54
55
ЧТОБЫво записи резко падает. Лучше всего в таких случаях изолировать магнитолу от подогрева с помощью экрана из фанеры или пенопласта. К новой "Ниве", "восьмерке" со старой панелью и "Москвичу" претензий, связанных с перегревом штац^ ного места крепления, нет, хотя на not > \ леднем пластмассовое "корыто" довольноХ часто скрипит ив конце концов отваливая» ется. Чтобы этого не случилось, надо как следует затягивать "саморезы", а лучше посадить их на клей. Кроме того, все отечественные автомобили отличает высокий уровень шума в салоне, что требует соответствующей громкости звучания. У самой простой магнитолы "Пионер-КЕ1700В"^выходная мощность 2x8,5 Вт, у "Сони^ХЙ1^53" - 2x15 или 4x7,5 Вт. Первую можно оценить-как очень ^алую, вторую -тоже. Лучше^Шго иметь 1ли больше>если карман позволяМодели с такой мощностью стоят обычот 190 долларов^иавыше.t ОТ ВОРОВМы рассказали (ЗР, 1995, № 2), как определить, какая аппаратура вам подойдет. Сегодня речь об относительно недорогих, но вполне приемлемых по качеству системах. Сделать правильный выбор непросто: для этого требуется достаточно точно пред-^ ставить не только собственные запросы сё ^ годня, но и потребности на ближайшие пять лет, поскольку, будучи дорогостоящей и долговечной, автомобильная аудиотехника имеет весьма низкую вторичную стоимость. ХОЧУ СЛУШАТЬ ДИСКИ!Автомагнитолы "Сони" насыщены многочисленными сервисными функциями при умеренной цене. ларов, магнитолу с контроллером (для управления ченджером) - за 240 и вполне р'стойную их акустическую систему за fl40. Всего получается 700, что уже заслу^ает-^имания. Если учесть вероятность "рассрочки" покупки (сначала магнитола и динамики, а только потом ченджер), то можно утверждать: теперь высокое качество звука не только для тех, кто зарабатывает свыше 1000 долларов в месяц, Но есть ли возможность приобрести аппаратуру еще дешевле? JMНа взгляд автора, имеет смысл осноНЕДОРОГИЕ МАГНИТОЛЫ вательно потратиться только в одном случае - если вы хотите (имеете возможность) слушать компакт-диски. Во всех Если вы твердо решили, что компактостальных замахиваться на дорогую и диски не для вас, то можно остановить -высококлассную технику не стои^г.^Дптяа^свой выбор на автомагнитолах по цене от покупных аудиокассет в абсолютнокГ —100 до 250 долларов США. Благо, он достаточно велик. Мы рекомендуем продукцию большинстве случаев достаточно автояпонских фирм "Сони" или "Пионер": они магнитолы среднего уровня. Домашние записи, как правило, еще хуже, кроме техвр имеют у нас разветвленную торговую (и ремонтную) сеть с полным своим ассортислучаев, когда их делают с компакт-дисментом, а качество их изделий весьма выков на кассеты типа II, IV на Hi-Fi-annaсокое. Более дорогие автомагнитолы снабратуре. Аудиокассеты высокого качества жены контроллером проигрывателя комнедешевы (минимум полтора доллара за пакт-дисков (ченджера). штуку), а "пиратские" компакт-диски стоПродукция других японских фирм, таят 3-5 долларов, при том что запись на ких, как "Альпайн" и "Кенвуд", обладает не них обычно значительно превосходит худшими показателями, но куда меньше сделанную на высококлассной кассетной распространена за пределами Москвы и деке, стоящей не меньше 400 долларов. Петербурга. "Альпайн" к тому же стоит у Кроме того, кассетные записи портятся нас дороже "Сони" и "Пионера". от высокой температуры и ее перепадов, магнитных полей, частого прослушиваЗаметим, что наиболее простые и дения, одним словом, от всего, что ждет шевые модели автомагнитол даже столь кассету в машине, в то время как комименитых фирм не вполне соответствуют пакт-диск практически вечен. условиям, в которые они попадают, оказавшись на наших автомобилях и дорогах. В № 2 "За рулем", на который мы уже О дорогах говорить нечего - и так все ясссылались, сказано, что стоимость компно, поэтому об автомобилях. У