щие свечи и т.д.) или при длительном торможении двигателем, когда может произойти перегрев системы. В то же время зонд - это и наиболее уязвимый элемент системы нейтрализации отработавших газов. Именно на него, по данным фирмы AVL (наиболее авторитетной в области доводки и испытаний двигателей на токсичность), приходится 45% отказов системы (рис. 2). Нетрудно представить себе, что в наших условиях эксплуатации, с учетом качества отечественных двигателей и качества даже неэтилированного топлива, проблема надежности нейтрализатора одна из самых актуальных. Вот почему мы в свое время взялись за разработку конструкции, не требующей применения лямбда-зонда и одновременно исключающей возможность пожара. В основе ее лежит использование в качестве носителя катализатора новых материалов, которые обеспечивают турбулизацию потока газов (рис. 3), в то время как зарубежные конструкции, где используется керамика или фольга, ориентированы на ламинарный (слоистый) газовый поток.виках автокомбината № 31 в Москве, показывая неплохие результаты. Первые машины прошли уже более 80 тысяч километров. На обычных автомобилях с пробегом около 40 тысяч километров содержание СО составляет 3-3,5%, а с нейтрализатором - всего 0,15-0,20%. Ныне АО "Нотек" подготовлены к производству три типа систем: для двигателей рабочим объемом до 2л (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ); до 2,5 л (ГАЗ, УАЗ) и объемом до 6л (ЗИЛ). Цена этих изделий соответственно примерно $ 130, 250 и 500. Ориентировочная стоимость установки нейтрализатора составляет около $20, причем заинтересованность в выполнении этой работы проявили АМО "ЗИЛ" и техцентр "Варшавский". Основное препятствие к применению у нас каталитических нейтрализаторов (и это знают все) - этилированный бензин. Но, кажется, и в этом отношении намечаются сдвиги. Москва уже снабжается (по крайней мере, должна снабжаться) только неэтилированными сортами топлива, и в ближайшее время на них перейдет и Московская область. Это наряду с появлением отечественных нейтрализаторов позволяет более оптимистично оценивать перспективу защиты окружающей среды крупных городов и, в первую очередь, Москвы. Программа оснащения столичного автотранспорта нейтрализаторами включает несколько этапов: муниципальный грузовой транспорт, в наибольшей степени загрязняющий воздух, затем коммерческий транспорт, выполняющий внутригородские перевозки, и, наконец, легковые автомобили. Программа рассчитана на два-три года, начиная с нынешнего лета.ШКАПА ОЦЕНОКС интересом читаю рубрику "Наше знакомство", но мне не вполне понятна принятая вами система оценок. Как могут автомобили совершенно разные по классу и по цене получать одинаковые баллы? И почему среди оценок почти не встречаются "пятерки"? Да любой наш автолюбитель, пересев из "Москвича", скажем, в БМВ, не то что "пятерки" - "десятки" выставит! Так же как ив большинстве автомобильных изданий, нами принята пятибалльная система оценок. Базовая оценка - "четверка", соответствует норме - среднему или ожидаемому показателю в классе. Естественно, что для представительского лимузина и дешевой малолитражки эта самая "норма" может различаться как небо и земля. Если для первого "норма"- натуральная кожа и климатическая установка, то для второго - кожзаменитель и простая "лечка". Остальные оценки строго соответствуют своим названиям. "Пятерка" - значит максимально "отлично" от среднего уровня, опять-таки в классе. В "чистом виде" она практически не встречается, поскольку конструкция современного автомобиля разумно сбалансирована и нет смысла ставить, скажем, на "Оку" сверхэф фективные тормоза, хотя в этом случае они могли бы получить наивысшую оценку. Если же и мотор поставить. соответствующий тормозам, то это уже будет машина другого класса, с другой "нормой". Кроме того, в наших тестах оценка комплексных показателей определяется как средняя по нескольким частным. Например, кузов оценивается по внешнему виду, качеству окраски, внутреннему пространству салона, удобству посадки-высадки, функциональности багажного отсека, наличию инструмента, а также некоторым другим параметрам. Ясно, что среднее арифметическое будет лежать где-то вблизи "нормы". Оценка "три" свидетельствует о том, что параметр "удовлетворяет" минимуму функциональных требований к нему. Соответственно "двойка" - "неудовлетворительно". Если такую оценку получила какая-то конструкция, то она просто неработоспособна и не выполняет свою основную функцию. "Единица" выставляется в случае не только нефункциональности, но и прямой опасности для жизни и здоровья водителя или пассажиров. Встречается такое крайне редко, но именно так оценивается неудачное расположение ремня безопасности, при ударе сползающего на шею, или электростеклоподъемники без блокировки по усилию - они могут запросто сломать пальцы. Для максимальной объективности каждый автомобиль тестирует группа из трех-четырех экспертов. При этом их ^зизические кондиции, автомобильные пристрастия и стиль вождения совершенно различны. Окончательные оценки определяются, опять-таки, как среднее арифметическое. Что касается восторженных отзывов о современных иномарках, то, конечно, тяжело отыскивать недостатки в "Мерседесе", пересев в него из дедушкиной "Победы". Нас приучили быть снисходительными к недостаткам автомобилей. Во всем же остальном мире автолюбители весьма привередливы. Смеем надеяться, что такими в конце концов станем и мы, и привыкать к этому нужно уже сегодня. Отдел испытанийОтечественные нейтрализаторы для легковых (вверху) и грузовых автомобилей. Применение новых материалов позволило получить и другие преимущества, в первую очередь, значительно снизить вес конструкции и расход материалов, а следовательно, и стоимость самого нейтрализатора. Но это еще не все. В эксплуатации системы немаловажным является показатель температуры начала работы нейтрализатора, так называемый Light off, поскольку именно он определяет рабочий диапазон, в котором идет процесс нейтрализации отработавших газов. В предложенной нами конструкции удалось сдвинуть этот показатель в область более низких температур, что отражено в приведенной здесь таблице. Не будем торопиться с окончательными выводами, но отметим, что, пройдя полный цикл испытаний, наши нейтрализаторы уже около двух лет работают на грузоСравнительная техническая характеристика каталитических нейтрализаторов отработавших газов Основные параметры Эффективность очистки (в %) по: Производители в Европе в США в РоссииСО СН N0,Температура начала работы, "С Тип рабочего блока99 70 97 365фольга99 92 98 25099 93 87 220спецматериалметалл. керамикаГабарит: длина, мм диаметр, мм Масса, кг Стоимость, $ Гарантийный срок службы, тыс. км пробега440 125 2.5 200 80400 130 2,6 250 80260 90 1,1 130 80IЗА РУЛЕМ 6/9735