158
чЛвтолюбителей1КЛ1 VБТО СТАРШЕ: КУЗОВ ИЛИ РАМА?Как ни парадоксально, несущий кузов появился еще в доавтомобильные времена: часть конных экипажей имела самонесущую конструкцию, при этом рессоры крепились непосредственно к кузову. Зачем же понадобилась рама? Об этом рассуждает знаток автомобильной старины Сергей КАНУННИКОВ.В конце XIX - начале XX веков рамы автомобилей делали из дерева. Стальные трубчатые рамы встречались иногда на маленьких машинах, однако их считали дорогими, да к тому же с увеличением размеров они проявляли нежелательную гибкость. В 1903 году 32% автомобилей имели деревянные рамы и 14% - трубчатые. К 1911 году и те, и другие почти совсем сошли со сцены. Их сменил стальной прокат - уголок или швеллер. Первую раму из штампованных деталей спроектировал Пауль Даймлер в 1899 году для малого автомобиля своего австрийского филиала. Естественно, конструкция сразу существенно "потеряла в весе". Чтобы увеличитьугол поворота колес, продольные балки в передней части изгибали внутрь. Распространение карданных валов привело к тому, что стало необходимым изгибать раму возле заднего моста или делать ее составной из прямых продольных балок. В 20-х годах получили распространение трапециевидные формы, которые спереди были уже, чем сзади. Позже их усовершенствовали - ввели изгиб над передней осью. На спортивных автомобилях это позволило понизить центр тяжести (ось можно было разместить под рессорами), а на автобусах сделать ступени более удобными для входа пассажиров. Очередное усовершенствование в конструкцию этого узла внес инженер Э. Румплер. Отойдя от традиционной трапециевидной формы, он применил на каплевидном автомобиле 'Трофенваген" раму, по форме соответствующую кузову. Примерно в то же время Ганс Ледвинка (ЗР, 1996, № 4) спроектировал для "Татры-11" так называемую хребтовую раму, которая представляла собой трубу диаметром 110 мм с толщиной стенки 3 мм. Блок двигателя с КПП и корпус дифференциала соединялись с трубой фланцами и сохраняли при этом несущие функции. Конструкцию Ледвинки использовали на "АвстроДаймлере", добавив к трубе вильчатую рамку спереди для крепления двигателя. На заднемоторном "Мерседесе-13ОН" вилка для дви158 ЗРЛМ 6/97 А УЕПримерно с середины 30-х годов автомобилестроители всерьез взялись за цельнометаллические несущие кузова, поскольку конструкции рам стали уже слишком сложны. Кузов "Лянча-Аугуста" (1933 год) был сварен вместе с крестообразными усилителями жесткости на днище. К стальному кузову "Ситроен-7" приваривали трубчатые продольные и коробчатые поперечные балки. У "ОпеляОлимпия" 1935 года штампованное днище было сварено с усилительной конструкцией из легкого полого профиля, а кузов его по аналогии с мостостроением получил название "понтонного". В СССР аналогичный кузов был у знаменитой "Победы". Но самой большой сенсацией стал "КрайслерЭйрфлоу" 1934 Типы рам: а - Х-образная ("Мерседес-Бенц-230", 1939 г. года: каркас б - хребтовая (заднемоторный "Даймлер-Бенц", 1934 г.); составлял одно в - трапециевидная с изгибами спереди и сзади ("Хорьх-350", 1929 г.). целое с широкой трапециевидной рамой, и к нему прива(так называемую низкую коробчатую раму) ривались кузовные панели. Восьмицилиндропредложил немецкий инженер Густав Pep. вый пятилитровый "Эйрфлоу" стал первым Она объединяла днище кузова и коробчатые большим автомобилем с несущим обтекаебалки из тонкостенной стали. Позже аналомым кузовом. гичные рамы применялись на "ганомагах", "адлерах", "аэро" и других машинах. ТрадициЛюбопытно, что пластиковые кузовные онные трапециевидные рамы задержались детали, не слишком распространенные ив лишь на тяжелых и мощных американских наши дни, еще перед войной испытывались автомобилях. на ДКВ. К этому конструкторов подтолкнули На протяжении десятилетий кузов автострогие "лимиты" на сталь и желание создать мобиля оставался "независимым" от рамы. обтекаемую форму, для которой дерево и коКак правило, он был деревянным, причем жа были малопригодны. Разработки ДКВ криволинейные детали либо выпиливали, липозже использовались в автомобилях "Цвикбо распаривали деревянные бруски и изгибакау" и "Трабант". Стеклопластиковый кузов ли их. Иногда деревянный каркас обшивали имел отечественный микроавтобус "Старт" кожей. Потом появились деревянно-сталь1964 года, выпущенный малой серией. ные кузова. Так, на предвоенном ЗИС-101 Основу пластиковых кузовов, в частнокаркас кузова частично был изготовлен из сти на спортивных и гоночных автомобилях, бука. А намного раньше, в 1921 году, немецсоставляла обычно легкая пространственная кий инженер Слабы создал микроавтоморама из алюминия. А вот чисто алюминиевые биль, у которого несущий кузов был сделан кузова не получили распространения из-за из листов клееной фанеры, соединенных дедороговизны и технологических проблем. Хоревянными поперечными и продольными тя... первые двадцать девять знаменитых гобрусками. Такими кузовами (они были сущеночных "мерседесов-ЗООБЬ" были именно ственно дешевле металлических) оснащаалюминиевыми. Лишь недавно идея алюмились автомобили ДКВ с 1928 вплоть до ниевого кузова возрождена на серийной 1934-1937 годов. "Хонде-NSX" и чуть позже - на "Ауди-А8". гателя, естественно, была сзади, а на "Ханзе" вместо трубы применялась коробчатая балка. В 30-х годах появилась разновидность хребтовой рамы - Х-образная. Она "дожила" до наших дней, в частности на легковых ЗИЛах. Постепенно умами конструкторов овладела идея несущего кузова. Рама автомобиля "Лянча-Лямбда" (1921 год), выполненная из листовой стали, по сути, была пространственной, то есть образовывала боковины, которые обшивались панелями кузова. Для облегчения автомобиля в ней делали большие вырезы. В 1927 году похожую конструкцию*-