"ВСЕМ МАШИНАМ МАМА"почти точные копии фордовских моделей - ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-MI. Аюди об этом помнят. Не раз приходилось слышать, что "Газель" - русский 'Транзит". В самом деле, посмотрев на кабину ГАЗ3302 и переднюю часть кузова "Форда", замечаешь много общего. Полукапотная компоновка, сходство основных пропорций, формы дверных проемов и окон, выполненные в близком стиле, делают автомобили похожими. Даже такие мелочи, как подштамповки крыши, боковин, вентиляционные отверстия в коробах дверей, форма и конструкция наружных зеркал роднят ГАЗ с "Фордом". В "Газели", однако, меньше углов, она округлена в духе современных тенденций автомобильного дизайна. Салоны в целом однотипны. В обоих сиденье водителя можно отрегулировать, а вот сдвоенные сиденья-пассажиров закреплены жестко. Панели приборов, подножки, обивки - пластиковые. Основные различия - в мелких деталях: подрулевых переключателях, рычажках, кнопках, индикаторах, сигнальных лампах и спидометрах в комбинации приборов. Внешне скромное, убранство "Форда" выполнено из материалов отменного качества. Никаких посторонних звуков при езде мы не услышали. Все плотно подогнано и основательно закреплено. К сожалению, о "Газели" этого не скажешь - наши пластмассовые изделия по-прежнему служат объектом для критики. Например, углы крышки небольшого ящика для путевых документов изогнулись, словно шанхайские крыши, через месяц после покупки машины. Еще досаднее просчеты в эргономике рабочего места. Особенно досаждает руль, расположенный не прямо напротив сиденья, а почему-то смещенный влево. Пухлая аккуратная баранка "Форда", наоборот, прекрасно лежит в руках и понравится любому шоферу. Стеклоподъемник 'Транзита" опускает стекло за 4,5 оборота. Аналогичный механизм "Газели" нужно накручивать чуть не пять минут, чтобы приоткрыть небольшую щель для вентиляции.На заре отечественной автомобильной промышленности ходила поговорка : " П олуторка АМО - всем машинам мама". Как выяснилось, она не устарела по сей день. Очевидно, что гонять многотонные грузовики ради нескольких сот килограммов груза нерентабельно. Но долгое время дальше разговоров дело не двигалось, а пикапы на базе легковых автомобилей не спасали положение. Наконец в Нижнем Новгороде наладили выпуск небольшого грузовика "Газель" ГАЗ3302 (с ним читатели познакомились в № 12 за 1994 год). Этот потомок другой легендарной полуторки ГАЗ-АА сразу стал очень популярен. Спрос на грузовик велик, заводчане утверждают , что образовалась очередь желающих. Чем новинка ГАЗа так привлекает потребителя?В качестве образца для сравнения мы выбрали одну из моделей популярного фордовского семейства 'Транзит". Отметим сразу: в наши руки попал микроавтобус. Грузовики "от "Форда" встречаются на наших дорогах куда реже фургонов или автобусов. Видимо, из-за большей8 ЗА РУЛЕМ 7/95универсальности последних: можно возить пассажиров, а удалением сидений автомобиль несложно превратить в грузопассажирский или грузовой. Заинтриговал нас и установленный на 'Транзите" 80-сильный дизель: как он покажет себя на фоне более мощного, но устаревшего карбюраторного "газовского" двигателя? В отличие от "Газели", которая выпускается пока в немногочисленных вариантах, "Форд" предлагает покупателям широкую гамму модификаций. Все они унифицированы, так что мы можем по одной модели оценить внешний вид, оборудование кабины, ходовые качества целого семейства. ФАМИЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ Не секрет, с конвейера Горьковского автозавода в свое время сходили аше знакомствоНеужели в приводе стеклоподъемника трудно сделать иное передаточное число? Рычаг переключения передач отечественного автомобиля расположен так же удобно, как в зарубежном. В обеих машинах передачи включаются четко, как на легковых. Но если для импортных грузовиков это, скорее, правило, то для отечественных - приятное исключение. НА МАГИСТРАЛИ Впечатления от езды на "Газели" и "Форде" и схожи, и различны. Начнем с общего. Первое, что поражает водителя, непривычного к машинам вагонной компоновки, - это обзорность. Из обоих автомобилей все прекрасно видно и вперед, и в стороны, и даже назад в наружные зеркала. Возможно, "Форд" и ГАЗ покажутся "легковому" водителю слишком тряскими. Правда, оба становятся значительно мягче, если их загрузить хотя бы наполовину. Отметим, что в движении они не страдают продольной раскачкой и кренами при резких маневрах. Автомобили не назовешь тихонями. Звук двигателей слышен довольно отчетливо. Но если фордовский дизель равномерно урчит на всех режимах под любой разумной нагрузкой, то устаревший ("волговский") силовой агрегат "Газели", почти неслышный на пустом автомобиле, начинаетнадрывно реветь, а то и детонировать под нагрузкой. И все же в обоих грузовиках