многих лекта аппаратуры, вклкЗчающего многоотечественных моделей крайне неудачдисковый проигрыватель компакт-дисков ные (точнее, бездумно сделанные) места (Си-Ди-ченджер), кассетную магнитолу и креплениярп@иемника (магнитолы). На акустическую систему, составляет как миВАЗ-2105, -2107 И - Э т -2109 с новой панимум тысячу долларов. Однако время нелью при включенной "печке" корпус идет, и конкуренция заставляет произвомагнитольг-может] нагреваться до высокой дителей снижать цены. Несмотря на татемпературы. Японская техника еще выможенные барьеры, этот процесс заметен держивает такое издевательство, но ив России. Сегодня можно купить пропленка в кассете растягивается и качестстую модель Си-Ди-ченджера за 320 дол54 ЗРЛМ 7/95 А УЕКак защитить технику, выбирать особо не приходится. Наиболее простые модели имеют "корзину", которая снабжена всеми необходимыми разъемами. Уходя, хозяин берет магнитолу с собой. У более дорогих - легкосъемная передняя панель. Конструкция со съемной панелью удобнее - носить приходится только небольшой футляр размером с очешник. Забыть снять панель тоже трудно - об этом она напомнит противным писком. Однако у малых форм свои недостатки: панель легко потерять или, не дай Бог, на нее кто-нибудь сядет. Кроме того, известны случаи воровства магнитол и без панели. Наилучший, по нашему мнению, комбинированный вариант, когда одновременно сочетаются оба эти способа, но ни "Сони", ни "Пионер" не^Ййускают таких моделей. Другие производители автомобильной аудиотехники предлагают своиепособы защиты - кодирование и защитные карты. Кодированные магнитолы, если прервано питание, перестают работать, пока снова не будет введен код, а системы с картой работают, только если она вставлена внутрь магнитолы. Правда, подобрать нужный код весьма не просто (хотя ис этим справляются). Но главная беда в том, что отечественные воры недостаточно образо Ф ваны и принимают яркую надпись *@§Н9Ё за торговую марку, так что эффект чвность"" такой защиты не внушает довеоJ ЮТОМ НЕ ЖАЛЕТЬ...ДИНАМИКИ Теперь поговорим о динамиках. Мы еще не обладаем всей информацией об их установке, но именно поэтому надо определить правила. Первое - звук^дёджен приходить спереди (вы когда-либо видели концерт, на котором слуйателйчсидяъ-спиной к музыHL для передней части салона и XS (XS-E) для задней. "Пионер" - модель КЕ-2610 за 220-256 долларов, динамики серии TS-H вперед и серий TS, TS-G, TS-E назад. Эти магнитолы обладают высокой мощностью! —соответственно 20 и 22 Вт на четыре канала, съемной передней панелью, приемником со стереофоническим звуком в "нашем" диапазоне УКВ и цифровой настройкой с памятью, а также линейным выходом, который потребуется, если вы захотите поставить дополнительный усилитель. ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ На чем из всего перечисленного можно сэкономить, а на чем нельзя? Можно на магнитоле -покупкаболее простой модели сохранит вам 50-4foo долларов. Потеряете ретение, вы получите качество звука не хуже, чем в зарубежных автомобилях среднегсГклавеа. Поверьте, эти затраты окупятся многими часами удовольствия. Но можно ли за те же средства (а не за-700 долларов) насладиться совершенным звучанием компакт-диска? Да, можно! Естественно, такой вариант имеете свои недостатки, тем не менее система вполне работоспособна, а затраты - от 400 долларов. Для этого необходимы четыре акустические системы, состоящие из восьми динамиков. Передние, с раздельными компонентами - за 80-120 и задние, коаксиальные - за 50-80 долларов. Потребуется усйййЗель с регулировкой громкости, и те|лбраГмощностью 4x15 Вт (или 80-130 и портативный Си-ДиМеста установки динамиковN. Модель автомобилясо оюо со со о см со«там?) \\уВторое - мощностьудинамиков - это не то, как громко они звучат, а какую мощность можно на них гадать, чтобы они не сгорели. Помимо