57
58
59
ТЛИ IlinVТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН/ о ср ко кнт ут рПРОЕКТИРУЕМ АВТОМОБИЛЬ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И КОЕ-ЧТО О ВОЛЬТАХЧТО МЫ НАДЕЛАЛИ? Полгода назад мы принялись за «лучшую машину для среднего россиянина 2005-2010 гг.». Пройдя примерно половину пути, оглянемся назад (ЗР, 2002, № 2-6). Трезво оценивая экономическую ситуацию - богачами нам пока не быть, поставили во главу угла доступность будущей машины. Цена 5-6 тыс. долларов - и желание сделать автомобиль надежным и современным определили его класс и размеры: 3850x1680x1700 мм. Сэкономив на габарите, по цене «десятки» мы предлагаем машину меньше, но лучше! Такое утверждение, конечно, требует доказательств. Извольте: у нас готов кузов. Кроме хорошей окраски и стойкости к коррозии, любой, даже недорогой автомобиль должен привлекать будущих хозяев оригинальным обликом. На наш взгляд, дизайнерское бюро со своей задачей справилось - кузов выглядит небогато, не. наверняка понравится потенциальным покупателям. Другое важное достоинство - несмотря на класс, в автомобиле не тесно пяти пассажирам, а в багажнике поместится корзина, картина, картонка и прочее. Машинка получилась, что называется, внутри больше, чем снаружи. Ладному кузову необходим надежный мотор. Пожалуйста, несколько двигателей уже накручивают моточасы. Это оригинальной конструкции бензиновый агрегат объемом 1,4 лс двумя вариантами головок: 8- и 16-клапанной и лицензионный дизель «Фольксваген». Диапазон мощностей пока - 45-60 кВт/61-82 л. с. В оговоренную цену уложится лишь самый слабый и простой бензиновый мотор: за мощность надо платить! Кстати, в дальнейшем гамма силовых агрегатов пополнится двигателем 1,6 л. Распределенный впрыск будет работать на узлах «Бош» - уже совсем не редких в России (присоседимся к ВАЗу). Моторы выполняют нормы Евро III на бензине с октановым числом от 91 (все-таки мы в России!) до 95 (а не в сердце Африки). При переходе на следующий уровень экологических требований от дешевого восьмиклапанника, очевидно, придется отказаться... Основной вариант трансмиссии передний привод: от поперечных мотора и пятиступенчатой коробки через главную пару и симметричный дифференциал колеса вращают равной длины (взаимозаменяемость!) валы со ШРУСами.Предусмотрели мы и модификацию 4x4, где задние колеса жестко подключаются через муфту. Учитывая более высокую посадку машины, надеемся на теплую встречу на селе. Напротив, обеспеченных горожан за доплату порадуем электронным переключением передач: устройство стыкуется с базовой коробкой. Пока это все. Продолжим конструировать машину для России: на очереди электрика и электроника. ВОЛЬТИЖИРОВКА Первое, что необходимо выбрать напряжение бортовой сети. Еще не так давно альтернативы 12-вольтовому стандарту для легковых автомобилей не было. Однако сейчас специалисты говорят уже о троекратном увеличении напряжения на клеммах батареи до 36 В (при работе генератора оно будет выше, поэтому стандарт не совсем корректно называют 42-вольтовым). Это позволит избежать слишком больших потерь при питании мощных потребителей, снизить сечение (и массу) проводов ведь большее I ТЕХНИКА |напряжение позволит уменьшить токи! Нынешний «низковольтный» стандарт сдерживает развитие и внедрение электроусилителя руля, тормозов с электроприводом, компрессора кондиционера и прочих мощных перспективных устройств. С другой стороны, автомобильный мир не готов разом перейти на новый стандарт, ведь он потребует замены всех устройств, от аккумуляторов до лампочек! Кто станет первой ласточкой и поведет за собой остальных? При всех «высоковольтных» соблазнах мы на это не отважимся... Ибо прекрасно представляем себе взмыленного отца семейства, который выныривает из-под вывески «Автозапчасти» с нехорошими словами: и здесь нет моторчика омывателя на 36 В! Нам остается дожидаться серийных 36-вольтовых первенцев из-за рубежа, «довольствуясь» пока втрое меньшим напряжением. Благо, очень мощных устройств, особенно в базовой комплектации, нам не нужно: пользуясь невеликими массой и размерами, «эконо-Схема расположения модулей мультиплексной системы (базовая комплектация).