123
124
ГИ=»ИЛС»#<ЕМ1^Е1С ЖУРНАЛУ"*3A1=»УЛЕ1\/|СОДЕРЖАНИЕИз двух зол - меньшее "Самара": ставим электростеклоподъемники "Волга": меняем тормозные колодки Не хлопайте дверью! Сайлент-блоки: нужен глаз да глаз Прошу объяснить123 126 128 130 13217ГЗ ДВУХ ЗОЛ 3/1 МЕНЬШЕЕНа этот раз один из старейших авторов нашего журнала, специалист по ремонту автомобилей Анатолий ВАИСМАН излагает свою точку зрения на системы ЭПХХ в отечественных моделях. Многие узлы наших автомобилей, отсчитаю неудачными. Сразу настораживает вечающие современным требованиям безто, что за редким исключением у всех наопасности, экологии и экономичности, по ших ЭПХХ - нормально закрытый клапан, сравнению с предыдущими аналогами, к он открывается при подаче на него электсожалению, сложнее, а значит, при прочих равных условиях могут быть менее надежными. Впрочем, в большинстве случаев их усложнение оправданно. Возьмем двухконтурную систему тормозов: она не только эффективнее одноконтурной, но и надежРис 1. Электромагнитный клапан ЭПХХ 2108-1107420: нее. А, скажем, такой не1 - жиклер холостого хода; 2 - пластмассовый наконечник иглы. достаток системы впрыска топлива, как неремонтоРис. 2. Клапан ЭПХХ системы "Каскад" с дополнительной пружиной. пригодность в домашних условиях, с лихвой компенсируется десятком ее преимуществ перед карбюратором. И все же есть решения и разработки, внедренные в массовое производство, но так и не оправдавшие надежд на их эффективность. Один из таких примеров - экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ), появившийся на отечественных карбюраторах в конце 70-х годов. Напомню, в чем суть его работы. В режиме торможения двигателем, когда педаль газа отпущена, а обороты двигателя выше 1000-2100 в минуту (в зависимости от марки и модели автомобиля), специальный клапан закрывает канал подачи топлива в систему холостого хода. Цель понятна - в этом режиме бензин сгорает без пользы ик тому же с повышенным выделением СО и СН. А вот средства, которыми эта цель в данном случае достигается, я, например,133,140,142,145,15510 способов: отрываем борт шины от обода А ваше мнение? Прицеп - машина без мотора Если дорог тебе мотор... Сцепление "Мерседеса": всему свой срок Немецкий"Закс" на службе у "Москвича" Защищаем "Фелицию" КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Красота - это... страшная сила "Таврия": ответы есть, вопросы... остаются Что есть что Возвращение SKF "Трансформер" для воздуха Суперчехлы для ШРУСов Что старше: кузов или рама? Советы бывалых Как уберечься от угона Глинтвейн по-автобазовски134135 137 138 141 144 146148151 152 154 156 157 158 161 162 163ропитания. Поскольку система содержит несколько объективно ненадежных элементов, отказ хотя бы одного из них вызывает блокирование всей системы холостого хода. На карбюраторах отечественных автомобилей клапан ЭПХХ бывает двух типов. Первый (номер по каталогу 2108-1107420, рис. 1) - с электромагнитным приводом, применяется в моделях ДААЗ-2108, 21081, 21083, 21051, 21073, 21412,21041,1111. Принцип его работы прост - пластмассовый наконечник иглы закрывает топливный жиклер холостого хода, напрессованный на втулку корпуса. GOHMHG оимишамиДругой тип - с вакуумным приводом. К электронному блоку и микровыключателю здесь добавлены электропневмоклапан и вакуумные трубопроводы, причем сам электрических цепей ЭПХХ двигатель уже не держит обороты холостого хода и глохнет. Это особенно неприятно и даже опасно в сочетании с отказом стартера, аккумулятора или замка зажигания. В таких случаях можно временно восстановить работу системы холостого хода, подключив вакуумную трубку от карбюратора не к электропневмоклапану, а напрямую к впускному коллектору. Перерасход топлива при езде с неисправным (но не отключенным) ЭПХХ несравненно больше той экономии, к о ­ торую дает исправный. Пуская заглохший двигатель на каждом светофоре или "подгазовывая", чтобы он не заглох, вы можете за одну поездку сжечь лишние два-три литра топлива. Представленный как достоинство ЭПХХ "эффект антидизель" - лишь маскировка неисправности мотора. При нормальном тепловом режиме, предназначенных для данной модели мотному "частнику" с неисправностями карбюратора (а таковых большинство), эта сиц стема была отключена раз и навсегда. А тому, кто обслуживает машину самостоятельно и, мучаясь с ЭПХХ, уже несколько раз порывался удалить "всю эту дребедень", но так и не решился на это, могу сказать только одно. Ну сэкономите вы на бензине в лучшем случае сотню тысяч рублей за сезон, но, в конце концов, отдадите больше механику за регулировку двигателя - то есть за... отключение этого самого