мощности, к основным характеристикам динамиков относятся диапазон воспроизводимых частот и чувствительность. Третье - хорошо звучит только правильно установленный динамик. Иными словами, даже самые лучшие динамики, но установленные неправильно, дадут весьма посредственное звучание. И последнее - все познается в сравнении. Не тешьте себя мыслью, что хорошая магнитола и четыре динамика дадут вам "Концертный" звук. Это много сложнее и дороже. Какие динамики выбрать? Лучше всего те, которые соответствуют стандартным местам крепления. Практика показывает желающих заниматься основательной переделкой в своем автомобиле немного, а вынужденные решения редко бывают удачными. Существует довольно распространенное мнение, что большие динамики звучат лучше. На самом деле это не совсем так. Большие динамики обладают большей площадью диффузора (это то, что излучает звук), лучше, чем маленькие, воспроизводят низкие частоты и обладают большей чувствительностью (при сигнале той же мощности звучат громче). Но это при условии, что сравниваемые динамики имеют одинаковую мощность. На деле большие динамики рассчитаны на большую мощность, поэтому у них более жесткий подвес и более мощный магнит. Чтобы "раскачать" такую систему, нужен и мощньиусилитель (ватт 50 на канал), а со встроенно! нитолу можно взять в лучшем случае2Ь" поэтому большие динамиюгбудут звучать намного тише, хотя и чище._Так чтб] выби рая динамики для системы беэгдоподмительного усилителя, предпочтите большие, но слабые (60 ватт максимальной мощности вполне достаточно). Что же порекомендовать для наиболее распространенных отечественных автомобилей? Из продукции "Сони" это магнитола R-4403EE, которую можно купить за 190-210 долларов, динамики серии XS-шсВо со о со см со5см с; соей Места установки N. N.со< _ ++< < < m ш_со< _Передняя панель Боковины задней полки Передняя дверь Задняя дверь Задняя полка10 -/1013+ +- +- -+13 13 + + + + - + + + +Съемная панель с футляром для переноски (на фото "Пионер КЕН-М-6500"). большей частью не в качестве звука, а в удобстве пользования. Дешевые модели не имеют съемной панели и "порадуют" неудобными вращающимися ручками потенциометров, отсутствием линейного выхода и маломощным усилителем. С ними лучше сочетаются наиболее дешевые динамики с двойным диффузором - неслиШком качественный, зато громкий звук даже при слабом усилителе. Однако во всех остальных случаях нужно помнить, что экономия на передних динамиках ощутима куда больше, чем на задних, поэтому впереди стоит устанавливать более дорогие акустические системы с раздельными компонентами (с выносным высокочастотным динамиком и разделительным фильтром), а сзади вполне пойдут те, что подешевле - коаксиальные или еще более дешевые, с двойным диффузором. Вот, пожалуй, и все, что в общих чер тах можно сказать об относительно деше вых аудиосистемах для автомобиля. Затратив от 180 до 400 долларов на их приобЦифры - диаметр динамика (см) на штатном месте крепления. V - можно использовать динамик диаметром 10 см, а при установке большего проверить по месту. "-"-установка невозможна * В знаменателе - для автомобиля с новой панелью.проигрыватель ("DISKMAN") с линейным выходом за 120-160 "зеленых". (На худой конец, подойдет усилитель без регулировок, но придется задействовать выход на наушники и купить шнур-переходник с разъемом RCA.) Подобную схему едва ли можно назвать удачной. Она может быть рекоме'ндована лишь как временное решение для тех, кому, что называется, невтерпеж Переносной "сидишник" не будет лишним и вне автомобиля, а усилитель наверняка понадобится, когда в машине появится ченджер. А вообще, аудиофилия - болезнь заразная и, говорят, неизлечимая. На что похожи автомобили "заболевших" - тех, кто не жалеет сил и денег на достижение наилучшего звука, мы расскажем в ближайших номерах. А. ФОМИН ЗРЛМ 79 55АУЕ /5