142
йоимийламиЕсли владелец "Мерседеса" печется о техническом состоянии своей машины, он едва ли "доездит" до заклинивания выжимного подшипника и поломки корзины. Тем более что "вычислить" износ сцепления нетрудно, несмотря на то, что шток рабочего цилиндра находится внутри картера сцепления. Для измерения износа, а следовательно, определения состояния сцепления надо изготовить специальный шаблон-щуп, показанный на рис. 1. Этот шаблон вводят в специальную прорезь, выполненную в прокладке между рабочим цилиндром и картером сцепления. Если метки шаблона исчезают, входя в паз прокладки (рис. 2, а), то износ еще в пределах допустимого, если нет - то ведомый диск необходимо заменить. Ход вилки сцепления "мерседесов" регулируется автоматически, следить за свободным ходом педали здесь не требуется. А вот гидравлический привод может создать проблемы. Течь манжет главного или рабочего цилиндров не повлияет на их работу, если в бачке достаточно жидкости. А так как бачок, питающий привод сцепления, совмещен с бачком тормозной системы, загоревшаяся аварийная лампа тормозов может свидетельствовать ио том, что с гидроприводом сцепления не все в порядке. Обычно в этом случае под двигателем в районе его стыка с картером сцепления видны свежие капли или под ковриком в ногах водителя появляется внушительных размеров лужа. Иногда педаль сцепления после нажатия не возвращается в исходное положение главный цилиндр подсасывает воздух. В этом случае требуется его замена. "Прокачать" гидропривод, то есть удалить из него воздух, - операция непростая. На фирменном сервисе это обычно делают с помощью специального аппарата, который под давлением подает в систему тормозную жидкость. Однако умельцы научились обходиться без него, используя длинный шланг для прокачки тормозов, а в качестве насоса... тормозную систему автомобиля. Порядок действий таков: доливаем уровень тормозной жидкости в бачке до отметки "max", отворачиваем штуцер для прокачки правого переднего тормозного суппорта и надеваем на него шланг. Нажимаем на педаль тормоза и, как только тормозная жидкость появляется из другого конца шланга, надеваем его на штуцер для прокачки рабочего цилиндра сцепления. Не успели? Неудивительно: без помощника тут не обойтись. При работе педалью тормоза очень важно завертывать штуцер при каждом обратном ходе педали, иначе в тормозную систему попадет воздух! Теперь отворачиваем штуцер для прокачки рабочего цилиндра сцепления и продолжаем работать педалью тормоза. Как только пузырьки воздуха перестанут выходить из гидропривода сцепления в бачок с тормозной жидкостью, надо плотно завернуть оба штуцера. Что делать, если привод сцепления отказал в дороге? Соблюдая некоторые приемы, можно попытаться доехать до дома или ремонтной мастерской. Чтобы тронуться с места, выключите двигатель, включите вторую передачу и пускайте мотор. Машина, подергиваясь, начнет трогаться с места. В этот момент прибавьте газ и двигайтесь на второй передаче до места назначения. Если путь предстоит долгий, то попробуйте переключать передачи. Трогаться можно в этом случае так же, но лучше с первой передачи. При движении с малой скоростью (тахометр при этом показывает немногим больше 1000 об/мин) сбросьте газ и легким движением подайте рычаг в направлении второй передачи. Если вам повезет и обороты вращения двигателя совпадут с оборотами коробки, вторая передача успешно включится. Если нет - не насилуйте коробку, а лучше чуть-чуть прибавьте скорость и, плавно сбрасывая ее, попытайтесь переключиться еще раз. Остальные передачи включаются примерно так же, впрочем, на малой скорости легче. На вторую передачу переходите при 20 км/ч, на третью - при 25 км/ч, на четвертую - при 35 км/ч. Разгоняйтесь медленно, чтобы не перегружать двигатель. Переход на пониженные передачи старайтесь делать также на минимальной скорости. Сбросьте газ и включите "нейтраль". Прибавьте газ и переведите переключатель в сторону нужной вам скорости. Скрежет зубьев коробки передач "сообщит", что вы не угадали с оборотами и нужно повторить все сначала. Впрочем, будем надеяться, что "чаша сия" вас минует и вы успешно замените изношенный механизм сцепления своими руками или в автосервисе без риска повредить коробку передач.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬДопускается ли эксплуатация металлокордных шин Бл-85, имеющих трещины боковин? Насколько опасны "грыжи"? В зависимости от свойств резины и условий ее эксплуатации в ее наружном слое, в первую очередь подвергающемся воздействию внешней среды, возникают трещины. Обычно их причиной является "старение" материала, поэтому во многих случаях даже та шина, которая не работала на автомобиле, но неправильно хранилась, в конце концов приходила в негодность. Один из злейших врагов шины солнечные лучи. Поэтому хранить шины на ярко освещенном балконе жилого дома или в ином подобном месте не рекомендуется. Насколько опасны трещины, зависит от их глубины - если трещина глубокая, то "факторы внешней среды" начинают воздействовать непосредственно на корд каркаса, разрушая его. Напомним, что в металлокордных шинах легковых автомобилей металлический проволочный корд уложен только в силовом кольце под протектором - брекере, где своеобразные тросики из свитых проволочек в разных слоях перекрещиваются между собой. Шина называется радиальной по виду основного каркаса - в нем нити корда (текстильные!) соединяют между собой оба борта и проложены радиально. Кордная нить (в зависимости от материала) может быть чувствительна к кислороду воздуха, воде и так далее. Последствия трещины - ослабление нити и последующий разрыв. О том, что каркас шины поврежден, говорят выпучивания на боковинах "грыжи". Довольно часто они возникают после сильного удара (из-за чисто механического разрушения нитей корда) или в результате езды с очень низким давлением в шине, например при проколе, когда боковины вместе с кордом "жуются" диском колеса. Эксплуатация шины с таким дефектом крайне опасна, так как угроза ее разрыва на ходу становится вполне реальной.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЦЕПЛЕНИЯ "МЕРСЕДЕСА" W124 (мм) Толщина новых накладок ведомого диска - 3,8-4,0; минимально допустимый износ накладки - 2,8-2,0. Диаметр ведомого диска сцепления на автомобиле с двигателем "200" - 215, "230Е" и"260Е"-228,"ЗО0Е"-240. Полный износ диска сцепления (глубина от рабочей поверхности до заклепки) менее 0,3. Толщина нового диска сцепления на автомобиле с двигателем "200" - 9,5-10,5, "230Е", "260Е" и "300Е" -10,5-10,9. Максимально допустимое биение диска сцепления - 0,5.142 ЗА РУЛЕМ 6/97