I ЭКОНОМИКА |ГОТОВЬТЕ ДЕНЕЖКИ!ТЕКСТ / ИРИНА АНДРЕЕВА/НАЛОГИОБРОК НА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ СКОРО ПОВЫСЯТСборы с владельцев транспортных средств в нашей стране традиционно рассматривались как резерв для пополнения казны - о них вспоминали, когда другие источники были уже исчерпаны. За последние четыре года власти пытались повысить этот налог как минимум трижды. Объектом особого внимания непременно оказывались владельцы автомобилей с большим объемом или мощностью двигателя: их у нас почему-то причисляют к «богатеям», с которых надо три шкуры драть. Вероятно, ради социальной справедливости. На этот раз речь опять о справедливости, правда, несколько другого рода. В ходе налоговой реформы предполагается полностью переложить бремя по содержанию дорог на тех, кто ими действительно пользуется. То есть на автовладельцев. ЦЕНА ВОПРОСА Сегодня дорожное хозяйство существует, главным образом, на деньги юридических лиц, причем независимо от того, пользуются ли они дорогами на самом деле. Львиную долю поступлений в дорожные фонды приносит налог на пользователей автодорог. Его платят предприятия и организации, невзирая на отраслевую принадлежность, прибыль или убыток. Взимают этот налог с оборота: реализовал продукцию - изволь отдать 1 % с выручки. К тому же платить приходится даже тем, кто собственным автопарком вообще не располагает, а значит, и дорогами не пользуется. Налог на пользователей автодорог предполагается отменить как несправедливый, нерыночный, тормозящий развитие экономики. А значит, без повышения налога с владельцев транспортных средств (его заодно переименуют в транспортный налог), который также поступает в дорожные фонды, не обойтись. И вот - в конце мая принят в первом чтении законопроект, вносящий поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающуюся транспортного налога. Законопроект вводит максимальные размеры налоговой ставки для легковых автомобилей от 10 руб./л. с. при мощности двигателя менее 100 л. с. и до 100 рублей при мощности двигателя свыше 250 л. с. Регионы, как и сейчас, смогут устанавливать ставки и льготы по налогу на свое усмотрение. К примеру, сегодня в Москве хозяин автомобиля с двигателем мощностью до 100 л. с. платит по 3 рубля, а с мощностью свыше 100 л. с. по 10 рублей за каждую лошадиную силу; в Смоленской области соответственно 1и5 руб. и т. д. Впрочем, и тут разговоры о социальной справедливости бессмысленны. Если бы государство действительно ставило целью собрать больше податей с владельцев дорогих авто, то и плясало бы прямо от стоимости машины. Однако в наших условиях это гиблое дело. Когда автомобиль новый, прямо из магазина, то с ценой, положим, все ясно. А что делать с подержанными? Ведь на их рыночную стоимость влияет масса факторов, среди которых не только возраст, пробег и набор опций, но и количество царапин на кузове. НЕ СПРЯТАТЬСЯ НЕ СКРЫТЬСЯПо закону все владельцы транспортных средств обязаны пополнять казну ежегодно. Юридические лица так и поступают. Однако в сознании большинства граждан необходимость уплаты налога прочно связана не с правом собственности на автомобиль, а с техосмотром, который без соответствующей квитанции не пройти. Причем владельцы новых машин, которым техосмотр полагается раз в два года, и о налоге вспоминают с той же периодичностью. Зато хозяева подержанных авто платят подать ежегодно. Если, конечно, проходят техосмотр по-честному, а не покупают заветный талон у знакомого автоинспектора. Особо недовольные граждане говорят, что не желают отдавать государству бешеные деньги за свою пусть мощную, но старую колымагу. И предлагают свой выход из положения: вместо налога платить штрафы за непройденный техосмотр - даже если несколько раз за год поймают, все равно обойдется дешевле.Правительственные поправки к Налоговому кодексу закрывают подобные лазейки. Сотрудников ГИБДД освободят от контроля за уплатой налога. Налоговикам придется самостоятельно, причем в письменной форме, извещать граждан о том, в какие сроки ив каком размере им необходимо уплатить транспортный налог (точно так же поступают сейчас в отношении налога на недвижимость). Для этого органы ГИБДД будут регулярно информировать налоговые инспекции о том, какими автомобилями владеют граждане по состоянию на конец года, а также обо всех изменениях, случившихся в течение года (постановка на учет, снятие с учета). Так что уклониться от уплаты налога или отбояриться от претензий налоговиков (мол, я не яи лошадь не моя) станет практически невозможно. Такой порядок существенно осложнит жизнь продавшим машину «по доверенности». Ведь налоговые уведомления будут приходить тому, на кого зарегистрировано транспортное средство! ЕЩЕ НЕ I Стоит иметь в виду, что повышением налога на «лошадиные силы» дело не ограничится. Он может принести в дорожные фонды 21,7 млрд. рублей (сейчас собирают 11 млрд.), но потребностей дорожного хозяйства это все равно не покроет. Зато предстоящая с 2003 года отмена налога на пользователей автодорог проделает в бюджете дорожных фондов брешь размером 150 млрд. рублей. Так что придется думать, где взять недостающие деньги. Правительство намеревается опять-таки облегчить карманы автомобилистов, повысив акцизы на бензин. Но это уже другая история. 1»1