100
101
заколоченными окнами и дверями и не видели ни одного сотрудника автоинспекции - ни, так сказать, пешего, ни конного. Работая в системе МВД (в Государственной противопожарной службе. служебное удостоверение начинается словами "майор внутренней службы"), не совсем корректно сравнивать себя с простым братом-шофером. Во избежание долгого диалога, я предъявлял вначале удостоверение, а затем, если возникала необходимость, "права". От Ростова-на-Дону до Москвы у обочин дорог встречаются стенды-предупреждения о ночевках вблизи постов ГАИ. До сих пор вызывает удивление, с каким нежеланием ее сотрудники разрешили остановиться на ночлег у поста перед въездом в Сергиев Посад и на выезде из Петрозаводска в сторону Мурманска. А о карельских гаишниках остались просто незабываемые воспоминания. На обратном пути при выезде из Петрозаводска (на окружной дороге) остановили на посту ГАИ. Подошел человек в штатском - не представился, молча выхватил документы, молча долго изучал служебное удостоверение, также молча возвратил и удалился к сотоварищам. А перед границей с Ленинградской областью нас остановил патруль из двух сержантов. Уже почти проехав пост, услыкомплекс для автотуристов, 'дальнобойщиков" и просто проезжающих "Калинов куст" в Калужской области. Прочитав о нем в журнале "За рулем" за 1995 год, захотели увидеть своими глазами. Все, как написано - двухместные номера, рядом, почти под окнами. охраняемая стоянка. Здесь же заправка, СТО, автомагазин. Запомнился специалист по ремонту ходовой части на СТО (к великому своему стыду и сожалению не узнал его имени). Действительно мастер - золотые руки. Еще перед въездом в Тверь со стороны Санкт-Петербурга есть гостиница и рядом охраняемаястоянка.Вот, пожалуй, и все, что мы встретили на маршруте. От Вытегры Вологодской области до Петрозаводска по побережью Онежского озера - нигде ни одного хоть какого-то кемпинга. А ведь красота какая и мест для отдыха предостаточно! Честное слово, досадно. Но вот останавливаться одним в палатке на берегу - страшновато. Так что половину путешествия пришлось ночевать просто в машине. Что же касается питания, то здесь проявилась закономерность: чем дальше от "цивилизации", тем дешевле и вкуснее. Запомнился обед в кафе станицы Вешенской. Первое, второе и треКАК МЫ ДОЕХЙПИЧитателям журнала - автотуристам, наверное, запала в память публикация годичной давноаи под названием "Как мы не доехали до Великого Устюга" (ЗР, 1996, № 5). Опытнейший автопутешественник Арсентий Теркель. доверившись "Атласу автомобильных дорог" (и на старуху бывает проруха), отмахав 1300 км, так и не смог осуществить свою "голубую мечту" - увидеть город на красавицереке Сухоне. Дороги, указанной в атласе, не было ив помине, и. чтобы достичь цели, надо было сделать крюк еще в... 1100 км. Заканчивая свое печальное повествование, автор писал: предметов народного искусства, истории и быта сухонского края в местном краеведческом музее, основанном в конце прошлого века На окраине Тотьмы - Свято-Сумсрин монастырь, мощные стены и величественные постройки которого видны уже издалека. Въезд в монастырь - через главные ворота по живописной сосновой аллее, ведущей к бывшему братскому корпусу, а ныне гостинице "Монастырские кельи", где номера (бывшие кельи) чистенькие и дешевые, а машину можно поставить прямо у окон.•тье на троих в начале июня обошлись в шал... свист, но не милицейского свист17 тысяч рублей! Хорошо готовят, но ка, а именно свист "соловья-разбойника", маленькие порции, в частном кафе на и, оглянувшись, увидел кулак одного из постовых. Никаких нарушений ПДД не было. Обошлось. Кемпинги и общепит. Особенно хорош кемпинг в Кабардинке. что недалеко от Новороссийска. Чистая, ухоженная территория на самом берегу моря, много зелени, двух- и трехместные домики, в них - холодильники. На территории - несколько общественных кухонь с газовыми плитами, есть душевые. Еженедельная смена белья. Машину можно оставлять у домика. Есть кафе-бар, где мы неплохо обедали за 15-20 тысяч рублей. Стоимость проживания в домике - 30 тысяч, в своей палатке - 9 тысяч с человека в сутки - и все. Автотуристам здесь рады в любое время суток. Удобная форма расчета за 12 часов. Единственный, наверное, минус - небольшой участок пляжа и каменистое дно моря. Вообще-то, цивилизованных мест отдыха для автотуристов по нашему маршруту - единицы. Один-два кемпинга за Ростовом-на-Дону в сторону Воронежа, еще один - "Инема" - перед Подпорожьем Ленинградской области, где все в комплексе - от приличной гостиницы с нормальным питанием до охраняемой стоянки. Очень понравился 