100
101
I РЫНОК IВ ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВТ КТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, ЕС МИХАИЛ колодочкинримерно четверть века назад по совершенно необъяснимым прич инам «жигулевская» крестовина заняла одну из лидирующихпозицийсредидефицитныхэлементов . Расп редвалы , задние тормозныецилинд ­ р ыи - они, к рестовины . . . Чего только не придумывали умельцы, чтобы продлитьжизнькапризной детальке... И переворачивали ее периодически, чтобы равномерноизнаши ­ валась, и пресс-масленки пытались к ней присобачить , и на «москвичовские» да «волговские» в нимательно пос матривали - те всегда впродаже были. О днакопроблемазакончиласьтакженеожиданно , к аки возникла, - к ре ­ стовины появились на прилавкахи не исчезают с них по сей день. Количество обеспечено, а как насчет качества? Чтобы выяснить, как обстоят дела, приобрели в магазинах семь крестовин от различных гтроизводителей. Могли купить и больше, но что делать с грудой безымянных изделий? Даже из этой небольшой группы пять деталей «обратного адреса» не имеют, а потому их названия даны условно, исключительно со слов продавца. Будем считать, что немецкому шарниру GKNифранцуз ­ скому SBR противостоят два самарских изделия («обычное» и «усиленное»), а также «Аксайкардандеталь», «Ростов» и «Кедр». Последнее - явная подделка «под Миасс». ЗАО «Кедр» о фициально сообщило, что подобных деталей не производило и не производит... Спрогнозировать поведение приоб ­ ретенных крестовин на автомобиле мы попросили лабораторию сцеплений, к арданных передач и нагрузочных ре ­ жимов трансмиссий НАМИ . Н а рес урсныеиспытания замахиваться не стали (это крайне сложно), а вот «снять мерку» с каждого шарнираи сравнить полученные цифрыс вазовскими треб ованиями - это ужелюбопытно . Результаты кропотливойработы метрологов даныв таблице, а разобратьШАРНИРЫ КАРДАННОГО ВАЛА -КЛАССИКИ/ЭКСПЕРТИЗА(здесь недокалили, там перекалили), а также «ростовчанин» и, как ни странно, SBR, от которого ждали образцовых параметров по всем статьям. Н аружный диаметр подшипника оказался за пределами допуска только у самарского «усиленного» варианта. О дин из немаловажныхпараметров для установки - р азмерв сборе с подш ипникомпоторцам , здесь самодеятельность уже не приветствуется. В поле допуска оказались только GKNи «Аксайкардандеталь». Н аконец , важн ейшийпараметр - р адиальный зазор вподшипнике . Его неожиданно провал илакрестовина SBR. Н елучшим обр азомвыступили «простая самара » , так называемый «Кедр» и «Аксайкардандеталь» - последней до нормыне хватило всего парымикрометров . Расставить оценкив итоге оказалось совсем несложно . Безоговорочную победу соценкой «отлично» о держала крестовина GKN - несмотря на то, что ее делали явно не под ВАЗ, п ереднамиистинно качественное изделие. Н елиш ­ не напомнить , что именно эта деталь продавалась в упаковке. Второе место с оценкой «хорошо» довольно неожид анно досталось ростовскому изделию - в целом выглядело оно неплохо. И з ­ делие от SBR получает «удовлетворительно» - от него ждали большего. Остальные же... Конечно, «Жигули» стерпят все, н о зачем? 1»1Пся «что где находится» п оможет рисунок. К аждыйтабличныйпараметр усл овно обозначен одной из букв алфа ­ вита: если, н апример , захочется понять, что такое « р азмерпоторцамши ­ пов», н ужнонайти на рисунке букву «Б» - только и всего. И нтересно , что формальнов вазовские требованияполностью не улож ился ни один из купленныхшарни ­ ров. Н е будем считать это недостатком - в полневозможно , что каждыйпроиз ­ водитель находит для себя возможным отклоняться от «догмы» в обоснованн ых случаях - взять хотя бы такой пар аметр , к акдиаметршипов крестовин ы . О дин делает побольшешипы , н