106
ПРАВО НА ЗАЩИТУПомните анекдот? Японцы восхищаются техническими решениями российских конструкторов автомобилей: "Чего только не придумают, лишь бы дороги не строить!" Эту фразу, немного изменив, можно с успехом вынести в эпиграф статьи. Что только не придумывали местные власти, лишь бы казну пополнить да себя не забыть. Ненаказуемая "инициатива" чиновников была основана на президентском указе № 2268 от 22.12.1993-го, разрешающем вводить дополнительные налоги и сборы местным органам государственной власти. Причем в неограниченном количестве. А денежный вес "домашних" налогов определялся самим чиновником. Не прошло и месяца со дня рождения указа, как на голову беспечных горожан посыпались распоряжения глав администраций. От местной "экзотики" пострадали в основном автомобилисты. В 1994 году региональная фантазия ограничилась платными штрафными стоянками. Позже родился "пограничный налог": города и деревни обросли шлагбаумами. К теще в гости - только за деньги. Транзит - плати. В качестве пугала активно привлекали к работе ГАИ. Иногда начальнику автоинспекции "спускали" распоряжение, но чаще пытались лично заинтересовать в выгодном мероприятии. Естественно, куда шли немалые суммы, никому не известно. Ведь права мытарей делегировались частным коммерческим структурам. Поняв перспективность дела, изобретательные умы пошли дальше. Появились экологические службы, весовой контроль и таможенные посты. На привыкших к поборам водителей началась настоящая охота. Как затравленные звери, они короткими перебежками двигались от одного постаГАИ к другому. Взмах жезла и - пожалуйте: вам на весы, вам платить за въезд, вам проверять токсичность. Непокорных ждали эвакуаторы, блокираторы и штрафные площадки. По самым скромным подсчетам, при более чем двух сотнях местных налогов один владелец машины кормил двоих коммерсантов плюс ГАИ и администрацию. Но и этого показалось мало: к кормушке припадали все новые "должностные лица". Можно понять желание екатеринбургских властей помочь бедствующей медицине путем сбора податей "на помощь пострадавшим в ДТП". Не исключено, что и правда, на деньги, изъятые при прохождении владельцами машин техосмотра, врачи покупали гипс, бинты и ящики йода. Можно понять стремление тольяттинской и прочих администраций снизить количество угонов методом принудительной кодировки автомобилей. Вытерпим, не привыкать к произволу. Но как отнестись к ростовским "инициативам"? Не иначе, как к апофеозу поборов, верху наплевательства на законы, права граждан и Конституцию. Постановление № 51 главы администрации Ростовской области г-на Чуба, дабы "обеспечить соблюдение требований правил безопасности дорожного движения", вводит... переэкзаменовку! Причем "водители индивидуального транспорта привлекаются к сдаче экзаменов в ГАИ в случаях допущения ими нарушений ПДД, повлекшее задержание, связанное с лишением водительского удостоверения" (здесь и далее сохранена орфография оригинала ред.). Но ведь в нашем КоАПе практически за все провинности - задержание водительского удостоверения! А "задержаний, связанных с лишением" в природе не существует. Но это еще цветочки. Главное, за проверку знаний надо платить! Пополнять хилый областной бюджет. Иначе - в постановлении со всей революционной категоричностью написано - "Не подтвердивших знания ПДД водителей от управления транспортом отстранять". Администрация города Таганрога, будто соревнуясь с ростовскими коллегами, издает свое постановление № 4. Конечно, "О совершенствовании работы по предупреждению ДТП среди граждан...". А чтобы население в полной мере ощутило шокирующий эффект "№ 4", начальник ГАИ и председатель BOA (бывший ВДОАМ) дают на страницах "Таганрогской правды" разъяснение под заголовком "Совместными усилиями". Статья начинается цифрами ДТП и объяснением, почему, "овладевая новым опытом организаторской, производственно-финансовой и коммерческой работы, мы (BOA- ред.) прекрасно осознаем, что нужны принципиально новые формы защиты прав и законных интересов членов BOA". Следствие этого "осознания" уже знакомо: после двадцатичасовой (платной) подготовки все (!) - на сдачу экзаменов. Совершенствовать знания ПДД будет, естественно, BOA. Там же выдадут справку, которую "надо будет предъявлять при ТО" и "по требованию работников ГАИ на маршрутах патрулирования". По мнению авторов, эти нововведения позволят разрядить напряженную ситуацию на улицах патриархального Таганрога. А заодно станут средством для поддержания штанов местной организации автомобилистов. Поскольку, "несмотря на огромные усилия сотрудников ГАИ по поддержанию высокой транспортной дисциплины, еще немало любителей... перебежать перед близко идущей машиной, без остановки проехать дорожный знак "Стоп", объехать выбоину слева..." Бред какой-то. Может быть, в Ростове ради "высокой дисциплины" ввели свои ПДД и КоАП? В местных "Правилах" появились и знак "Стоп" (2.5.1?), и левый