потише, чем в легковом вездеходе "Нива". С моторов начинаются основные различия. Стосильный бензиновый двигатель "Волги", на наш взгляд, не подходит для грузовика. Именно он ограничивает возможности "Газели". Заявленные в технической характеристике полторы тонны груза - для него непосильная ноша. Фордовский дизель, наоборот, словно не чувствует, сколько пассажиров в микроавтобусе - один-водитель или восемь человек с поклажей. На динамических качествах 'Транзита" нагрузка почти не отражается. Не зря утверждал поэт, что "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Лань в данном случае - это легкая и очень подвижная "Газель" в царствегрубых грузовиков. Чтобы превратить ее в истинного тяжеловоза, нужен современный тяговитый двигатель, а вместе с ним и другое имя, например "Мул". Неужели "Газель" так плоха? Нет, почему же, есть у отечественной полуторки сильные стороны. Одна из них маневренность. Здесь длинноватый грузовичок ничем не уступает коротышке "Форду". А качество это - очень ценное, особенно в большом городе. Другой приятный сюрприз - отменные тормоза нижегородского грузовика. ЧТО СЛОМАЛОСЬ По надежности отечественная машина просто обязана дать сто очков вперед любому иностранцу. Посмотрим,ЗА РУЛЕМ 7/95 9 Технические характеристики автомобилей ГАЗ-3302 и "Форд-Транзит"Параметры ГАЗ-3302 FT 190 D грузовик FT80D автобусОдин из отпрысков многочисленного семейства "Транзита" - дизельный микроавтобус FT-80 и родоначальник семейства "Газель" из Нижнего Новгорода.Даже рослому грузчику в кузове "Газели" не приходится сгибаться в три погибели.Размеры, мм: длина 5470 5398 4606 ширина 2095 2200 1938 2021 высота 2120 1995 база 2900 3020 2815 колея спереди/сзади 1700/1560 1585/1511 1684/1588 Радиус поворота, ч 5,5 5,8 5,8 Погрузочная высота, мм 1000 842 556 Снаряженная масса, кг 1850 1717 1476 Полная масса, кг 3500 3500 2300 Двигатель: бензиновый дизельный дизельный тип диаметр цилиндра 92x92 х ход поршня, мм 93,67x90,54 93,67x90,54 рабочий объем, см 2445 2496 2496 мощность, кВт/л.с. 74/100 59/80 59/80 Крутящий момент, Н-м при об/мин 182/2600 168/2500 168/2500M&hsMfeKЪкак обстоят дела в реальности, благо оба автомобиля, с которыми мы знакомились, настоящие работяги. 'Транзит" -разъездной автобус спортивной команды "Мега-Лада" из Тольятти. "Газель" таскает бочки с антикоррозионным составом "Тектил" для московского АО "Примула". За время эксплуатации у "Форда" дважды меняли подшипник в промежуточной опоре карданного вала, ремонтировали замки дверей, заменили зубчатый ремень. Кроме того, из-за дефекта в цепи свечей накаливания затруднен пуск двигателя зимой. В "Газели": трижды отказывал механизм переключения передач, регулируемая рулевая колонка заклинила в одном положении, ржавеет плохо окрашенный кузов. Список поломок равноценный, но это не значит, что машины адекватны по надежности. 'Транзит" приобрел все свои болячки после 70 тысяч километров пробега, а "Газель" не прошла еще обкатку, и перечисленные выше неисправности возникли из-за дефектов сборки. Обслуживание машин затруднений не вызывает. Однако их хозяевам нелишне знать, что обычный "легковой" подъемник не рассчитан на столь крупные автомобили, как "Газель" или 'Транзит". Поэтому для ремонта ищите либо эстакаду, либо станцию техобслуживания, где есть мощные подъемники. 10 ЗА РЛМ 79 УЕ /5"ТТ-ЦЕНА ИЛИ КАЧЕСТВО Что же выбрать отечественному потребителю, нуждающемуся в легком грузовике? В активе "Газели" - низкая цена (около 6 000 долларов США), доступные запасные части, а значит, меньшие хлопоты, связанные с ремонтом и обслуживанием. В пассиве - низкое качество сборки и архаичный "волговский" двигатель. Сильные стороны "Форда" - высокая надежность, широкая гамма модификаций (несколько десятков), современные моторы, лучшая экономичность. Минусы - высокая цена (от 30 000 долларов), дорогие запчасти и обслуживание. Сегодня на наших дорогах доминирует "Газель", но и зарубежных грузовиков становится все больше. Пока цены играют решающую роль при выборе машины, безусловным лидером на рынке останется ГАЗ-3302. Но вряд ли человексо средствами будет экономить на стоимости грузовика, чтобы потом он простаивал, требуя денег на устранение недоделок и ремонт. Негоже плодить автомобили для бедных. Стать "всем машинам мамой" нелегко - "Газели" надо еще расти. Должны появиться в широкой продаже новые модификации: фургон, автобус, полноприводные варианты. Нужен современный двигатель. А о повышении качества сборки и говорить нечего. Покупатель-то разборчив: появятся средства - и очередь, стоящая за "газелями", убежит к "Форду", ИВЕКО или еще кому-нибудь из грандов автомобильной промышленности. В. КРЮЧКОВ, И. ТВЕРДУНОВ Фото С. Иванова, В. Крючкова Редакция благодарит фирму " М ега - Л ада " и АО " П римула " за помощь в подготовке теста.