опоменьшеролики , другой - наоборот. И меютправо . А вот насколько эти ши ­ пы одинаковы - дело другое: п о разбросу можно судить о технологических возможностях предприятия . Н аименьший разброс этих размеров (1-2 мкм) имеют GKN и, представьте себе, «обычное» самарское изделие. Напротив, вольготнее всех чувствуют себя те, кто создал изделие «а-ля Кедр», - их «ворота» составляют аж 62 мкм . П ри ­ чем один из «кедровых» шипов отличается не только размером, н оиформой , весьма далекой от требуемой цилиндрической. Конечно же , крестовина - деталь симметричная. Вернее, д олжна быть такой. О днакоизмерения расстояний от центра крестовины до ее торцов еще раз показали - технология кое-где хромает: в этой номинации аутсайдерами оказались оба гостя из Самары . Ч то касается размеров по торцам шипов, то здесь не влучшую сторону отличились «а-ля Кедр», «Аксайкардандеталь» и усиленный «самарец» - к большому разбросу данных добавилась явная непараллельность торцевых поверхностей. Измерения твердости различных участков шарниров выявили значительную «мягкотелость» у липового «Кедра» и «Аксайкардандетали» - это совсем нехорошо. Н елучшим образом выглядели также усиленная самарская крестовинаКрестовина и ее «антропометрия». С РАВНИТЕЛЬНЫЕ Х.АРАК ТЕРИСТИКИКРЕСТОВИНКАР ™ / * Н НЫХ БА ЛСЗАВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ--2101... 2 107П£mlka~L-Щь«Ростов»* (Аксайкардандеталь»91& «Самара» (обычный вариант) «Самара» (усиленный вариант)* «Кедр»*Заявленный изготовительНорма по КДВАЗGN KSR BЦена, руб. А. Диаметр шипов крестовины, мм14.71514,725(для «усиленных» -18014,701 14,700 14,702 14,700 56,574 56,5806014,724 14,712 14,714 14,724 57,110 57,12014014,570 14,572 14,570 14,574 56,365 56,3708014,700 14,706 14,714 14,704 56,80057,300 5685057,280 0,002 0,002 0,002 0,002 0,01 0,0212014,700 14,701 14,699 14,700 56,85557,000 56,90056,980 0,002 0,000 0,001 0,002 0,25 0,1215016,002 16,028 16,024 16,010 57,165 57,1709014,726 14,725 14,725 14,66414,670 57,18057,460 57,25057,300 0,002 0,003 0,002 0,006 0,01 0,05Б. Размер по торцам шипов крестовины, мм16,00116,012) 57,12057,1700,005 (В). Отклонения от формы окружности шипов, мм (Д). Отклонение от симметричности расстояний между центром крестовины и торцами шипов, мм Б Твердость на цилиндрической поверхности шипов, HRCa Ж. Твердость на торцах шипов, HRCa (И). Шероховатость цилиндрической поверхности шипов, не более, мкм (К). Шероховатость поверхности торцов шипов, не более, мкм Л. Наружный диаметр стаканчика подшипника, мм0,002 0,002 0,002 0,002 0,01 0,010,002 0,002 0,002 0,002 0,06 0,090,002 0,002 0,002 0,003 0,10 0,100,002 0,002 0,002 0,002 0,17 0,110,160 580,32 0,64 23,82723,84160-62 60-6156-58 58-5957-58 56-5848-52 45-4662-63 62-6554-56 63-6543-45 44-460,10,10 23,830 23,825 23,825 23,825 18,725 18,725 18,725 18,725 61,200 61,200 1,9961,9980,32 0,32 23,830 23,835 23,835 23,830 19,60219,6040,32 1,25 23,830 23,830 23,835 23,830 18,72018,790 (конус) 61,002 60,800 1.9901,998 0,1600,32 0,32 23,830 23,830 23,835 23,830 19,61619,6180,32 1,00 23,840 23,835 23,840 23,840 19,61519,619 (конус) 61,000 61,000 2,4222,426 0,0690,21,25 23,870 23,865 23,870 23,870 21,10021,1050,32 0,32 23,835 23,835 23,840 23,840 19,60419,606М. Внутренний диаметр стаканчика подшипника, мм Н. Размер крестовины с подшипниками в сборе по торцам, мм О. Диаметр иглы подшипника, мм П. Радиальный зазор в подшипнике, мм19,51319,53861,14061,250 2,3842,39061,100 61,100 2,4232,42461,200 61,200 2,4272,428 0,05761,500 61,600 2,5162,518 0,04661,400 61,300 2,3842,390 0,0320,090 12000,0080,038 0,031 0,055 Без разруСтатическая прочность 1200 шений при 1200 М=700Н-м 1 'Челябинское ЗАО "Кедр» деталей карданной передачи не производит.1200120012001200