100 ЗА РУЛЕМ 6/97 трассе между Киришами и Новгородом. а также между Ярославлем и Вологдой, но тут уже дороже - от 35 до 57 тысяч на троих. В пути несколько раз готовили на сухом горючем - быстро, практично, удобно. Поджарить яичницу и вскипятить чайник - это восемь-десять таблеток (упаковка) стоимостью 1,5 тысячи рублей. В российской глубинке - в Ярославской и Вологодской областях - в магазинах все необходимое, чтобы поесть в дороге. Эпилог. Пройдено 9 тыс. км. 25 дней заняло все путешествие - из них 17 в дороге. Проехали территории двух краев, двух республик, пятнадцати областей. Истрачено бензина на 1,5 млн. руб., на питание - 2,5 млн. руб. и около 1 млн. на все остальное. Немало, конечно, но в такие поездки каждый год не поедешь. Наконец - дома! Устали, кажется, больше, чем отдохнули. Но победили маршрут, дорогу, победили в одиночку. Многие спросят: зачем? Нас поймут те, кто не может сидеть на месте, кто стремится увидеть новое, необычное, познать себя; наконец, нас поймут те, кого зовет дорога, кто хоть раз ощутил свежий ветер странствий. Михаил РАКТОВИЧВ Тотьме нам надо было решить, как лучше проехать в Устюг. Было два "Ну, а что касается нашей "голубой варианта: первый, беспроигрышный, чемечты", то мне бы очень хотелось рез Никольск, до которого год назад нам рассказать читателям журнала, как в оставалось 9 км, а сейчас почти четыреследующий отпуск мы доедем до Веста, и второй, более короткий, вдоль Сухоны (250 км), но вызывающий сомнеликого Устюга." Он сдержал слово. ние. В ГАИ, уютно расположившейся в бывшей Воскресенской церкви постройНа этот раз мы двинулись к заветной цели уже другим путем: выехали из ки XVIII века, нас от него отговаривали. Москвы по Ярославскому шоссе и. миноИ все же, взвесив свои возможности (как-никак на "Запорожце" едем, а не на вав Вологду, по дороге Москва - Вельск "Мерседесе") и положившись на сухую - Архангельск добрались до поворота на погоду, мы покатили по короткой дороге Тотъму. Движение здесь небольшое, во на Нюксеницу, до которой 114 км хоромногих местах чернело новое покрытие, шего шоссе. Не доезжая 9 км до этого но надежных съездов для ночлега мало населенного пункта - поворот направо и - местность вокруг болотистая. Все-таки указатель "Великий Устюг". удалось найти пригорок у опушки леса. где мы и встали. После московских криДорога от Нюксеницы до Устюга минальных страхов нас поначалу не осеще строилась. Это стало возможным тавляли мысли о безопасности, но никто только сейчас, когда в рамках презини здесь, ни дальше на всем пути нами дентской программы "Дороги России" соне заинтересовался. Да и некому было в орудили мост через Сухону. От него этих довольно безлюдных местах. дальше шло асфальтированное шоссе, В Тотьму въехали по большому мосту через Сухону. Тихий, почти сплошь деревянный провинциальный городок расположен при впадении в нее маленькой речки Песья Деньга. Здесь в 1536 году для защиты от набегов казанских татар был поставлен рубленый острог. Сохранилось несколько каменных церквей XVIII века, построенных не профессионалами-архитекторами, а строительными артелями и мастерами-каменщиками. которые не ведали ни об архитектурных чертежах, ни о существовании классических ордеров. Именно эти памятники классической местной барочной архитектуры и выделяют Тотьму из многих других небольших городов Севера. Неповторимый колорит придают городу деревянные мостики через многочисленные овраги с лестничными сходами по косогорам и кое-где сохранившиеся деревянные тротуары. Удивила большая и очень интересная экспозиция потом "грейдер", а в обход недостроенного участка- 40 км объезда по старой дороге, иногда гравийной, иногда фунтовой, местами узкой и разбитой и. видимо. в плохую погоду не всегда проезжей. Но местность вокруг - заглядение. много грибов, есть съезды к живописным берегам, встречаются старые деревни с красивыми домами, украшенными резьбой, и реки со странными названиями, наверное, угро-финского происхождения (Сученьга, Рекшеньга, Коченьга). После объезда - асфальтированная дорога до самого Устюга. Всего от Нюксеницы -140 км. Наконец-то наша мечта сбылась! Мы въезжаем на центральную, соборную улицу города. С большим интересом, еще не веря, что это свершилось. смотрим по сторонам, пока нас не останавливает жезл автоинспектора. Оказалось, от радости мы не заметили запрещающего знака и едем по пешеходной зоне.