54
55
56
IТЕХНИКА | /ДИНАСТИЯПО ТЕЧЕНИЮ «ВОЛГИ»ЭВОЛЮЦИЯ ШАССИ ЗА 34 ГОДАТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВПриглашаем вас на экскурсию по «Волге». На пути от ГАЗ-24 до ГАЗ-3110 проследим, как развивались скрытые от глаз узлы и агрегаты трансмиссии, подвески, рулевого управления, тормозной системы.1968-1986. В 1970-м «Волга» ГАЗ-24 окончательно вытеснила предшественницу, позаимствовав некоторые детали и узлы. Так, например, схема передней подвески осталась почти без изменений - в основе та же балка, верхние и нижние поперечные рычаги, пружины с амортизаторами, шкворни - однако почти все элементы оригинальные. Такая же «перестройка» прошла в задней подвеске и рулевом управлении. Без особых изменений «Волга» ГАЗ-24 прожила почти 20 лет, пока не вышла модернизированная модель с индексом «10». 1986-1994. На ГАЗ-24-10 перекочевали передняя и задняя подвески, только вместо диагональных шин установили более комфортные и безопасные радиальные. Колесные диски стали шире на полдюйма при прежних вылете и диаметре. Пожалуй, наиболее весомые перемены произошли в тормозах. Одноконтурную систему с делителем сменила более эффективная и безопасная схема с двумя раздельными контурами. Чтобы ее реализовать, понадобился оригинальный главный цилиндр. Появился регулятор давления, ограничивающий тормозные силы на задних колесах в зависимости от нагрузки. Вместо гидровакуумного усилителя установили более компактный вакуумный, работающий от разрежения во впускном коллекторе. Кроме того, дополнительную устойчивость при торможении придали модернизированные задние цилиндры с уменьшенным внутренним диаметром (с 32 до 28 мм). Ради безопасности разработчики внесли изменения в ру-7/200254Рис. 1. Передняя подвеска автомобилей ГАЗ-24 (а) и ГАЗ-3110 (б): 1 - нижний рычаг; 2 - поворотный кулак 3 - шкворень; 4 - стойка; 5 - верхний рычаг; 6 - балка ГАЗ-3102 Представительская «Волга» ГАЗ-3102 с момента появления (1981 год) и до сегодняшних дней развивалась отдельно от своих «землячек», иногда заимствуя или, наоборот, отдавая некоторые агрегаты и узлы. При разработке «ноль второй» инженеры взяли за основу модель ГАЗ-24. Чтобы улучшить управляемость, в передней подвеске изменили углы продольного и поперечного наклона шкворня, установив оригинальные стойки и поворотные кулаки. Вместо барабанных механизмов передняя ось получила тормозные диски: сначала обычные толщиной 12 мм, позже вентилируемые, вдвое толще. Впрочем, над усовершенствованием тормозной системы специалистам пришлось серьезно потрудиться. Именно на «нольвторой» появился вакуумный усилитель и регулятор тормозных сил, которые по наследству перешли на ГАЗ-24-10. Главный тормозной цилиндр на первые партии автомобилей устанавливали от «Москвича412» (кстати, его производили по лицензии фирмы «Гирлинг»), однако конструкция оказалась не совсем удачной, и в 1985 году ее сменил оригинальный узел, который потом получила модель ГАЗ-24-10. В середине 90-х представительская «Волга» стала примерять детали от «народных» машин. Больше становилось автомобилей с 15-дюймовыми дисками и новой передней подвеской, усовершенствованной трансмиссией, гидроусилителем руля. Скорее всего, и последующие модернизации ГАЗ-3110 не обойдут «ноль вторую» стороной.левое управление. Появился новый «ломающийся» руль и травмобезопасная колонка от ГАЗ-3102, но механизм и трапеция остались прежними. 