| |Модуль АБСМодуль двигателяМодуль приборной панели | Модули светотехникиМодули дверей Центральный модуль яркие люминесцентные лампы: один плафон над передними сиденьями, второй - над багажным отделением, чтобы МЕЖДУ ПЛЮСОМ И МИНУСОМ каждый срабатывал от «своих» дверей. Для стандартной комплектации маА в последних предусмотрим внизу шины ограничимся минимумом потреподсветку - чтобы не споткнуться о бителей. Всех, конечно, не перечислить, бордюр или не наступить в мокрое... но вот что приятно выделит нашу маЗа отдельную плату получите все шину. Насос АБС - современной машимногообразие дополнительных устне без этой системы нельзя, и мы сморойств - от подогрева сидений до элекжем воспользоваться готовыми разратроусилителя руля, от климат-контроботками (благо, нынешние АБС доведеля до люка с электроприводом (механы до ума). Маломощные фары дневнический, кстати, неудобен - высоко...) ного света, делающие машину заметной: пусть включаются автоматически ЭЛЕКТРОКУХНЯ после пуска двигателя (зря мы что ли Начнем с одного из источников тока агитируем? См. ЗР, 2001, № 11; 2002, - генератора. Он будет довольно мощ№ 6). Иммобилайзер, блокирующий ным уже в базовой версии - 1 кВт, чтоот ключа-транспондера блок управлебы легко обслуживать и те устройства, ния мотором. Наконец, звуковой сигнакоторыми дополнительно оснастит лизатор, издающий «до-ми-соль», если машину будущий хозяин. вы забыли выключить «габариты» (фаВ проводке готовим маленькую реры погаснут сами при выключении заволюцию: не замахнуться ли нам на жигания) и открыли дверь. мультиплекс? Вместо толстых пучков Уделим внимание одной полезной мепо всей машине проложена шина - нелочи - свету в салоне. На высоком посколько проводов, которыми паралтолке нашего универсала разместим лельно связаны исполнительные бломим электричество»! А на богатых версиях пока примиримся с потерями...ки. Каждое такое устройство отвечает за свой «кусочек» автомобиля - например, за головную светотехнику или двигатель. Несмотря на дополнительные расходы на производство и монтаж исполнительных блоков (кстати, при серийном выпуске затраты будут незначительными), такая схема предпочтительнее для нашего будущего автомобиля. Ведь чтобы «наполнить» базовую модель опциями, не придется тащить дополнительные пучки проводов - достаточно просто подключить разъемы к шине. Кроме того, мы экономим на километрах медных проводов ив разы упрощаем монтаж электрооборудования. С облегчением вздохнут и ремонтники - в мультиплексной системе проще искать и устранять возникающие неисправности. Электроники в современном автомобиле становится все больше, поэтому в дальнейшем мы еще не раз встретимся с умными системами. Кстати, не далее чем через месяц в Бюро подвесок. 1*1МРЗ диск можно слушать без перерыва более 11 часов. Объём музыкальных композиций, который можно записать на МРЗ диск, примерно равен 10-12 обычным аудио CD. Вам не нужно менять диски в течение длительных поездок. Включайте CD-ресивер Panasonic и наслаждайтесь любимой музыкой. Подробности на www.panasonic.ruЬЛCQ-DFX972N CQ-DFX572N CQ-RDP472NPanasonic