74
75
льяновские грузовички доживают свой век. Вечными бывают только ценности, но никак не техника. Решение, похоже, принято с 2004 года все выпускаемые в России автомобили должны соответствовать нормам Евро П. Моторы же семейства ЗМЗ-406, оснащенные впрыском топлива, в машины бескапотной компоновки не «лезут». Переделывать конструкцию, разработанную без малого полвека назад, смысла нет, а создавать новую средства не позволяют. Что же делать?УУАЗ-2360 Именно так называется ответ УАЗа на новые требования. Вообще-то автомобиль был представлен публике еще в прошлом году на Московском автошоу. Однако тогда его воспринимали как экзотику - что-то вроде пикапа на базе УАЗ-3162. Впрочем, обозначим границу сразу: у пикапа штампованные неоткидные боковины кузова, а машина с обычной грузовой платформой - пусть и маленький, но грузовик. И с этой точки зрения УАЗ-2360 представляется заменой «головасти74 За рулем 8/2003ку» УАЗ-3303. Да-да, именно ему, поскольку иных дешевых автомобилей в будущем на заводе не предвидится. В ближайшие планы УАЗа входит унификация платформ. Точнее, с отказом от автомобилей вагонной компоновки останется лишь два варианта шасси. Одно, со стандартной колеей 1445 мм и базой 2400 мм - для УАЗ315195 (модернизированный потомок УАЗ-469) и УАЗ-3160, другое, с колеей 1600 мм и увеличенной до 2760 и 3000 мм базой - для УАЗ-3162 и УАЗ2360 соответственно. «Ширококолейники» на заводе называют новой платформой: у них измененная передняя подвеска, где по-иному выполнено крепление амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости, в переднем мосту применены сферические шарниры шкворней, не требующие дополнительной смазки. ШРУСы «Бирфильд» обеспечивают большие углы поворота колес. Сзади иначе крепятся амортизаторы, выпускная система перенесена на левую сторону (у двигателей семейства ЗМЗ-406 выпуск слева по ходу движения). В общем, изменений достаточно.ТАНЦЫ ВОЗЛЕ ПЕЧКИ Чтобы почувствовать разницу между новым и старым грузовиком от УАЗа, нужно всего лишь немного посидеть за рулем того и другого. Даже не избалованный современными моделями водитель, сев за руль «головастика» УАЗ33036, поймет, что такое 40 лет для автомобиля. Слов нет, компоновка с кабиной над двигателем позволяет получить компактную и вместе с тем очень вместительную машину, но издержки здесь не только в пассивной безопасности. Лишь сидя фактически на колесе, можно представить, что такое «плавность хода», только ворочая длинным рычагом коробки передач через мудреный привод, в полной мере ощутить, что такое «четкость и избирательность механизма», а лежа на руле и пытаясь рассмотреть висящий где-то вверху светофор, вспомнить, что такое «обзорность». Впрочем, и на проселочной дороге тоже не все как надо. Передний мост приходится подключать уже на маломальски крутых подъемах, иначе порожний грузовичок начинает интенсивно буксовать и «водить задом» пос- УАЗ-23601 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯУАЗ-23И • Общие данные Размеры, мм: длина ширина вьсота Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Уаксимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (при скорости 90 км/ч) • Кабана Количество дверей Число мест • Дин цель стурбонаддувом 5338 2125 (по зеркалам) 2367 (по тенту)7,31975130н.д, дизелыюе/2х42,5 лУЗМ-249 - мотор, которого нет.Стабилизатор поперечим устойчивости новой конструкции.9.7ле каждой колдобины. В общем, старичок требует от водителя не только умения переносить шум и тряску, но и приспосабливаться к весьма норовистой машине. Как на этом фоне выглядит новичок? Вполне пристойно. По своим ходовым качествам он не должен отличаться от УАЗ-3162. Поездить на машине с заволжским дизелем не удалось - перспективный мотор из опытной серии не вынес 40-километрового скоростного перегона по шоссе, а вот не столь парадно выглядевший «дублер» справился со своей задачей. Под его капотом был не менее любопытный двигатель УМЗ249 - бензиновый, с верхним расположением распредвала. Возможности его серийного производства пока туманны, но далеко не безнадежны. Кстати, грузовой УАЗ-2360 будут комплектовать мостами с прежней главной парой 4,63 и косозубой раздаточной коробкой с пониженной передачей 1,94; так что тяговые характеристики машины должны быть на высоте. А что на дороге? За рулем не возникает никаких ассоциаций с прежней машиной. Вполне удобная посадка, обзорность, плавность хода даже выше, чем у легкового «Симбира», что неудивительно при трехметровой базе. Кстати, благодаря этому меньшезаметны огрехи рулевого управления - его точность теперь вполне удовлетворительна и держать направление даже на разбитой дороге несложно. Радиус поворота, конечно, великоват, но для условий провинции сойдет на тесную стоянку УАЗ-2360 не ставить, в деревнях улицы прямые и широкие. Но не всегда асфальтированные. Значит, полный привод еще никто не отменял. Конечно, можно говорить, что геометрическая проходимость нового грузового УАЗа хуже, чем у предшественника. Дорожный просвет меньше, колея и база больше. Против фактов не попрешь. Но его стихия - не экстремальное бездорожье, а раскисшие грунтовки. Тут нужны хорошие шины, полный привод, ну и немного водительского умения. Разницу ощущаешь скорее в другом: новый автомобиль комфортабельнее, в том числе и на плохих дорогах. Длинная база, пружинная передняя и задняя подвески на малолистовых рессорах успешно справляются с ухабами, руль с гидроусилителем помогает легче преодолевать колеи, а удобная кабина - выдерживать длительные поездки. Размеры и грузоподъемность платформы новой машины такие же, как у предшественника, хотя общая длина больше почти на метр.2 2ТипРасположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин Трансмиссия Привод на все колеса без межосевого дифференциала, с понижающей передачей, на передние колеса подключаемыйР4 162240 19,5 67/91 4000 196 2500Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спередиМ5сзади Усилитель рул. управления Размер стандартных шин Тормоза: передние задниезависимая пружинная на продольных рычагах с поперечной тягой и стабилизатором зависимая рессорная гидравлический 225/75R16 дисковые вентилируемые барабанныеКОМПЛЕКТАЦИЯРегулируемая рулевая колонка Противотуманные фары Полноразмерное запасное колесоПРОГНОЗ ПОГОДЫ Начало серийного производства УАЗ2360 намечено на третий квартал 2004 года, а до его конца планируется изготовить примерно 1500 машин. О цене говорить преждевременно, поскольку расчеты не завершены. Базовый двигатель - дизельный ЗМЗ-514 с потенциальными возможностями для выполнения не только Евро II, но и более высоких экологических требований. Впрочем, не исключены бензиновые впрысковые моторы заволжского и ульяновского заводов, польский дизель «Андория» - все будет зависеть от цены и спроса. Вот только альтернативы самому автомобилю быть не может - другой модели, напомним, у завода нет. DЗа рулем 8/2003 75