ЭПХХ. Кстати, если напрячь воображение, то можно представить условия, в которых ЭПХХ может себя оправдать. Например, на грузовом ЗИЛ-4314 с семитонным прицепом, эксплуатируемом на горных дорогах. Если каждая такая машина сбережет 5л топлива на каждые 100 км, то автохозяйство в целом сэкономит за год солидную сумму... Итак, выбрав из двух зол меньшее, вы Ш решили избавиться от ЭПХХ. На "Жигулях" и "Запорожце" для этого надо под диафрагму клапана поставить пружинку, которая будет все время прижимать шток клапана к винту количества. Идеально подходит половинка пружины щетки от "жигулевского" генератора. Навиваем ее на шток клапана, как показано на фото. На "волгах" и УАЗах в этом месте уже стоит штатная пружина, но она служит только как возвратная, поэтому здесь надо отпилить ножовкой часть штока вместе с тарелкой клапана. На "москвичах" с карбюратором ДААЗ-2140 - проще всего. Вынув • корпус клапана ЭПХХ, снимите со штока резиновый наконечник. (На последних моделях стоит металлическая тарелка, как и на К-151.) На машинах с карбюратором "Солекс" и на "Оке" выверните электроклапан, снимите с него жиклер холостого хода и выдерните пассатижами пластмассовый наконечник иглы. Предвидя упреки разработчиков в том, что такие рекомендации будут способствовать увеличению выбросов в атмосферу вредных веществ, могу возразить. Конечно, автомобиль с безупречно работающим ЭПХХ экологически чище, чем без оного. Но машины с неисправным и неотключен- « ным (а таковых, уверяю вас, большинство), где обороты холостого хода выставлены упором дроссельной заклонки, просто не укладываются ни в какие нормы токсичности. Благие намерения конструкторов, к сожалению, оказались не подкреплены надежностью их творений. В общем, "хотели как лучше, а получилось как всегда"... От отдела эксплуатации. Публикуя этот материал, мы не совсем согласны с точкой зрения автора. Считаем, что сознательный автомобилист должен содержать систему ЭПХХ в исправном состоянии, чтобы не выбирать из двух зол и не отключать ее. К этому обязывает всех нас прямо-таки катастрофичеекая экологическая обстановка в российских городах.Рис. 3. Клапан ЭПХХ карбюратора ДААЗ-2140 с резиновым наконечником (указан стрелкой). клапан может быть трех видов - с латунной конической головкой на дозирующем стержне в системе "Каскад" (ДААЗ-2105, 2107, 2141, К-131, К-133, рис. 2), со съемным резиновым наконечником (ДААЗ2140, рис.3) и с металлической тарелкой (К-151, рис. 4). Особняком стоит карбюратор К-90 для грузовиков ЗИЛ - единственный, где ЭПХХ устроен лучше - оба его электромагнитных клапана нормально открытые, а закрывают подачу топлива, только когда на них подается напряжение. Здесь конструкторы исключили возможность того, что "новомодная штуковина", выйдя из строя, парализует работу других систем. Поэтому водитель ЗИЛа может вообще не заметить неисправности ЭПХХ - мотор как работал, так и будет работать. Так что же практически дает ЭПХХ владельцу машины? Как показали давние исследования журнала "За рулем", экономию всего лишь 0,4 л/100 км для автомобиля класса "жигулей" при эксплуатации преимущественно в городе (ЗР, 1983, № 6). К тому же, по нашему опыту, ЭПХХ, как правило, не служит без ремонта более 40 тыс. км, а неполадки в его работе могут проявиться гораздо раньше. Для системы с электромагнитным клапаном характерны сбои в работе управляющей электроники, когда возникает дребезг запорного устройства клапана и как следствие - неровная работа двигателя на холостом ходу. Это вынуждает владельца приоткрывать дроссельную заслонку винтом количества, что сводит к нулю ожидаемую от ЭПХХ экономию топлива и приводит к резкому увеличению содержания СО и СН в выхлопе. Иногда отказывает и сам электромагнитный клапан. Пневматический ЭПХХ еще более капризен. Здесь чаще всего выходит из строя электропневмоклапан, затем диафрагма и электронный блок. Работоспособность обеих систем находится в большой зависимости от плотности контактов в штекерных разъемах. При обрыве хотя бы одной из многочисленных 124 ЗРЛМ 69 А УЕ /7Рис. 4. Узел холостого хода карбюратора К—151. Стрелкой указана удаляемая часть клапана. исправных свечах и не превышающем допустимой толщины слое нагара в камере сгорания двигатель должен останавливаться немедленно после выключения за ­ жигания без дополнительной блокировки системы холостого хода. Учитывая все сказанное, логично предположить, что владельцы автомобилей поголовно избавляются от ЭПХХ. С уверенностью профессионала могу констатировать: едва ли не на каждом автомобиле, который хоть раз попадал в автосервис или к гра-Установка пружины под диафрагму клапана.