100
101
Наше ЗНаКОМСТВОСОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС из ликино•ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВВсом. Его система питания HEUI - одна из последних разработок фирмы. Давление в насос-форсунках создается не механически, как обычно, а гидравлически дополнительным масляным насосом высокого давления. Моторное масло и солярка поступают в две магистрали, проходящие вдоль головки цилиндров. Шесть насос-форсунок соединены с этими магистралями, причем масло проходит масляную полость форсунки и сливается в поддон. По сигналу блока управления в форсунке перекрывается сливной клапан и масло, перемещая ее ТЯНИ ИЛИ ТОЛКАЙ? плунжер, начинает сжимать топливо до Новый автобус создан на базе ЛиАЗ- ГИДРАВЛИКА В «КВАДРАТЕ» 2 5256, разработанного еще 20 лет назад. Самый известный у автобусников Рос2000 кгс/см . Теперь сигнал от «мозгов» двигателя идет к электромагнитному тоТем не менее, наша «гармонь» немносии - 230-сильный «Катерпиллер-3116» гим проигрывает иностранным. Ведь объемом 6,6 л (Евро II). Такие с 1995 гопливному клапану форсунки. Сначала в ней широко использованы высококада ставят на ЛиАЗ-5256. Известен и их впрыскивается около 5% требуемого точественные импортные узлы и агрегаресурс. В питерском 30-м автобусном плива, и уже в этот раскаленный шар по ты - без них сегодня не построить такой парке мотор отходил 680 тыс. км на ливторому сигналу форсунка досылает осавтобус. К примеру, при расположении нейной машине. Сервисмены CAT разотавшиеся 95%. Давление в камере сгорадвигателя в заднем свесе прицепа тяги брали ветерана и оценили износ всех ния нарастает плавно: так же постепенили тросы для управления ТНВД и косопряжений. Вердикт - желательна зано растут и нагрузки на детали. Рабочий робкой передач пришлось бы тянуть на мена колец и вкладышей, но и без нее процесс схож с предкамерным дизелем, 17 метров! Здесь как раз кстати примотор набегал бы еще 200-300 тысяч: только более экономичный. Отсюда шлись электронно-управляемые америведь даже канавки под верхние кольца малый расход топлива, выполнение канский дизель «Катерпиллер-САТ- в стальных головках поршней не выраЕвро III, ресурс и тихая работа дизеля. 3126» в 300 л. с. и немецкая гидромехаботались! ническая коробка «Oom--DIWA851.3E». Но таскать прицеп этому мотору В СВЕТЕ ЕСТЬ ТАКАЯ DIVWA... Толкающая схема позволяет снизить тяжеловато. Не беда, есть САТ-3126 объПо Москве даже на юркой «Оке» ездить уровень пола, уменьшить шум и загазоемом 7,2 литра и мощностью 300 «лошатяжело, а на длиннющей «колбасе» прованность в салоне, отказаться от более дей», со столь же внушительным ресурсто кошмар. Нелегко каждые 15-20 се60-х годах на улицах больших городов появились венгерские автобусы-«гармошки» «Икарус-180», а с 1973 года - знаменитые «Икарус-280», которые и поныне составляют костяк автобусных парков столицы. Отечественных аналогов особо большого класса раньше не делали, но жизнь заставила. В январе 2003 года на Ликинском автобусном заводе приступили к выпуску ЛиАЗ-6212 вместимостью 180 человек.100 За рулем 8/2003дорогих горизонтальных модификаций двигателя. Однако у толкающей схемы своя проблема - курсовая устойчивость. Прицеп, напирая слишком рьяно, способен сложить «гармонь» на скользкой дороге. Чтобы не допустить этого, применили электронно-управляемую гидросистему с исполнительными гидроцилиндрами на поворотном круге. Сигнал о начале складывания от его датчиков поступает на компьютер он уменьшает обороты двигателя. СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС ИЗ ЛИКИНО. • I I §11!1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯмз-епВместимость, чел. Мест для сидения Размеры, мм длина ширина высота Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Максимальная скорость км/ч 178 33 17640 2500 3007 15 200 27 500 70бый, поэтому закупают «Мобихел», но краска ярославская. Кузов по низу и арПодвеска ЛиАЗа традиционно пневмаки колес обработаны импортным антитическая, унифицирована с ЛиАЗ-5256 гравием, да и на фермы мастики не жа- для среднего и заднего мостов одиналеют. Потому и обещают, что дыры ковая. По углам Д-образного сварного в кузове появятся не ранее чем через подрамника-дышла смонтированы че10 лет. тыре пневмобаллона и амортизаторы. В третье тысячелетие отечественные Балки мостов соединены с кузовом автобусы въехали с полом из бакелитиреактивными штангами. По отзызированной фанеры. Лучшего не придувам эксплуатационников, конструкмать - экологически чистый, прочный, ция прочная и надежная, а у автобуса водостойкий и недорогой материал. с ней почти нет клевков при торможеИ покрытие легко приклеить. Кстати, нии и поперечного крена в поворотах. автобус без сидений и внутренней обшивки едет в Москву, на Тушинский завод для сборки салона. Насколько лучНЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ Что толку от миллионного ресурса агше настилают пластик пола и надежнее регатов, если кузов автобуса через пять прикручивают сиденья бывшие создатели «Бурана», сказать сложно, но с лилет съест ржа? Поэтому его фосфатируют дважды: кинским салоном «гармонь» была бы сначала заготовки труб, потом перед подешевле. грунтованием и окраской - в сборе. ...Нажимаю на «D», снимаю с ручниКолесные арки, ступеньки и внешние ка, добавляю оборотов двигателю (его панели у нашей «гармошки» из оцинкои не слышно) - автобус плавно трогаетванного листа. Способ крепления - ся и медленно ползет к остановке. Пассварка. Грунт по оцинковке нужен ососажиры уже заждались. DК УДА ПОВЕРНУЛ. ТУДА ВЫШЛО Икунд переключать передачи, да и сцепление горит и коробится быстрее, чем на самосвале. Другое дело - гидромеханическая передача (ГМП): она появилась еще в 1967 году на ЛиАЗ-677. Впрочем, львовская ГМП оказалась весьма посредственной - ломалась непредсказуемо, иногда через 30-40 тыс. км. Немецкий концерн Voith («Фойт») еще с 1986 года пытался найти серьезного российского партнера для изготовления ГМП. Почти половина европейских автобусов ходят с «фойтовскими» коробками, есть филиалы в США, Бразилии, Индии, Китае, а втиснуться на российский рынок - еще более укрепить свои позиции. Казанское моторостроительное объединение с его авиационными технологиями подошло как нельзя лучше. В 1995 году первую партию коробок DIWA установили на ЛиАЗ-5256. Ресурс их при надлежащем обслуживании миллион километров. Но в отличие от ГМП «Львов-3», где ротор ретардера смонтирован на первом промежуточном валу, здесь тормозит сам гидротрансформатор - так надежнее. Управляет им не отдельный рычажок, как на многих иномарках, а тормозная педаль, что более привычно для водителя. Если замедление недостаточное, включается рабочая тормозная система. Казанскую ГМП можно состыковать ис другими двигателями, поскольку ее картер выполнен по стандарту SAE. К примеру, с новой «шестеркой» ЯМЗ или длинноходным КамАЗ-740.50, что существенно снижает цену автобуса и упрощает обслуживание.В ногах правды нет, зато ость вместимость.За рулем 8/2003101