jx13 7Jx15 5Jx14 БЛМЗ, Балашиха 5,5Jx13 6Jx14 5Jx13;5,5Jx13 5Jx14;5,5Jx14 Ф ACT ВИЛ С, Москва 6Jx14 6,5Jx15;7Jx13 5Jx13 6JX14 КиК, Красноярск 5,5Jx14 6JX14 6Jx15 7Jx15,7,5Jx16 ' Марка автомобиля "Жигули", "Самара" "Нива" "Волга" Штамповка Способ изготовленияУАЗиномарки "Жигули", "Самара" иномарки "Москвич-2141" "Жигули", "Самара" "Волга" "Жигули", "Самара" "Москвич-2141" "Волга" иномарки "Жигули", "Самара" "Волга" "Москвич-2141" "Волга" Литье Литье, штамповка Литье ШтамповкаУАЗиномарки последовательных ударов (первый усилием 6 000 т, два последующих - по 20 000 т) поковку остается обработать на токарном станке. Готовый диск (4,9 кг) легче стального штампованного (6 кг) и гораздо прочнее его. Это достигается именно благодаря ковке, которая формирует необходимую структуру металла, определенным образом располагая его волокна (рис. 1). При такой технологии изготовления диска толщину стенки можно уменьшить до 3 мм против 5,5 (минимум) у литого. Напомним, как делают обычные стальные колеса. Из ленты отдельно прокатывают обод, отдельно штампуют колесный диск. Затем их соединяют сваркой. На современных автоматических линиях процесс выглядит так: на входе - рулон листового проката, на выходе - готовый диск. Как видим, производство легкосплавных колес посложнее. Если к этому добавить дорогостоящие материалы (легированные алюминиевые сплавы), становится объяснимой их высокая цена: в московских магазинах - от 85 до 200 долларов за штунужен диск шириной 5,0 дюймов. Приобретая колеса для других моделей, следуйте инструкции к автомобилю. Кстати, пора уточнить термины. Строго говоря, диском называют центральную часть колеса - ту, что внешне и по характеру вращения действительно напоминает диск. Кольцевой элемент, на который садится шина, именуют ободом, а все вместе (даже без шины) - это, на языке конструкторской документации, колесо. Однако в автомобильном обиходе слово "диск" давно стало синонимом колеса - с чем, скрепя сердце, согласимся и мы. Следующая конструкционная особенность легкосплавных дисков связана с тем, что они рассчитаны на бескамерные шины. Поэтому на посадочных полках сделали кольцевые выступы - хампы, которые дополнительно фиксируют борта шины. Очень важным параметром при выборе диска является вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Его величина у каждой модели своя: "Волга" - 0; "Жигули" - 29; "Самара", "Опель-Корса", "Тойота-Королла", "Мицубиси-Кольт" -масса), тем быстрее оно пойдет вверх при наезде на препятствие, раньше начнут работать упругие элементы подвески, колесо быстрее откликнется на возвращающее действие пружины (рессоры), амортизатора и восстановит контакт с дорогой, если он был потерян. Насколько это важно, легко убедиться, например, в повороте, где дорожное покрытие с волнообразными неровностями. Многие водители испытывали здесь неприятное чувство, когда автомобиль вдруг начинал "плыть" к наружной обочине. Все из-за того, что, подпрыгивая на неровностях, колесо на какое-то время отрывалось от покрытия. Если на тот же автомобильчпоставить легкосплавные колеса, очень вероятно, что это неприятное явление не возникнет (при тех же условиях). Кроме этого, снижение неподрессоренной и инерционной масс улучшает разгонную динамику и активную безопасность автомобиля, снижает вероятность ударов до пробоя и даже расход топлива. Прочные и жесткие, эти колеса не так легко деформируются от ударов. Технология производства обеспечиваетРис 2. Основные элементы и размеры легкосплавного колеса 5,0х14Н2: А - закраина обода; Б полка; В - хамп; Г - плоскость крепления; а - монтажный диаметр (14 дюймов); б - ширина обода (5 дюймов); в - вылет (40 мм); г - диаметр центрального отверстия (58,5 мм)./ - #// :Шв» N^sф29 29(С (ОРис. 3. Маркировка на колесе (сверху по часовой стрелке): клеймо, свидетельствующее о сертификации в Госстандарте России; товарный знак завода-изготовителя (БКМПО); вылет (29 мм); месяц и год изготовления (июнь, 1995 г.).w%Wkrilfik>r""-."л^яС\"•£¥г^В6 __3«Й -^Лйчж495 ^Р^к^^^*4ку. Оправданы ли такие затраты? Чтобы ответить, рассмотрим эксплуатационные качества легкосплавных дисков. Но сначала остановимся на некоторых конструктивных параметрах. Легкосплавные колеса обозначают шириной и монтажным диаметром обода. Например, маркировка 5,0x14Н2 (рис. 2) расшифровывается так: 5,0 - ширина обода, 14 - его монтажный диаметр (все размеры в дюймах), буквы определяют комплекс размеров бортовых закраин. Из всех параметров колеса к шине относятся только два - монтажный диаметр и ширина обода. Первый указывают в обозначении шины (как правило, в дюймах), и если у вас шина 185/70R14, то для нее годится только 14-дюймовый диск. Современные обода проектируют таким образом, чтобы их ширина была на 25-30% меньше ширины профиля шины. Поэтому для шины 185/70R14 (ширина профиля 185 мм, или 7,35 дюйма)38-40 мм. Ставить на машину диски с несоответствующим ей вылетом не рекомендуется. Допускается уменьшение вылета на 5-7 мм. Если отклонение больше этой величины, колеса будут слишком сильно выступать наружу. При этом открываются тормозные механизмы, увеличивается нагрузка на подшипники ступиц, на подвеску, ухудшается маневренность. Ну а поставить диск с увеличенным вылетом просто невозможно - он упрется в суппорт или тормозной барабан. Все это надо учитывать при покупке колес и непременно проконсультироваться с продавцом. Какие же лучше - стальные штампованные или легкосплавные? Последние, в большинстве, легче, благодаря чему значительно снижены неподрессоренная и инерционная массы, а это благоприятно сказывается на работе подвески и автомобиля в целом. Попросту говоря, чем легче колесо (меньше его инерционнаявесьма высокую точность размеров, что сводит к минимуму дисбаланс. Привлекает, конечно, нарядный внешний вид изделий, их стойкость против коррозии. Но иу легкосплавных колес есть недостатки. Сначала остановимся на литых. Бесспорно, это продукция довольно высокого качества. Однако от сильного удара "напробой" закраина литого диска либо скалывается, либо деформируется. Помятый обод плохо или совсем не поддается восстановлению. Причина в том, что для них применяют алюминиевый сплав с добавкой кремния в качестве одного из легирующих элементов. Он улучшает литейные свойства сплава, но вместе с тем увеличивает его пористость. По существующим нормативам она ограничена на поверхности обода, прилегающей к шине, площадью 1 см 2 . Излишки ликвидируют упрочняющей обработкой. Отсюда и хрупкость закраин. Однако веЗ РЛМ 79 АУЕ /5 57