И ПРАВИЛЬНЫЕ...ЧЭГАХ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯорганизации движения, локальных участков дорожной сети. Да что там "комплексный подход" только освещение дорог в городах дает, по разным оценкам, снижение аварийности на 25-40%. Зажечь десяток уличных фонарей выгодней, чем нанять пару сержантов? РАЗДЕЛИ И... РАБОТАЙ Управленческое решение принимают на основе анализа информации. Какую же информацию поставляют бдящие у дороги инспектора? национальных, в их решении участвуют очень многие организации. Аббревиатура "ГАИ" включает слово "инспекция". То есть в самом названии службы заложены надзорные функции. Безопасность дорожного движения задача комплексная, решение которой требует объединить усилия проектировщиков, строителей и эксплуатационников дорог, автомобилистов и специалистов по освещению, владельцев подземных коммуникаций и т. д. В их деятельности дорнадзор ГАИ должен играть главную роль. Только при этом условии у нас появятся безопасные улицы и дороги. Надзорный орган не может и не должен обеспечивать безопасность движения. Его задача - требовать этого от тех, кто работает с дорогой и на дороге. Дорожная полиция (у нас - дорожно-патрульная служба ГАИ) тоже несет свои функции в обеспечении безопасности, но, как показывает мировой опыт, не основные! Ужесточение штрафных санкций, все эти засады с радарами дают куда меньший эффект, чем нормальное обустройство улицы или дороги. ВМЕСТО ЭПИЛОГА Слышать подобные речи от людей в милицейской форме было не то что непривычно, а даже как-то революционно. Но большие звезды на их погонах свидетельствовали, что на службе они давно ик идеям своим пришли не вчера. Может, что-то вот-вот произойдет и бойня на российских дорогах пойдет на убыль? В конце совещания давний мой приятель, дорнадзоровец с немалым стажем, охладил эти ожидания такой тирадой: "Служба дорожного надзора, инженеры по организации движения - это элита, лучшие мозги ГАИ. Я не впервой на таком совещании. Они ив нас зарождают надежды. Но спустя время на места приходит очередная бумага из Москвы об увеличении личного состава дорожно-патрульной службы, усилении жесткости работы инспекторов на линии. Так что "оставь надежду..." Дома, порывшись в своем досье, я обнаружил, что все эти разумные и очевидные мысли те же самые люди высказывают едва ли не с начала перестройки! И повторяют их с завидной настойчивостью в многочисленных интервью самым центральным газетам. ...А в Казани, например, городской батальон дорожно-патрульной службы недавно увеличился до полка. Скорость его роста ограничивается только возможностями бюджета. Требовать-то куда проще, чем обеспечивать возможность выполнения. Казань-Москва А. СОЛОПОВСправочная службаНа моей машине вышел из строя блок цилиндров. Купив новый на рынке в Самаре, я полгода собирал двигатель. При регистрации в ГАИ потребовали накладную на блок цилиндров, а у меня была только квитанция об оплате. Спустя восемь месяцев поехал в Самару искать коммерческую фирму, продавшую мне злополучный блок, но не нашел. Выходит, теперь моя машина вне закона? В возникшей ситуации вопрос можно решить, обратившись в областную ГАИ и предоставив документы о приобретении номерного агрегата законным путем. Все вопросы о нахождении его в розыске могут решить там же. Иных препятствий для регистрации двигателя быть не должно.В новых Правилах не обнаружил пункта, запрещающего перевозить пассажиров в кузове-фургоне автомобиля ИЖ-2715 без его переоборудования. Почему же работники ГАИ штрафуют за это? Правила не учитывают особенности каждого автомобиля. Поэтому участники дорожного движения должны, помимо всего, руководствоваться здравым смыслом и соображениями безопасности. Перевозка людей в закрытом снаружи металлическом кузове-фургоне не обеспечивает им даже минимального комфорта, а в случае аварии, по сути, лишает пассажиров шанса остаться в живых.Весьма часто встречается в протоколах стандартная формулировка - превышение скорости. Но при углубленном анализе выясняется, что скорость -лишь одна из сопутствующих причин. Куда важнее состояние дорожного покрытия, которое большинство инспекторов не фиксируют вовсе. Насколько оно скользкое, например, определяют подошвой форменного сапога, а не специальным прибором - он есть далеко не во всех подразделениях, да и там не используется. А еще влияют состояние и конструкция обочины, упоминавшаяся выше освещенность, в нужном месте поставленные (или не поставленные) дорожные знаки и разметка... Куда проще написать "превысил скорость", "не справился с управлением", "внезапно выбежал на проезжую часть". Последнее относится к пешеходам. Наезды на них составляют 68% ДТП в городах. И снова - в темное время суток при отсутствии освещения. Попутно заметим: если наша правовая система заработает нормально и суды станут принимать иски пострадавших к городским властям за неустановленные или неисправные фонари, тогда "превышением скорости" не отгородишься. Мы подошли к основной проблеме. Традиционно в нашей стране ответственность за всю сферу безопасности дорожного движения лежит на ГАИ. Но во всем мире проблемы эти - в категории общеЕЯ ехал на своем ВАЗ-2106 с прицепом "Тонар". Полная масса четырехколесного прицепа, оборудованного тормозами, 750 кг. В Новгородской области меня остановил инспектор и изъял"права", объяснив, что без категории "Е" я не имею права буксировать этот прицеп, поскольку он на четырех колесах. При выдаче "прав" после оплаты штрафа и получения одного штрафного балла заместитель начальника ГАИ аргументировал наказание наличием у прицепа тормозов. Нужно ли мне открывать категорию "Е"? Мои коллеги оказались неправы. Для управления легковой машиной с прицепом, вес которого не превышает 759 кг, категория "Е" не требуется. И не важно, снабжен ли прицеп четырьмя колесами, тормозами, бампером или дополнительным "стоп-сигналом". На вопросы читателей отвечал подполковник милиции, сотрудник отдела пропаганды ГАИ России С. ЯБЛОЧКИН.