196
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕКРЕТЫ МАСТЕРАВИДИМО-НЕВИДИМОНЕ СПЕШИТЕ МЕНЯТЬ ПОВРЕЖДЕННЫЕ СТЕКЛАТЕКСТ / ТАТЬЯНА ПАНФИЛОВА, «АВТО-МАКСИМУМ»Водители видят жизнь из окна автомобиля. Чтобы не искажать действительность, стекло должно быть гладким и прозрачным. Но это не значит, что при малейшем сколе его надо выбрасывать. Многие дефекты нетрудно устранить. Главный аргумент - экономия денег. И не только для иномарок с их заоблачными нормо-часами и стоимостью запчастей. Небольшой изъян ликвидируется всего за 150 руб. выгодно даже владельцу подержанных «Жигулей». Особенно, если «лобовик» тонирован или к нему приклеена активная антенна. А ведь новое стекло надо еще правильно поставить: добиться герметичности, точного прилегания, подогнать обрамляющие декоративные элементы. Выйдет ли все так же хорошо, как на заводе? Между тем грамотно восстановленная поверхность ничуть не хуже новой. Вот как это делают у нас. Скол классифицируем по диаметру отверстия. Максимально допустимое - 50 мм. При этом оно может быть сквозным. Приходилось заделывать даже дырки от пуль! Форма пробоины большой роли не играет. Если поврежден один из слоев триплекса, вначале рассверливаем отверстие. Бур специальный, с алмазным напылением. Победитовые наконечники не годятся - слишком грубые, они хороши лишь для бетонных стен. Затем устанавливаем инжектор: это трубочка с крышкой-винтом и присоской. Через шприц в полость вводим полимер. Крутим винт, и состав под давлением заполняет повреждение. Остается высушить его упьтрафиолетовыми лучами и заполировать место ремонта. К трещинам подходим иначе. Размер на качество ремонта не влияет, но оплачивается каждый сантиметр: чем длиннее, тем дороже. Перво-наперво пресекаем возможность распространения изъяна, засверлив один или оба конца. Затем место повреждения (в отличие от скола) обезжириваем по всей длине. Это непросто - приходится повторять операцию три-четыре раза. Полость заполняем при помощи шпателя и сушим УФ-лампой. Проделанные ранее отверстия устраняем подобно сколам. Так как по оптическим свойствам полимер близок к стеклу, место ремонта практически незаметно. Главное, чтобы внутри не осталось пузырьков воздуха. Впрочем, трещины и сколы - дело случая. А вот микроповреждения (щербинки, мелкие царапины и т. д.) неизбежно появляются налюбом автомобиле. Грешат этим даже новые машины из салонов! Колеса автовоза лихо вздымают дорожную пыль - часть этого абразива достается грузу. «Встав на ноги», автомобиль подвергается дальнейшей пескоструйке. Помогают делу изношенные щетки и неработающий омыватель. Если процесс не зашел слишком далеко, стекло можно отполировать. Предельная глубина потертостей 30 мкм (профессионалы чувствуют их подушечками пальцев). Снимая больше, легко превратить поверхность в линзу: изображение в этом месте получится искаженным. Ездить с таким моноклем опасно и неприятно. Правда, наделать ям можно и на ровном месте, особенно на большой площади. Чтобы этого не случилось, работаем не торопясь. Процесс полировки занимает от двух до пяти (!) часов. Оснастка - безабразивная паста на водной основе да специальный шлифовальный круг. Обстановка под стать операционной - все стерильно. Ведь пыль в зоне обработки формирует на стекле особый микрорельеф. Хотя стекло остается ровным, но на солнце бликует, и водитель видит перед носом «северное сияние». Кроме этого, мастер должен набить руку. Если прижимать круг слишком сильно, стекло перегреется и треснет. Если слабо - инструмент задергается в руках. У хорошего спе-Исследуем повреждение. Сверлим отверстие.Инжектором вводим полимер. Полируем место ремонта.Проверяем качества работы. Расходные материалы.J TРМ НIЕ ОТ •кмтошол | |ЦфАРлил» ;*£•давБюниров^ ЛШ-Щимчиспч<ЯВ^А!