I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Ж£ШЖ]/БРАК ПО РАСЧЕТУТЕКСТ / АНДРЕИ КОЧЕТОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ, АЛЕКСАНДР ПОЛУНИНВпрошлом году испытатели ЗР пришли к выводу, что надо решать «хозяйственную» проблему. «Соболь», купленный когдато для этих целей, за два года эксплуатации замучил своими врожденными и приобретенными болячками и был продан (ЗР, 2001, №10). Тогда и решили попробовать чего-нибудь «вкусненького» с вариациями на хозяйственно-пассажирскую тему. Так в парке оказался подержанный мини-вэн «Тойота-Превия» 1993 года выпуска для канадского рынка (см. ЗР, 2002, №1,4). За короткую, чуть больше полугода, совместную жизнь мы подружились, проехав по российским дорогам 28 тыс. км. Не все было просто, но ни одного отказа, заставившего немедленно поставить машину или тащить ее на сервис, за это время не случилось. Напротив, ей самой нередко приходилось заниматься кроме привычных грузопассажирских перевозок еще и буксировкой. БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ В дальней поездке ив городе комфорт выше всяких похвал. И хотя у «хозяюшки» большая масса и внушительные размеры, чувствуешь себя, как за рулем легкового автомобиля. Сидишь высоко, видишь далеко, да и капот не мешает, поскольку его почти нет. В пробках очень помогает коробка«автомат». Наверное, она неплоха для любого автомобиля в городе, но для такого тяжелого - в первую очередь. Это особенно чувствуется, когда после «Превии» денек повыжимаешь сцепление на «Волге». О том, что под тобой большой мини-вэн, вспоминаешь только на узкой парковке. Маневренности-то вполне хватает, а вот ширины коллеги-автомобилисты оставляют порой маловато. Все-таки городская сутолока не ее стихия - нам подавай простор. На трассе «Превия» - комфортабельный лайнер, дающий водителю ощущение власти над дорогой. Низкий центр тяжести, неплохая аэродинамика, хорошая управляемость порождают порой опасное чувство вседозволенности. Машина послушно следует за педалью газа и предсказуемо тормозит, тихо поскрипывая антиблокировочной системой на мокрой или обледеневшей дороге. Даже не верится, что эти две тонны железа могут «ослушаться» водителя и самовольно отклониться от намеченной им траектории. Пассажиры редко обращают внимание на происходящее за окном: высокий потолок, мягкие ковры, уютные кресла с регулировкой наклона спинки и большими подлокотниками и легкое, убаюкивающее покачивание на ходу... А если повернуться вместе с креслом против хода движения и положить ноги на задние сиденья, то сладкие сновидения за тонированными стеклами обеспечены. А ведь мы покупали в первую очередь «хозяйку». Оказалось, грузоподъемностью машина ничуть не уступает «Соболю»: двадцать четыре покрышки R15 или сорок четыре (!) аккумулятора на 55 А-ч в машину влезают. Только вот класть грязные колеса на велюр рука не поднимается - надо позаботиться о подстилке На правахрекламыВ середине 80-х годов счастливые обладатели "волг" обнаружили под капотами своих автомобилей невиданный до тех пор карбюратор марки "ПЕКАР" под обозначением К151, разработанный и произведенный Ленинградским карбюраторным заводом им. В. В. Куйбышева (Ленкарз). Новой разработке, имевшей автономную систему холостого хода, экономайзер принудительного холостого хода, полуавтомат пуска и прогрева, а также мембранный ускорительный насос (взамен поршневого у предшественников), аналогов в стране не было.ПОСЛЕДНИЕ 15 ТЫСЯЧ Единственное слабое «звено», обнаруженное при предыдущем техническом обслуживании на 112 000 км (ЗР, 2002, №4), - сильфон системы выпуска. Он не оправдал прогноза «прожить еще 12 тыс. км» до очередного ТО, а развалился уже через три - при легком контакте с дорогой. Хотя машиДЕБЕТ И КРЕДИТ Сначала посчитаем «прина хода не потеряла, прибыль»: надежный, легко упшлось временно обернуть равляемый и очень вместилопнувший участок куском тельный автомобиль, с нежести и закрепить проволообычной внешностью и кукой. Кроме шума, особенно чей приятных мелочей - без на повышенных оборотах, труда трансформируемый возникла еще одна проблесалон, круиз-контроль, конма: неустойчивый холостой диционер, подстаканники, ход, ведь кислородный даткармашки. Несмотря на нечик расположен после разобычность