На семейном совете решили: съездить одним, самостоятельно, в длительное автопутешествие - хотя бы в Мурманск, тем более что там живут наши друзья. По натуре я страстный любитель путешествий и немного авантюрист. Двенадцатилетний сын в этом отношении - почти копия. Жена... тоже согласилась. Все расчеты были сделаны заранее: примерно определили необходимые затраты и время выезда. Маршрут. Его разработали, в первую очередь, с познавательным уклоном. Одной из особенностей путешествия стало символическое соединение вод Черного и Белого морей, что. собственно, и получилось. Попутно сделали для себя маленькое открытие: беломорская вода на вкус более соленая, чем из Черного моря. Итак. Невинномысск - Черноморское побережье (пос. Кабардинка, наслышаны были о кемпинге) и четыре дня на море, потом - через Краснодарский край, Ростовскую область - станицу Вешенскую (шолоховские места) - по ростовской глубинке через станицу Казанскую (на Дону) на автомагистраль Ростов - Москва. Затем Воронеж - Спасское-Лутовиново на Орловщине (музейусадьба И. Тургенева), оттуда в музейусадьбу художника В. Поленова в Тульской области, далее - Сергиев Посад (Московская область), Ярославль (кремль) - Вологда - Белозерск - Вытегра, по южному побережью Онежского озера - Петрозаводск - Кемь, пос. Рабочеостровск - Мурманск. Обратно через Петрозаводск - Лодейное Поле - Новгород - Тверь - Сухиничи (Калужская область) с остановкой в автотуристском комплексе "Калинов куст* - Курск - Воронеж и на Черное море в ту же Кабардинку на четыре дня. Водитель и автомобиль. 39 лет. водительский стаж на день выезда-1 год и2 месяца, 18 тыс. км самостоятельного 'наезда" - не густо. Опыт техника-ремонтника значительно менее среднего. ВАЗ-21011 1978 года выпуска. Пробег - 76 тыс. км. До марта 1995 года машина "жила" в Германии, состояние почти отличное. В мае 1995-го поставил ярославские шины ("москвичовские") Я-370, за год они отлично себя зарекомендовали на скоростных участках (110-120 км/ч), на раскисших черноземах, на скользкой зимней дороге. Один минус: хватает этих шин на 35-40 тыс км. Бензин - АИ-93. расход по трассе со средней нагрузкой - 8 л/100 км. Кроме замены чешских свечей зажигания BRISK L15V (после 20 тыс. км) в Мурманске на такие же и регулировкиленных пунктов. Впрочем, и основные дороги средней полосы (те, по которым пролегал маршрут) находятся, как правило. в приемлемом состоянии. Печальное исключение - участок от границы Ярославской области до Вологды - "стиральная доска". Неприятно удивило отсутствие указателей перед Ярославлем - дороги расходятся в разные стороны, и все... Перед Вологдой, по совету сотрудников ГАИ, свернули не на Кириллов, а в сторону Череповца: эта дорога чуть дальше - 160 км, но отличного качества. За Белозерском столкнулись с враньем в атласе автодорог. Тут же вспомнили, что читали о подобном в ЗР(1996, № 5). Вместо 45-50 км "обещанной" грунтовки - 160 км сплошной грязи! Вот где снова с благодарностью вспомнил о ярославской резине. В Вытегре. куда приехали в конце дня, весь экипаж трясло мелкой дрожью. Петрозаводск запомнился широкими, ЧИСТЫМИ улицами и... отсутствием указателей на Мурманск. От Петрозаводска - почти тысяча километров добротного асфальта. После Медвежьегорска порой проезжали десятки километров в одиночку: ни встречных, ни попутных... развала-схождения в "Калиновом кусте", проблем больше не было. С "93-м" проблем почти не было только на юге Воронежской области, севере Карелии и местами в Мурманской области, а еще на обратном пути за Ростовом из передвижной АЗС "угостили" бурдой - двигатель очень чувствителен к плохому бензину. ГАИ. Больше всего инспекторов и постов в Краснодарском крае и Московской области от границы с Тверской. Зато от Петрозаводска до Мурманска встретили три или четыре поста ГАИ с ЗА РУЛЕМ 6/97 99Дороги и бензин.Выехали в намеченный срок - 30 мая 1996 года. На Черное море решили идти не по традиционному маршруту: через Армавир - Кропоткин - Краснодар - Джубгу, а от Армавира на Лабинск Майкоп - Апшеронск - Хадыженск - Горячий Ключ. Состояние дорог почти везде отличное, включая знаки и разметку, очень мало транспорта. Но недостаточная информация, а кое-где ее полное отсутствие (в Лабинске) и все-таки плохая дорога на одном участке - от Хадыженска до Горячего Ключа - причины, по которым теряется всякий смысл ездить к морю этим маршрутом, хотя он на 40 км короче. Еще раз убеждаешься в известной истине: лучше дальше по хорошей дороге, чем короче, но по плохой. Проехав по 19 регионам России, можно с уверенностью сказать, что краснодарские дороги - лучшие по качеству. разметке, информации вне насе-