155
/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬстрелка указателя температуры окажется в красной зоне. Плохое масло или забитые грязью смазочные каналы могут вызвать задиры на деталях или даже «прихват» вкладышей или поршней, поломку распредвала. Поэтому «гонщикам» не стоит упускать из виду манометр и указатель температуры. Исправный же двигатель, заправленный хорошим маслом, без холодных стенках цилиндра бензин не сгорает, а разжижает и смывает с них масляную пленку. Поэтому большие обороты непрогретому двигателю вредны, а на малых старые карбюраторные двигатели не Недавно нашел в журнале заинтересовавший меня термин - «внешняя скоростная характеристика» двигателя. Почему ее так называют. Может быть, есть и «внутренняя»? Прежде всего, о «скоростной» характеристике двигателя. Это зависимость его эффективной мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от числа оборотов при зафиксированном положении дросселя. А оно может быть различным от режима холостого хода (дроссель закрыт) до режима максимальных нагрузок (полностью открыт). Если записать значения названных параметров при различных оборотах и частично открытом дросселе, можно построить соответствующий график. Например, кривую 1 изменения мощности по оборотам (см. рис.). Повто-ПОСЛЕ АКТИВНОЙ ЕЗДЫДАЙТЕ МОТОРУ/«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУОСТЫТЬНА ХОЛОСТЫХ ОБОРОТАХтянут. Впрысковые моторы позволяют ехать сразу же, но лучше подождать минутку, пока масло хоть немного разбежится по системе, поступит ко всем узлам. Масляное голодание может наступить сразу же после пуска, если масло не успеет вернуться в поддон и насос хлебнет воздуха. Поэтому, если загорелась лампочка недостаточного давления масла, сразу же выключите двигатель на 30-40 секунд пусть оно стечет. Причиной может стать как слишком густое масло, так и его недостаточный уровень или забитый маслоприемник (ЗР, 2002, № 4, с. 188). ТЕПЛОВОЙ УДАР Эта опасность подстерегает водителя, который всегда спешит: выиграв какието секунды в сумасшедшей гонке, он подлетает к тротуару, выключает зажигание и... в тот же момент температура двигателя начинает расти. Секунду назад тепловой баланс работавшего на высоких оборотах мотора поддерживался за счет интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости и обдува радиатора. Но вот перекачивающий ее насос остановился, а поршни, клапаны, головка цилиндров еще сильно нагреты. Иногда жидкость даже успевает закипеть, а пар отводит тепло в сотни раз хуже. После нескольких таких перегревов может деформироваться головка цилиндров, прогореть ее прокладка ремонт не копеечный. Выход один - после активной езды дайте мотору остыть на холостых оборотах хотя бы 15-20 секунд. Особенно это важно на двигателях с турбонаддувом. Замена вышедшей из строя турбины обойдется куда дороже сэкономленного времени. 1»1КРУТИТЬКРУТИТЬ?ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ МАРКИ АВТОМОБИЛЯ, НО И ОТ ПРИЕМОВ ВОЖДЕНИЯпроблем переносит максимальные обороты. Конечно, в таком режиме его ресурс снижается, но отнюдь не катастрофически - лишь бы запчасти не оказались «левыми»! Между этими двумя крайностями и лежит золотая середина. В зависи-78-5600 Обороты колен, вала, об/мин Скоростные характеристики двигателя (зависимость эффективной мощности от числа оборотов): 1,2,3 - «частичные», 4 - «внешняя».БОЛЬШИЕ ОБОРОТЫНЕПРОГРЕТОМУ ДВИГАТЕЛЮВРЕДНЫмости от конкретных условий оптимальный режим - 1/3-3/4 оборотов максимальной мощности. В режиме обкатки тоже недопустимы слишком низкие обороты, а верхнюю границу стоит опустить до 2/3 «максималки». Но главный принцип остается незыблемым - чем выше нагрузка, тем выше должны быть обороты. ХОЛОДНЫЙ ПУСК Пуск на морозе мотору не на пользу. Сконденсировавшийся нарив эксперимент при большем открытии дросселя, получим кривую 2, затем 3 - й так далее, пока дроссель не откроется полностью. Верхняя кривая - это своего рода внешняя граница поля характеристик: ни одна из кривых «частичных» характеристик не может достичь этой границы. Вот ее-то и называют внешней скоростной характеристикой. Когда в паспорте на двигатель указывают мощность с числом оборотов - например, 78 л.с. при 5600 об/мин - это соответствует вершине внешней скоростной характеристики.