конструкции, рушенного участка. А с приятно удивило удобство «невнятной» обратной свяобслуживания: все нужные зью... В общем, сами пониточки доступны, специальмаете. ного инструмента не требуРемонт «светил» отнюдь ется. Сколько стоит? не дешевый. Этот участок Полноприводник с теми выхлопной системы включаже, что у нас, возрастом и ет в себя, кроме сильфона, пробегом - $9-11 тыс., зад- еще каталитический нейтранеприводные машины на лизатор и два кислородных пару тысяч дешевле. «Недодатчика (кстати, назначение статки» - характерные для второго - контроль исправиномарок: запасные части ности нейтрализатора). Поиногда приходится заказыкупать новую трубу со всевать и ждать. Они, как и ми этими «наворотами» рарасходные материалы, на ди одного сильфона при успорядок дороже, чем для ловии, что все остальное в отечественного авто. Да и порядке, показалось дорогобензин эта «плюшевая превато: от 350 долларов (да(не то, что в «Соболе» - бросил в «будку» и ладно). Многие редакционные скептики почувствовали разницу между «Соболем» и «Превией» - как в удобстве, так ив надежности. Но, увы, одним из условий «брачного контракта» с «Тойотой» был развод через шесть-восемь месяцев. Расставаться несколько грустно, однако «соглашение» мы обязаны выполнить. Поэтому место «Превии» вскоре займет что-нибудь другое.лесть» любит: на трассе 12-13 л на «сотню» подавай, а в городе бывает и 15, и 18, смотря как на «гашетку» давить (см. табл.).НАОЕЖНОСТЬ U ГАРАНТ11Я КАЧЕСТВАПервый удар по престижу карбюратора К151 был нанесен регламентированным Минавтопромом характером поставок, вынуждающих разработчиков данного изделия применять материалы, зачастую не устраивавшие их по качеству. Второй - когда моторные заводы без согласования с Ленкарзом дополнили двигатель таким элементом, как клапан рециркуляции отработавших газов (КРОГ). Начались знаменитые "провалы" в работе двигателя на переходных режимах. И, как следствие, повышенный расход топлива, снижение динамических характеристик автомобиля, повышенные выбросы токсичных компонентов. Все это ошибочно было отнесено на счет карбюратора. Конструкторы ООО Топливные системы", основанного в 1999 году и являющегося продолжателем традиций Ленинградского карбюраторного завода, провели активную работу над решением этих наболевших проблем владельцев карбюраторных автомобилей и внесли значительные изменения в конструкцию карбюратора. Новый карбюратор марки "ПЕКАР" получил наименование К151С ("Семен" - как его любовно назвали разработчики). Как и карбюратор К151, он устанавливается на автомобили "Волга" ГАЗ-3102, 31029,3110 (двигатели ЗМЗ-402.10, 4021.10) и "Газель" ГАЗ-3302 (двигатели ЗМЗ-4025 10.4026.10). Изделие имеет измененный топливо-воздушный тракт, позволивший убрать "провалы" на переходных режимах работы. За счет доработки ускорительного насоса, изменения профиля кулачка привода диафрагмы, а также применения для ее изготовления материала высокого качества, удалось улучшить динамику разгона автомобиля. Распылитель ускорительного насоса, обеспечив одновременный впрыск топлива в обе камеры карбюратора (что было недоступно у К151), позволил более равномерно распределять топливо по цилиндрам двигателя. В отличие от предшественника, у "Семёна" бесступенчатый привод управления воздушной заслонкой, позволяющий гибко управлять двигателем при пуске и плавно регулировать обороты при прогреве. Отныне не составляет никакого труда установить заслонку в любое положение. Специальная термостойкая пластмасса, из которой выполнен сектор привода заслонок, позволила существенно снизить трение в узле. Новая конструкция малых диффузоров обеспечила увеличение разрежения до 10 %, что положительно сказалось на наполняемости цилиндров топливо-воздушной смесью и привело к росту мощностных показателей. Результатом модернизации, подтвержденным межзаводскими и сертификационными испытаниями, стало обеспечение карбюратором К151С значительного улучшения ездовых качеств. Так, время разгона автомобиля сократилось до 17,2 секунд (против 19 - по паспорту), а расход топлива в городских условиях уменьшился на 8-10%. Разработчикам удалось приблизиться к требованиям современных экологических норм и снизить токсичность отработавших газов, что позволяет