191
/ЗАПЧАСТИПО ТОРМОЗАМДАФМИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВАккуратно сбиваем с шарнира защитный чехол и, если потребуется, добавляем смазку ШРБ.Металлическую окантовку чехла напрессовываем на корпус шарнира, воспользовавшись отрезком трубы подходящего диаметра. Чтобы схождение колес не изменилось, расстояние между центрами заглушек новых боковых тяг должно быть таким же, как ранее замеренное. Для этого.....двумя ключами «на 13» распускаем стяжные хомуты.Сегодня предприятие ДАФМИ производит четыре миллиона тормозных колодок в год, в том числе и для конвейеров автозаводов: «АвтоЗАЗ-Дэу», АМО «ЗИЛ», АО «Рыбинские моторы». Времена дефицита давно прошли, конкурентов на рынке много, но чем же выделяются колодки ДАФМИ? Главное - характеристики изделий максимально приближены к требованиям завода-изготовителя и не несут в себе канцерогенного асбеста. Но создать без него дешевую и надежную колодку оказалось непросто: его волокна хорошо армировали накладку, обеспечивая ее целостность и хорошее сцепление с основанием во всем диапазоне рабочих температур. В колодках ДАФМИ вместо асбеста - стальная шерсть. Однако по адгезии к основанию такая смесь уступает асбестовой. Что греха таить - случалось, накладки отслаивались, особенно отведав дорожной соли: пластина под накладкой начинала ржаветь. Конечно, по примеру зарубежных фирм можно использовать суперсовременный кевлар, но тогда цена колодки подскочила бы в пять раз. Кто такие купит? Впрочем, опытные образцы смесей с кевларом и стекловолокном созданы и успешно испытаны на ДАФМИ, а для «АвтоЗАЗ-Дэу» делают колодки с керамическими волокнами только такие и подошли «кореянке». Чтобы, сохранив цены, поднять качество, специалисты ДАФМИ ужесточили технологические требования: максимум авПри испытаниях колодки нагреваются до 500°С.Длину тяги регулируем, поворачивая резьбовую муфту раздвижными пассатижами. Но это - предварительная операция. Заканчиваем работу, проверив регулировку схождения колес более точными, хорошо известными методами. I»Iтоматизированных операций, минимум зависимости от человеческого фактора. Процесс прессования, как один из самых ответственных, полностью под контролем электроники, а рабочий лишь заполняет и разгружает пресс-формы. Работа идет непрерывно, в три смены - так не теряется время на разогрев прессов (их отключают только на выходные). Контроль за качеством - на каждом этапе производства плюс завершающие испытания выборки из каждой партии на разрушение (при обычной температуре и при 400°С). Совершенствуется и состав смеси. Примерно раз в два-три года в производство запускается новая рецептура, десятки же экспериментальных смесей «остаются за кадром». Недавно заводская лаборатория обзавелась двумя динамометрическими стендами: для «жигулей», «газели» и их одноклассников. Здесь колодки (в том числе и зарубежные образцы) проходят полный цикл испытаний (фото 1). Новинка этого года - смесь F312 и колодки «ДАФМИ-плюс» (фото 2) на ее основе. По сравнению с прежними (со смесью Д2) они обладают лучшими фрикционными характеристиками, стабильным коэффициентом трения в широком диапазоне температур, что особенно важно при высокой нагрузке на тормоза - например, в горах. Кроме того, с ними меньше износ тормозного диска и шумы при торможении. Наконец, адгезия к основанию у новой смеси выше, чем у Д2. «ДАФМИ-плюс» несколько дороже «классических» (на 15-25%), но последние скоро подешевеют - завод уже снизил отпускные цены. им