16
17
НА ЯРМАРКУВ НИЖНИЙСовсем недавно, каких-то три года назад, директору только что созданного АО "Нижегородская ярмарка" Владимиру Бессарабу доводилось встречаться с удивленными взглядами иностранных партнеров по переговорам. "Закрытый" город Горький иные знали лишь как место ссылки академика Сахарова. А "ссыльное поселение" - значит, глухомань, тайга, медведи. Приходилось объяснять, что расположенный в четырехстах верстах от первопрестольной, у слияния таких торговых магистралей, как Ока и Волга, Нижний Новгород издревле считался купеческой столицей. Ходила даже поговорка, утверждавшая, что Петербург - голова державы, Москва сердце, а Нижний - карман ее. И не случайно именно здесь, на "Всероссийском торжище" Нижегородской ярмарки, открылась в 1896 году знаменитая торгово-промышленная и художественная выставка, как бы подводившая итог промышленному развитию России на пороге XX века.Впрочем, помимо экскурса в историю, Бессарабу есть что рассказать ио дне сегодняшнем. Нижний, да и вся область по праву считаются лидерами в проведении реформ в России. И ярмарка это лидерство демонстрирует, причем, во-первых, как и положено ярмарке, показывая достижения, а во-вторых, своим собственным развитием. Ведь в советское время крупнейшая российская ярмарка прекратила свое существование, а в главном ярмарочном доме разместился... универмаг. В кратчайшие сроки усилиями небольшой группы энтузиастов удалось если не восстановить репутацию вековой давности, то приобрести широкую известность. Экспозиции здесь теперь буквально наступают друг на друга, привлекая участников со всего света. К столетию той знаменитой выставки строится новый павильон, заложен бизнес-центр с гостиницей - воплощается в жизнь смелый план. Через несколько лет на стрелке у впадения Оки в Волгу встанет комплекс, вдесятеро превосходящий по площади краснопресненский "Совинцентр", что в Москве. Казалось, автомобильная тематика должна быть близка нижегородцам хотя бы потому, что здесь расположен один из старейших и крупнейших отечественных автозаводов. Но в первой выставке "Автотехсервис-93" ГАЗ не участвовал. Впрочем, у знатоков это удивления не вызвало - такое начальство было тогда на автозаводе. В прошлом году экспозиция готовилась в пожарном порядке - Пугин вернулся к руководству ГАЗом за три недели до открытия выставки. Зато уж в апреле 1995-го финансово-промышленная группа "Нижегородские автомобили" была прямо-таки бенефициантом. Столь разительно изменилась политика автогиганта, да и было что показать достопочтенной публике. Что ж, начнем наш променад по Нижегородской ярмарке с экспозиции ГАЗа, а там посмотрим, с чем приехали на волжские берега купцы из дальних весей. Уровень выставки определяется дебю16 ЗА РУЛЕМ 7/95 КамАЗ-РИАТ: тягач с улучшенной аэродинамикой и жилым блоком точно "выехал" из кадра зарубежного фильма.ГАЗ-2307 - опытный образец пикапа на 800 кг . Завтрашний день "грузового" конвейера? тами. Обещанной "Волги" ГАЗ-3110 (следующей за -31029 ступенью модернизации) в Нижнем мы, правда, не увидели - подождём до Московского мотор-шоу. Гвоздем "Автотехсервиса-95", безусловно, стал пикап ГАЗ-2307. Станет ли его судьба столь же туманной, как у дебютировавшего здесь год назад "Бурлака" на базе "Волги", - покажет время. (Более подробный рассказ о машине вы прочтете в одном из ближайших номеров - р ед . ) Необходимость в подобных утилитарных автомобилях очевидна. Понятно и стремление использовать оказавшиеся невостребованными мощности для производства кабины ГАЗ-3307, неподходящий для подобной машины карбюраторный двигатель. Еще один дебют иллюстрирует собой целую тенденцию. Фирма "Автосоюз" собрала; пожалуй, наибольшее количество зрителей шикарным "стретчем" на базе "Волги" ГАЗ-3102. Теперь тольяттинскому"Амадео" (см. ЗР, 1995, № 2) будет не так одиноко. Но главное, что появляется все больше мелких фирм, доводящих старушку "Волгу" до кондиций автомобиля действительно среднего класса. Не рискну назвать это тюнингом - дальше "облюксовывания" дело пока не идет. Мы уже писали о 'ТехноВолге" (см. ЗР, 1995, № 4). Нынче к ней добавился "Техносервис". В отчаянной конкуренции заказчика завлекают роскошными салонами с обивкой из белой (!) кожи, силовыми установками от "Ровера" или "Пежо". Такие "мелочи", как электростеклоподъемники, люки в крыше и зеркала с электроприводами, центральные замки, кондиционеры и тонированные стекла, само собой разумеются. Важно, что ГАЗ этому буйству роскоши не препятствует и даже взаимодействует с подобными фирмами. На этом фоне упомянутый "стретч" выглядит достаточно смелым шагом и заслуживает отдельного рассказа, который мы также обещаем читателям. Подчеркнем лишь: