50
51
52
53
Рассказывая о классификации легковых автомобилей, мы в свое время познакомили читателей с машинами класса "микро" и особо малого (ЗР, 1993, № 7,10). Появление новых моделей позволило автору этого обзора А. ФОМИНУ увидеть небезынтересные тенденции в развитии подобных машин. О них и пойдет речь.вить производителей пойти на технические ухищрения, порой далекие от здравого смысла. Например, в Японии 650-кубовые моторы оснащают турбонаддувом, а итальянцы питают удивительную любовь к двухлитровым "наддувникам" по той же причине - налог на автомобили с двигателем большего объема резко возрастает. Немалую роль в формировании рынка иг-Конечно, в семье с невысоким доходом даже единственный автомобиль может оказаться маленьким и маломощным, хотя он плохо пригоден для долгих поездок с полной нагрузкой. Подобная машина лучше приспособлена к роли второй в семье. Главный козырь автомобиля классов "микро" и особо малый (классификация ЗР, 1993, № 7) - небольшие цена и эксплуатационные расходы. Среди недостатков - низкая пассивная безопасность и относительно небольшой ресурс двигателя. Рост цен на бензин в европейских странах при-билей, наиболее распространенных в той или иной стране, определяются не столько уровнем доходов граждан сколько ставками налогов на автомобили и бензин. Имен но поэтому, а вовсе не от бедности автомобили малых классов широко распространены в Европе и Японии. Система налогообложения может заста50 ЗРЛМ 79 АУЕ /5рают средства массовой информации, местные особенности и привычки. В самом деле, трудно убедить того, кто привык к пятиметровой машине, пересесть (пусть даже для короткой поездки по городу) в нечто длиной три с половиной метра с двигателем в сорок лошадиных сил. Не надо ходить за примером на Запад - спросите любого владельца "Жигулей", как он относится к "Оке".вел к тому, что покупатели стали все чаще задумываться об экономичности машины. При езде по городу двигатель много работает на холостом ходу: здесь выгоднее небольшой объем, чтобы не жечь много бензина впустую. Но для приемлемого разгона маленькому двигателю придется больше работать на высоких оборотах, что неблагоприятно отражается как на экономичности, так .Обозрение ЗР.и на ресурсе, и удобстве езды. Диапазон объемов двигателей, применяемых на автомобилях "микро" и особо малого класса составляет 650-1600 см3 (бензиновые) и 1300-1800 см 3 (дизельные). Мощность - соответственно от 30 до 133 л. с , однако у большинства автомобилей в базовой комплектации 40-60гоняются до "сотни" менее чем за 8 с, развивают свыше 200 км/ч и расходуют в среднем 7,5-8 л/100 км - ненамного больше, чем лидеры по экономичности с 5,4-6,5 л на "сотню". Однако настоящие чемпионы здесь - модели с дизельными моторами, средний расход у которых менее 5,5 л/100 км, а рекорд (по заводским данным) у "Ситроена-АХ" - 4,2 л/100 км. Хотя последний делают уже девять лет, равных показателей не удалось достичь никому. Каковы же реальные приоритеты для современного "малого" автомобиля? Наиболее важными признаны комфорт и безопасность, из-за чего многие модели прибавили в весе и размерах. Деление по размерам на "микро" и особо малый класс стало менее выраженным, когда появились автомобили, оказавшиеся посредине между ними, к тому же оснащенные вполне солидными двигателями - например, "Рено-Твинго". Существенно возросли требования к внутреннему объему: салоны современных малюток размерами заметно превосходят "жигулевский" - при меньшей на полметра длине автомобиля. Весьма четко выражено стремлениел. с , но достигается она различными способами. Например, 650-кубовый "Субару-Вивио" развивает 52 л. с. при 7200 об/мин, а "Опель-Корса-Эко" (1200 см 3 ) - только 45, правда, при 4600. Зато наибольший крутящий момент у "Опеля" - 88 Н-м при 2800 об/мин, а у "Субару" - всего 54 Н-м