138
139
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕНА КРУТОМОЭтот давний знакомый Левассора к деревообрабатывающие станки. Впрочем, молодой инженер отнесся к ратому времени уже наладил контакты с боте творчески: его усилиями преднемецкой фирмой «Дойч» (в другой приятие расширило номенклатуру и транскрипции - «Дойц»), И вскоре с значительно улучшило финансовое его помощью предприятие компаньоположение. Благодарный Перэн даже нов стало понемногу собирать стациосделал Левассора своим компаньонарные моторы по немецкой лиценном... Тут-то инженер и попытался зии - тяжелые, тихоходные и, увы, неуговорить Перэна заняться моторныпригодные к установке на экипажи. ми колясками, но последний воспроСарацин не имел инженерных тативился: зачем ввязываться в авантюлантов, зато предпринимательское чуры, когда дела только-только пошли в тье - несомненно. Уже в 1887году,когору? гда в Европе, да ив Германии мало кто Письмо от Панара, предлагавшего, знал об экспериментах Даймлера, взяв кредит, осуществить мечту юнофранцуз поддерживал с изобретатести, совпало с известием о скорополем близкие отношения в надежде стижной смерти Перэна. Вскоре над продавать бензиновые двигатели на заводом, законным владельцем котородине. рого стал Левассор, появилась новая Увы - в том же 1887-м Сарацин забовывеска - «Панар-Левассор». Фирма, лел и слег. По одной из многочисленвозможно, осталась бы неизвестной, ных легенд, которыми с годами обросне появись еще одно действующее лила биография Левассора, он завещал ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ последнему свои связи с Даймлером. н совсем не был похож на гонщицо - Гюстав Сарацин. ка. Впрочем, в 90-е годы XIX века Этот «Панар-Левассор» 1891 года сорок лет прослужил нетакой профессии еще не знали. коему священнику, затем занял достойное место в музее. Но ис образом искателя приключений и любителя авантюр внешность солидного, немного тучного бородача в котелке явно не гармонировала. Его можно было принять за преуспевающего адвоката или строгого доктора, но вся Франция уже знала - Эмиль Левассор не только предприниматель, инженер, но и самый быстрый водитель в мире. Левассор, слывущий замкнутым и нелюдимым, разменявший шестой десяток, с мальчишеским задором спешил в новый век, который позже назовут столетием моторов. Но судьба, не раз помогавшая талантливому инженеру, внезапно круто повернулась. Он скончался 105 лет назад, став первым человеком, пострадавшим в автомобильной аварии... Левассор заразился моторным вирусом еще в студенческие годы. Вместе с однокашником по инженерному факультету Луи Рене Панаром он мечтал о самобеглой коляске собственной конструкции. В те годы многие их ровесники бредили автомобилями, но жизнь диктовала свои правила. Вместо увлекательной работы над проектом моторного экипажа Левассор поступил на завод Перэна, выпускавший Э МИЛЬ ЛЕВАССОР - О ДИН ИЗ ОТЦОВ АВТОМОБИЛЯИ ЕГО ПЕРВАЯ ЖЕРТВАСарацин скончался, а его вдова Луиза продолжила начатые мужем переговоры. Кстати, поговаривали, что успехами в коммерческих делах покойный был во многом обязан обаянию молодой супруги. Так или иначе, но в 1889-м Левассор уже владел патентом на мотор Даймлера, а Луиза стала его женой. Слухи об этом событии ходили разные. Одни приписывали поступок Левассора холодному расчету. Другие говорили, что конструктор был тайно влюблен в супругу приятеля уже несколько лет. Очевидно, никто уже не распутает этот тугой клубок, закрученный более 100 лет назад... Для нас важнее, что уже в 1890-м глазам дефилирующих в Булонском лесу парижан предстал дымящий экипаж, которым гордо правил еще никому не известный инженер Эмиль Левассор. Через несколько лет ему суждено было стать национальным героем. Левассор недолго копировал немецкий образец. Уже в 1891-м конструктор построил автомобиль с двигателем (мощность которого он увеличил с 2,5 до 3,5 л. с), установленным спереди, и приводом на задние колеса - первую в мире машину классической компоновки. Вместо обычных для авто того времени ремней, переставляя которые меняли передаточное отношение, Левассор спроектировал шестеренчатую коробку передач. Обеспеченные французы заинтересовались машиной, и вскоре первые «панар-левассоры» нашли своих покупателей. Кстати, экземпляр 1891 года, привезенный в Одессу журналистом Василием Васильевичем Навроцким, стал, видимо, первым автомобилем в России. В 1894-м в пробеге Париж-Руан-Париж - прообразе современных ралли первое место по совокупности качеств (жюри учитывало вес, надежность, вместительность экипажей, а скорость была задана) первенство поделили «Панар-Левассор» и «Пежо». А в июне следующего года Левассор выиграл первую в истории настоящую гонку Париж-Бордо-Париж, преодолев 1150 км за 48 часов и 48 минут. На финише Левассор произнес фразу, ставшую крылатой: «Это было безумие, я делал до 30 км в час!» Машина Левассора с собственным именем «Пам-Пам» была двухместной, поэтому первый приз судьи отдали четырехместному «Пежо» (кстати, с мотором «Панар-Левассор»). Однако для публики победителем и кумиром остался Эмиль Левассор. На банкете по окончанию гонки ктото из журналистов предложил тост за то, чтобы скоро достичь скорости 80 км/ч. Левассор хмуро возразил: до такого безумия доходить не надо. Конечно, теперь нам кажется, что инженер был излишне наивен. Однако он, как никто другой, чувствовал опасность скорости...Эниль Левассор (1843-1897 гг.)В 1896-м Левассор, вооруженный опытом и прекрасной машиной, был фаворитом гонки Париж-Марсель-Париж. Но где-то под Авиньоном случилась беда. Очевидцы сообщали разное. Одни утверждали, что Левассора ослепило солнце, другие «своими глазами видели», как на дорогу выбежала огромная собака, водитель резко крутанул руль и автомобиль бросило в придорожную канаву. Поначалу всем показалось, что ничего страшного не произошло. Левассор далее продолжил гонку, правда, уже сидя рядом со своим напарником д/Остингом. Но авария не прошла бесследно, с каждой неделей конструктору становилось все хуже. Он скончался 14 апреля 1897-го. А несколькими месяцами позже Уржиер на «Панар-Левассоре» выиграл гонку Париж-Дьеп. На барельефе, установленном в Париже в память о талантливом конструкторе и неутомимом гонщике, он запечатлен таким, как его запомнили современники первых моторных экипажей. ЭмильЛевассор спешит: к победе в гонке Париж-Бордо-Париж 1895 года и в... столетие моторов, до которого оставалось всего пять лет. 1»1