Аф*** ДО ВЕЛИКОГО УСТЮГАВеликий Устюг - небольшой город со своим оригинальным, примечательным обликом, возник около середины XII века и раскинулся на несколько километров вдоль левого берега Сухоны. Более раннее селище находилось у слияния Сухоны и Юга. Отсюда и название - Устюг, то есть в устье Юга. В центре города среди пестрого многообразия церквей и колоколен высится величественный Успенский собор - главный городской храм. Основная часть его выдержана в строгих монументальных формах. Перед собором уже в наше время воздвигнут памятник Дежневу и другим первопроходцам-устюжанам. Искушенные туристы, избалованные красотой древних русских городов, мы были ошеломлены многочисленностью и разнообразием церквей и храмов в небольшом городке. Неповторимое очарование придают городу также и высокие многоярусные церкви и колокольни, вытянувшиеся вдоль реки, почти подступающие к самой бровке берегового откоса. А на реке, как ив стародавние времена. - деревянные мостки, куда со всего города мимо церквей и храмов хозяйки везут в тележках и тачках или несут в корзинах белье для стирки. На другом берегу Сухоны - старинная Дымковская слобода с двумя красиво стоящими на берегу храмами XVIII века. Через новый мост быстро добираемся туда, а потам на нашем пути - ТроицеТледенский монастырь (ныне филиал Устюжского краеведческого музея), основанный на рубеже XII - XIII веков. Внутри собора сохранился великолепный резной пятиярусный иконостас. При подъезде к монастырю в деревне Морозовицы нельзя не затормозить у большого деревянного дома, украшенного необыкновенно красивой резьбой и росписью. Всю эту красоту создал его хозяин - пенсионер. И в дальнейшем мы не раз убеждались, что традиции северного деревянного зодчества живут и сохраняются. Если вы захотите ночевать не в городе, а на природе, то отзывчивые местные жители с готовностью помогут найти хорошие места. Назовем два из них: на крутом берегу Малой Двины в пяти километрах от дома отдыха "Бобровниково" и на берегу речки Ламанихи, старого русла реки Юг, что в 14 км от горо-ревень и сел. Нас не переставали поражать огромные дома-крепости, массивные, высокие, с одним или двумя теплыми срубами и обширным крытым двором под одной общей кровлей. Очень жаль, что многие из них ветшают и исчезают. Но, к счастью, не все предано забвению. Группы реставраторов-энтузиастов проводят свои летние отпуска на восстановлении местных памятников деревянного зодчества. Результаты их бескорыстного труда мы увидели воочию:да по шоссе Великий Устюг - Никольск. Покидали мы Устюг в отличном расположении духа: нам удалось увидеть то, о чем мечтали многие годы, насладиться красотой рукотворных памятников старины, глубокой и неповторимой северной природы. Можно и возвращаться, но мы, что называется, уже "раскатились". Захотелось посмотреть Сольвычегодск, а если повезет, то и проехать вдоль Северной Двины по дороге, обозначенной в атласе ... пунктирной линией. Не буду вдаваться в детали нашего дальнейшего путешествия (см. схему), скажу только, что до Сольвычегодска мы добрались с двумя переправами: по новому понтонному мосту через Северную Двину и на пароме через реку Вычегду, которая с прилегающими к ней местами еще с XVI века исторически связана с фамилией Строгановых - богатейших купцов севера России, поставивших первые солеварни и основавших этот город. Далее наш путь лежал на Березонаволок по лесным, полевым дорогам,которые подсказали нам местные жители. Здесь нас ожидали не только чудесные пейзажи, но и встречи с великолепными памятниками древнего деревянного зодчества, среди которых выделялась Дмитриевская церковь постройки 1784 года с грандиозным шатром на 40-метровой высоте. Из Березонаволока по понтонному мосту мы переправились через Уфтюгу - приток Северной Двины - и спустя несколько часов оказались на последней переправе уже через саму Двину в районе Красноборска А дальше дорога повела нас вдоль этой дивной реки мимо множества де-стал город Березник, откуда мы повернули домой по трассе Архангельск Вельск - Москва. Дорога к Вельску идет вдоль большого притока Северной Двины - реки Вага и очень живописна. Ночевали в верховье Ваги, а на следующий день были дома За все наше путешествие мы ни разу не столкнулись с нехваткой бензина, масла или продовольствия. Поэтому, собираясь на Север, не стоит загружать машину тем, что можно купить в дороге.АВТОПУТЕШЕСТВИЕ № 46 (12-23 августа 1996 года) Москва-Вологда-Тотьма-Великий Усгк>г-Сольвычегодск-КрасноборскБерезник-Веггыж-Вологда-Москва Проехали:2717 км (Форсировали реки: Волга: Сухона, Вычегда, Северная Двина, Уфтюга, Вага: понтонные мосты - 2, паромы - 2. Проезжали за день: максимально 707 км за 13 часов, минимально 83 км за 2 часа. Ночевали: в машине 6 раз, в палатке 3 раза, на сеновале 1 раз, в гостинице 1 раз.ЗА РУЛЕМ 6/97101