1994-1997. В начале жизненного пути ГАЗ-31029 отличался от предшественника лишь несколькими кузовными деталями и светотехникой. Но уже к середине 90-х постепенно стал примерять узлы и агрегаты от перспективного ГАЗ3110, который проходил доводочные испытания. Серьезной реконструкции подвергли переднюю подвеску. Разработчики оставили прежние нижние рычаги, установили иные (уже испытанные на ГАЗ-3102) стойку и верхние рычаги и оригинальный поворотный кулак, изменив параметры подвески, что улучшило управляе-Рис. 2. Главный тормозной цилиндр одноконтурной тормозной системы (а) и схемы с двумя раздельными контурами (б): 1 - рабочая манжета; 2 - рабочая камера; 3 - поршень толкателя.7 200255 I ТЕХНИКА |нии уровня жидкости. Кроме того, около заднего моста появился более точный регулятор тормозных сил с оригинальной клапанной системой. Изменения в подвеске и тормозах были первой подготовкой для установки более мощного мотора ЗМЗ406. Естественно, перемены коснулись и трансмиссии. С середины 90-х коробку с четырьмя передачами и почти тридцатилетним стажем стала вытеснять современная «пятиступка». Конструкторы не просто изменили передаточные отношения и добавили пятую ступень, а спроектировали оригинальный агрегат. Примерно с этого же времени на «волгах» появились и неразъемные (еще их называли «чайковские») задние мосты. А чтобы пассажиров меньше беспокоил и шум и вибрации от трансмиссии, карданную передачу дополнили промежуточной опорой.Рис. 3. Рулевые механизмы «волг»: а - червячно-роликовый без гидроусилителя: 1 - ролик; 2 - червяк; 3 - роликовый подшипник б - «винт-шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем: 1 - винт рулевого механизма; 2 - рециркули рующие шарики, снижающие трение; 3 - гайка рулевой передачи; 4 - вал сошки с зубчатым сектором.Рис. 4. В ближайшем будущем владельцы ГАЗ-3110 забудут о шприцевании: очередная модернизация предусматривает переход к подвеске с шаровыми опорами.мость и устойчивость. В передних тормозах место архаичных барабанов заняли вентилируемые тормозные диски толщиной 22 мм. Кстати, аналогичные детали, только с другим расположением крепежных болтов, сейчас устанавливают на «газели» и «соболи». Причем разработка Развитие «Волги» продолжается. Вот что приготовили новых дисков - полностью заслуга конструкторов ГАЗа, а тормозные скобы, чтобы сэкономить время и деньги, за- конструкторы для ГАЗ-3110: бесшкворневую переднюю водчане поручили фирме «Лукас». Новые тормозные меподвеску (кстати, в сборе взаимозаменяемую с нынешней), ханизмы потребовали других колесных дисков, которые стабилизатор поперечной устойчивости заднего моста, подросли на дюйм в высоту и ширину. Крепежным свежий экстерьер и интерьер... Надеемся вскоре приглашпилькам предпочли более дешевые в производстве болсить вас на очередную экскурсию: дальше по течению «Волги». 1ЗР| ты, которые не прикипали после «соленой» зимы. На предыдущей модели ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЕЙ ВОЛГА» герметичность тормозной Плечо Колея, Размерность Размерность Угол Продольный Поперечный Схождение Автомобиль системы контролировал обкатки, мм колес шин угол оси ло ободам. развала угол оси мм мм поворота поворота датчик, отслеживающий паколеса колеса дение давления. На ГАЗЕТ 6 5JX14 7.35x14 67.3 1474 4°30' 0° 1 2 ГАЗ-24 0°20' ...t0°45' 31029 конструкцию упроET6 5.5JX14 205/70R14 4°30' 78.3 1496 0°20'...+0 45' 0° 1.2 ГАЗ-24-10 стили - на крышке бачка усЕТ 16 5.5Jx14 205/70R14 9° 70.5 1510 ГАЗ-3102 0°20' ..+0°45 6° 1.2 тановили поплавок, кото195/65R15 9° 65.9 1500 ET45 6.5JX15 ГАЗ-3110 0°20'. +0°45' 6° 1 . 2 рый сигнализировал о падео ,1997-2002. С началом серийного производства ГАЗЗПО некоторые модификации получили рулевые механизмы типа «винт - шариковая гайка» с встроенным (интегрированным) гидроусилителем руля. Крутить баранку стало легче, а количество оборотов от уиора до упора сократилось с 4,7 до 3,4. Кроме того, в объемистой ступице предусмотрели место под подушку безопасности, а в каркас руля встроили энергоноглощающий сильфон.