при 5600. Почти двукратная разница в рабочем объеме не столь сильно сказывается на расходе топлива, который у "Опеля" даже ниже. Вдобавок меньшая мощность не препятствуетему достичь большей максимальной скорости, что свидетельствует о хороших аэродинамических качествах. Однако чудес не бывает: экономичность "большого" мотора достигается за счет динамических показателей машины. Конечно, для малого автомобиля расход топлива - один из важнейших показателей, но, судя по обилию модификаций с мощными двигателями, существуют и другие приоритеты. Самые быстроходные раз-сократить эксплуатационные расходы путем повышения надежности и долговечности автомобиля. Даже в Европе, где бензин стоит в среднем 1 доллар США за литр, его стоимость не превышает 35% общих затрат на приобретение и содержание автомобиля в расчете на год (при пробеге 15 тыс. км в год) - для самых дешевых моделей, а для более дорогих эта доля ниже 25%. Основную долю эксплуатационных расходов составляет потерянная стоиЗА РУЛЕМ 7/95 51 мость - это часть первоначальной цены, утраченная с возрастом и пробегом. Она составляет от 45% у наиболее мощных модификаций "Фольксвагена-Гольф" до 85% для "Мерседеса-БбОО". У рассматриваемых нами автомобилей разброс поменьше, но все-таки на потерянную стоимость приходится в среднем 55% расходов. Для уменьшения потерянной стоимости есть два пути, порой противоречащие друг другу. Либо создать предельно дешевый автомобиль, либо, особенно если-Обозрение ЗРл/100 км, разгон с места до. 100 км/ч за 21,4 с - посредственные показатели для современного автомобиля даже с учетом его значительной массы. Но за лучшими здесь и не гнались. Ведь новый "Фольксваген-Поло-45", как и "Опель-Корса-Эко", - ярко выраженные предособо малому классу) способны удовлетворить и более высокие потребности если это пропорционально уменьшенный вариант нормального семейного авто, более дешевый по цене ив эксплуатации. Обычно - пятидверный хэтчбек почти с вертикальным задним стеклом, базой от 2350 мм и "полноценным" (то есть четырехцилиндровым)предполагается ненапряженная эксплуатация, - очень надежный, долговечный, красивый, но неброский. При расчете на пользование им в течение 10 лет второй путь много выгоднее, а для владельца такой машины главное - успеть продать ее до смены поколений. Поэтому-то "Фольксваген" нечасто меняет модели: ведь выпустить новую через 3-4 года, значит, помимо всего, подложить свинью потребителю, рассчитавшему свои расходы на годы вперед. Даже нестарый автомобиль устаревшей модели резко отличается по цене от аналогичного новой модели, близкого по возрасту и пробегу. Подобный расчет легко объясняет феномен непревзойденной экономичности "Ситроена-АХ" и появление нового "Фольксвагена-Поло-45". Последний, совсем небольшой по размерам, весит без малого тонну ив самом слабом варианте оснащается литровым 45-сильным двигателем. Средний расход бензина 6,6 52 ЗРЛМ 79 АУЕ /5ставители новой разновидности городских автомобилей. Высокие скорости и резвый разгон на шоссе не для них, а для того, чтобы не выпадать из потока в городе, хватает и этой мощности. Конечно, есть модификации помощнее, с хорошей динамикой, но они уже, скорее, универсальные, нежели городские. Поэтому будем считать, что городской автомобиль - компактная машина с заведомо ограниченными скоростными возможностями, которые не востребованы на городских улицах. Существуют два конструкторских подхода к подобным машинам. Первый четко выражен в "ФольксвагенеПоло". Это сравнительно "большой" автомобиль, значительно дороже одноклассников, его консервативный дизайн явно рассчитан на долгую жизнь. Антипод - "ФИАТЧинквеченто": миниатюрный, на треть дешевле, с двигателем почти равного объема - более резвый и экономичный, а с двухцилиндровым мотором - еще дешевле и экономичнее. (Можно сказать, что