доверие к "длиннобазнику" обеспечивает не мастерство кустарей, а профессионализм конструкторов УКЭР ГАЗа - этот "стретч" не сломается и не "провиснет". Машину в свое время вполне серьезно разрабатывали на заводе, но в серию она не пошла. А теперь, как во всем мире, подобными работами занимаются именно мелкие фирмы. Коли речь зашла о тенденциях, нельзя не отметить еще одну, весьма серьезную. В спорах о будущем российской автомобилизации приходится слышать довод, что иномарки характерны лишь для столиц приграничных зон, а в глубинку дилеры не очень спешат. Но вот на "Автотехсервисе" второй год подряд арендуют немалые площади под свои экспозиции "Ниссан" и "Волво". Причем, естественно, не сами производители, а именно местные дилеры. В Нижнем уже можно отремонтировать автомобили этих марок, заправить их соответствующими маслами и топливом. Это подогревает спрос. В условиях, когда первая волна интереса к иномаркам как. таковым схлынула, потенциальных покупателей интересует именно гарантия сервиса. На этом фоне легко объяснимы намерения казанской фирмы АКОС обзавестись представительством в Нижнем. Будучи в регионе официальными дилерами корейской фирмы "Дэу", казанцы привезли на ярмарку ее модели "Дамас", "Эсперо" и "Нексия" и достигли неожиданного коммерческого успеха. Автомо-В ыставки, салоны.производитель не в состоянии. А ведь во всем мире успех выставки оценивают коммерческим результатом. В послевоенной Германии ярмарки, существовавшие чуть не в каждом городе, стали важными составляющими "экономического чуда". Это прекрасно известно директору Бессарабу, 17 лет проработавшему в системе Госснаба. Он считает, что каждый привезенный экспонат должен быть продан. Более того, он должен быть куплен нижегородцами, использован ими на благо города и области. Чуть не для каждой фирмы, заявившей о своем участии в ярмарке, здесь заранее подбирают потенциальных покупателей. И во время самой ярмарки работа с клиентами не прекращается, проходят "круглые" столы, встречи, презентации. Сделок на "Автотехсервисе" всегда заключается много. Например, подобные ярмарки наводят мосты между производителями гаражного оборудования и хозяевами маленьких частных ремонтных мастерских. Правда, пока оказываются в выигрыше продавцы "забугорного" товара. Каждый ли маляр может купить целую сушильную камеру? А часто ли приходится красить автомобиль Среди тех, кто укрепляет позиции в центре России, нефтяной концерн "Шелл". тана не на индивидуала, а на целую СТО. Но постепенно положение меняется. Не без помощи Нижегородской ярмарки, заметим. Площадка перед- главным ярмарочным домом была заполнена многочисленными вариациями на темы ГАЗа. Лидировала, конечно, полуторка. На ее шасси предлагались микроавтобусы и вахтовые фургоны, цистерны и изотермические кузова, торговые палатки и самосвалы. Что ж, это лишний раз подтверждает абсолютное попадание ГАЗа с типажом. В этом разнообразии терялись лесовоз "Сису", КамАЗ с жилым блоком, УАЗ с польско-английским дизелем "Андория". Так и подмывало спросить организаторов выставки, не намерены ли они в ближайшем будущем стяжать лавры главного российского автосалона? Но, видимо, здесь хорошо помнят, что именно из Нижнего отчалил пароход "Скрябин", унесший незабвенного Остапа к новым приключениям. Тот волжский круиз закончился Васюками. А "нью-васюкизмом" в АО "Нижегородская ярмарка" не страдают. Пока маловата площадь, нет желаемой популярности. Но всему свое время. Нижний Новгород имеет неплохие шансы вернуть себе статус деловойбили были распроданы буквально в первый же день. Желающие записывались в очередь! Кстати о коммерческом успехе. В массовом сознании глубоко засел традиционный "выставочный монстр" - ВДНХ. Там действительно демонстрировались достижения, но едва кто-нибудь проявлял интерес к^ "экспонату, как выяснялось, что существует тот в единственном экземпляре и ни продать его, ни даже изготовить подобныйцеликом? Гораздо больше заработаешь на мелком ремонте. Но для него необходимы краски, сохнущие на открытом воздухе. И вот финский "Садолин" через своего нижегородского'представителя предлагает такую их пау, что не снилась и Ван-Гогу. Или оборудование для заделки трещин в стеклах. Умещается в чемоданчике и может вполне сносно кормить одного мастера-надомника. Увы, все это пока импортное. Наша "снасть" рассчи-столицы России. И почему бы тогда не появиться настоящему Нижегородскому автосалону? Где, как не в центре России, прощупывать рынок "Рено" и "Фольксвагену", "Феррари" и "Роллс-Ройсу", поражать дебютами ГАЗу и "Мерседесу"? "Нижегородская ярмарка" очень этому поспособствует. А мужики волжские - они многое могут! А. СОЛОПОВ Фото В. КнязеваЗА РУЛЕМ 7/95 17