существенно упростить процедуру прохождения ежегодного техосмотра. Хочется подчеркнуть, что на предприятии постоянно предпринимались меры по ужесточению требований к технологическому процессу изготовления и методам контроля качества. Это позволило ООО "Топппвные системы" получить сертификат соответствия системы качества международным стандартам серии ИСО 9000. Проведенные на базе лаборатории испытаниий двигателей Нижегородского технического университета исследования карбюраторов К151С, К151, "Озон" и "Солекс" на "волговском" двигателе ЗМЗ-402.10 однозначно показали, что "Семён" имеет оптимальные эксплуатационные характеристики, превосходящие по многим параметрам характеристики собрата и "коллег*. Это подтверждают и те. кто уже опробовал К151С на своем автомобиле. Что ж, они свой выбор сделали. А Вы?ооо топппвные СИСТЕМЫ"ул. Самойловой, 5, т.: (812) 166-63-12, ф.: 166-64-76 e-mail:
[email protected], www.topsys.spb.ruФилиалы:109088. г. Москва ул. Южнопортовая, 22 т./ф: (095) 968-9127 107-7395 630600 г. Нижний Новгород ул. Удмуртская, 4 }>.: (8312) 166-133,166-130 109088, г. Тольятти Обводное шоссе, 66 т./ф.: (8482) 29-8058 29-8162 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |21-37°•£• - поперечный размер шлось. А вскоре контрольная лампа напомнила об очередном техническом обслуживании. Согласно «родной» сервисной книжке (на английском языке), замена смазки в мостах, раздаточной коробке и автоматической коробке передач, охлаждающей жидкости производится каждые 24 000 км, то есть в два раза реже, чем замена масла в двигателе. При подготовке к очередному «большому» ТО осмотрели ходовую часть. Предстоит замена задних амортизаторов плюс тормозные диски и колодки по кругу. Таким образом, можно примерно определить ресурс некоторых узлов. Передние амортизаторы (у нас еще родные), видимо, в состоянии прослужить тысяч 150-200 (стоят они примерно по 150 долл.). Задние выхаживают около 50 тыс. км, зато стоят около 30 «зеленых» за штуку и меняются в течение получаса. С тормозными дисками несколько сложнее. Задние износились к 124 тысячам, в то время как передние прошли лишь 80. Во многом это вина предыдущего хозяина. Дело в том, что они бывают двух размеров - для машин, допускающих установку колес диаметром 14 и 15 дюймов и только 15 дюймов. Диски одинаковы по посадочным местам, но 14-дюймовые по внешнему диаметру меньше на 10 мм. На нашей машине стояли «маленькие» передние диски, отчего колодки работали не по всей площади. Результат - преждевременный износ дисков и колодок. РАСХОДЫ, РАСХОДЫ... Большой мини-вэн - автомобиль универсальный. Покупать его можно для перевозки грузов, семьи или дальних поездок. При выборе учтите и полноприводные версии. Только не покупайте подержанный автомобиль на последние деньги. Оставьте одну пятую или даже четверть имеющихся средств для приведения его в порядок. На запасных частях и диагностике старайтесь не экономить: потом дороже выйдет. Да, чуть не забыли. Если при интенсивной эксплуатации вы неготовытратить долларов этак триста в месяц наЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ И ТО ЗА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВЗапасные части, работы бензин (пробег 100 000 128 000 «и) Ремонт при покупке Ремонт кондиционера (дважды на 101 и 117 тыс. км) Техническое обслуживание (100 000 км) Техническое обслуживание (112 00 км) Техническое обслуживание (124 000 км) Бензин (100-128 тыс. км при среднем расходе 15,5 л/100 км Всего Цена, PYMS) 20961 (709,5) 34137 (1086) 9916 (340,4)еще недели две подождать). Обошлись проще: купили гофру подходящего размера и приварили на место разрушенной. Все вместе с работой (выполнялось на автосервисе) обошлось в 1600 рублей, времени на ремонт ушло два часа. Подошла командировка в Уфу - три с половиной тысячи километров. На обратном пути случилась неприятность: вдруг отказал кондиционер. Позже в мастерской водителя назвали «снайпером» - дорожный камушек, случайно вылетевший из-под переднего колеса, угодил точно в трубку второго контура. Так что ремонт делать все-таки при3650(117,8)19725(634,1)34720 (1102,2) 123109(3990)содержание машины, такое приобретение, к сожалению, не для вас. Цемент на дачу дешевле возить на «Соболе»... I»l