первый автомобиль - для экономных, а второй - для стесненных в средствах.) Конечно, рассматриваемые машины (в первую очередь те, что мы относим кдвигателем объемом один литр или более. Таких моделей значительно больше, причем немало из них оснащены дизелями. "Фольксваген-Поло-75" явно ближе к этой категории, хотя лидер, пожалуй,- "ФИАТ-Пунто". Создатели последнего действительно попали в точку. У небольшой по габариту машины один из самых просторных в классе салонов, а набор вариантов двигателей и оборудования способен удовлетворить взыскательного покупателя, притом за весьма умеренную цену. Для подобного автомобиля стала обязательной модификация с пятью дверями: такие есть у ФИАТа, "Дайхатсу", "Фольксвагена", "Опеля", "Сузуки", "Субару", "Ситроена". А вот автоматические коробки передач (или бесступенчатые трансмиссии) могут предложить только "Дайхатсу", ФИАТ, "Субару" и "Опель", да и то не на все модели, хотя в условиях городской эксплуатации это явно не лишнее устройство. Как будет развиваться этот класс машин? Очевидно, что станут увеличиваться степень пассивной безопасности, размеры салона и уровень комфорта. Причем если автомобили подрастут, то в ширину и высоту, длина же останется на прежнем уровне. Больше станет модификаций с автоматической трансмиссией, больше сервоприводов для различного оборудования. А вот расход топлива вряд ли сильно уменьшится, так как масса автомобилей растет (в силу вышеперечисленных причин), а распространение "вниз" многоклапанных двигателей с многоточечным впрыском топлива сдерживается их дороговизной. Дизель небольшого объема с непосредственным впрыском, наддувом и промежуточным охлаждением мог бы опустить средний расход топлива ниже 4 л, но сложность и высокая стоимость такого силового агрегата на нынешнем этапе препятствуют его внедрению до очередного скачка цен на топливо или налогов. Нас это вроде пока не касается, но, как говорится, знать не мешает.Технические характеристики автомобилейо Параметры озЛ о< SX СОs; Xto>. S 1992 P4 658 38/52s m I7XL.&tX шC0 CO0 HX0 Q. 0<DaX 0 t_ CD6&$Год начала выпуска Тип двигателя, число цилиндров Рабочий объем, с м3 Мощность1, кВт/л. с. Крутящий момент, Н-м Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Снаряженная масса, кг Разгон с места до 100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Расход топлива 2 , л/100 км 5-дверный вариант Дизельный вариант Автомат, трансмиссия Цена, DM1 234569¥1991 P2-P4 704-1108 22/30 40/55 47 86 3227 1487 1435 2200 690 710 30,0 13,8 126 150 5,6 6,2X Ф Q_ a£sm 0CO 0<X <D О6ФРЭ1993 P4 1296-1590 55/75 77/105 98 134 3750 1620 1390 2395 830eО 1993Рё19940 5p1991 P4 954-1587 33/45 76/104 74 135 3562 1590 1369 2385 760 870 21,0 10,0 145 195 5,1 7,6О|ЪsSP1989 P2 649 21/291992 РЗ 847 30/411993 P4 1239 40/551993 P4 1108-1695 40/55 98/133 84 204 3760 1625 1460 2450 842 992 16,5 7,9 150 205 5,9 8,41986 P4 954-1527 33/45 55/75 74 111 3525 1555 1355 2280 690 772 16,9 10,4 146 176 4,2 6,76554903295 1395 1410 2280 6403295 1395 1375 2310 620 710 18,03433 1630 1423 2347 81016,514,2 15012,5 9,6 167 185 6,4 6,9135133-5,46,46,7 ••++13750-13550*--+AC3' 16000-+-+18800 29800+ + +17940 33500P4 P4 1195-1598 1043-1598 33/45 33/45 78/106 55/75 88 76 128 150 3729 3715 1608 1655 1420 1420 2400 2433 835 955 960 990 21,4 20,0 9,8 12,5 145 145 192 172 5,2 6,5 7,2 7,0 + + + -413200 1420 1400 2180 63530 120 4,65s+ +16840 27140++ 15590 22390+-18390 2825018295 22395---4000-Здесь и далее верхнее значение - для варианта с наименее мощным двигателем, нижнее - для наиболее мощного. Среднее значение по трем стандартным циклам испытаний: при 90,120 км/ч ив ГЦ. АС - автоматическое сцепление. С двигателем 899 см 3 (29 кВт/40 л. с). Среднее значение по трем стандартным циклам испытаний: при 60,90 км/ч ив ГЦ. Цена в России.ЗА РУЛЕМ 7/9553