234
235
ТЕХПОМОЩЬдиагностикаДВИГАТЕЛЬ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»ТАИНСТВЕННЫЙ «MAP»РОМАН СЕМЕНОВ. ЗАО «37-И АВТОКОМБИНАТ»рядок: с ростом оборотов этот параметр уменьшается. Для точного расчета расхода воздуха блоком управления недостаточно показаний одного датчика абсолютного давления. Поскольку в зависимости от температуры плотность воздуха меняется, в паре с МАР-сенсором работает датчик температуры (фото 5). При пуске холодного двигателя его показания должны совпадать с температурой окружающего воздуха. Разброс показаний обычно - не больше двух градусов. КОРРЕКЦИЯ Разобравшись с расходом воздуха, обратимся к так называемым коэффициентам адаптации. Хотя сборка двигателей ныне максимально автоматизирована, собрать два абсолютно одинаковых невозможно. Поясним. Берем несколько моторов одной модели. Для устойчивой работы на холостом ходу каждому потребуется разное количество топлива, а значит, и время открытого состояния форсунок у них будет отли-Хвалить «мерседесы» излишне: их высокие ходовые качества и надежность давно оценили. Подтверждение тому - постоянный спрос на автомобили этой марки, в том числе подержанные. Покупая такие, естественно рассчитывать, что они еще долго прослужат, не подрывая семейный бюджет. Но так бывает не всегда.года, потом ее сменила новая - HFM. Принципиальное их различие - в способе определения расхода воздуха двигателем. У PMS за это отвечает датчик абсолютного давления, а у HFM - пленочный датчик массового расхода. В остальном системы различаются мало. ПОДКЛЮЧАЕМ СКАНЕР... Специалисты называют датчик абсолютного давления МАР-сенсором. Расположен он в блоке управления, который крепится к арке левого переднего колеса, под бачком омывателя (фото 2). Датчик состоит из мембраны, вакуумной камеры, микросхемы с пьезоэлементом и нагрузочного сопротивления. Его внутренняя полость через трубку соединена с задроссельным пространством впускного коллектора. Разъем МАР-сенсора трехконтактный. На один подается напряжение 5 В, второй - выход сигнала, третий «масса». Когда двигатель не работает, давление воздуха во впускном коллекторе равно атмосферному. На минимальных оборотах холостого хода оно понижается до 300-400 мБар. Для проверки МАР-сенсора нужен сканер. В нашем распоряжении дилерский, под названием «Стар диагносис». Аппарат громоздкий, в его составе два блока - программный и мультиплексор (фото 3, 4). Диагностический разъем находится в моторном отсеке (фото 4). Подключаем сканер. Соединение занимает несколько минут - серьезный автомобиль не терпит суеты. Начинаем с проверки показаний МАР-сенсора. На неработающем двигателе давление во впускном коллекторе 975 мБар - норма. Пускаем двигатель - 350 мБар, поНЕЯСНЫЙ СИМПТОМ Вот одна, можно сказать, типичная история. Наш знакомый, купив «Мерседес» С-класса 1995 года выпуска («202-й» кузов), вынужден был тут же «прописаться» в автосервисе. Основная причина - неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и провалы при интенсивном разгоне, но далеко не всегда. Никакой системы! К тому же двигатель порой не удавалось пустить в самый неподходящий момент. Поначалу новый хозяин пытался самостоятельно «вылечить» мотор, полагая, что всерьез «мерседесы» не ломаются, и заменил свечи зажигания. Не помогло - пришлось обращаться в автосервис. Результат? Плачевный. Внимательно обследовали каждый компонент системы, для успокоения проконтролировали фазы ГРМ и компрессию, не забыли подключить компьютер - система в порядке. Как назло, в сервисе двигатель работал четко, без сбоев. А найти неисправность, если она не проявляет себя во время диагностики, совсем не просто. И вот машина прибыла к нам. Двигатель - «111-й», рабочим объемом 1,8 лс системой распределенного впрыска PMS (фото 1). Кстати, этим двигателем комплектовали модель до середины 1996234 За рулем 8/2003ФrVt^^.-^^^ШВШГ^Ювм^^ВмшшШшТ^яяяяШ—<>*«ГдИа*L JilH- ДВИГАТЕЛЬ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»стого хода отвечает регулятор (РХХ). Его На правах рекламы также называют регулятором добавочного воздуха (РДВ). Он участвует в пуске холодного двигателя, движении накатом, а также при изменении нагрузки с включением мощных потребителей энергии, например кондиционера или гадроусилителя. На этой же машине РДВ автомобильные глушители нет. Его роль возложена на дроссельный патрубок (фото 6). По команде с блока управления заслонка поворачивается на САМАЯ ТИХАЯ ДЕТАЛЬ требуемый угол. На холостом ходу макв вашем автомобиле симальный составляет 5°. У нас 1,9° Новое высокотехнологичное оборудование. опять норма. Впрочем, и так известно, жесткий отбор сырья и грамотные высокочто электронный дроссель - надежный классные специалисты — вот «три кита», на коузел. С поломками мы сталкивались редторых базируется современное производство высококачественной продукции. ко. Владельцу это «удовольствие» стоит Жестко взяв курс на реализацию этих прин350 долларов - тем более, что новый неципов. молодая российская компания СВД вот обходимо «адаптировать», - чтобы дросуже несколько лет успешно конкурирует на сельная заслонка заняла положение, соотечественном рынке запчастей к системам выпуска выхлопных газов со многими имениответствующее сложившимся условиям тыми производителями работы двигателя. Это делаем с помоВысокая надежность глушителей СВД подщью сканера. ОПЫТ НЕ КУПИШЬ ! В нашем случае при работе двигателя на холостом ходу неисправность себя не проявила. Чтобы ее найти, механику пришлось совершить пробную поездку. В первые минуты все, казалось бы, в норме, но вскоре двигатель потерял мощность, в работе появились провалы. Вот она - неисправность! Остается снова подключить сканер и проконтролировать параметры. Ба! Теперь вместо атмосферного давления 975 мБар МАР-сенсор на неработающем двигателе показывает 730 мБар, обманывая блок управления. А тот, опираясь на искаженные данные о расходе воздуха, неправильно вычисляет время открытия форсунок. К датчику абсолютного давления подобраться сложно: он внутри неразборного блока управления. У официального дилера заменяют весь блок, который стоит 1000 долларов. Видимо, поэтому у нас научились восстанавливать этот узел - всего за 200 долларов. Благо, выход из строя МАР-сенсора - довольно типичная неисправность для системы PMS. Случается такое в основном зимой, когда влага из впускного коллектора по вакуумной трубке попадает в датчик и, замерзнув, разрушает его. Но неисправность может проявить себя не сразу или не очень явно, как в нашем случае. Мастера со стажем знают об этом дефекте ис особой тщательностью проверяют МАР-сенсор. Занимаясь диагностикой разных марок автомобилей, специалист постепенно накапливает опыт. И тогда на ремонт уходит значительно меньше времени, чем при поиске по картам неисправностей. •чаться. Отклонение от расчетного состояния отражается в поправочных коэффициентах, названных адаптационными. Например, у загрязненных форсунок ниже производительность, из-за чего топливо-воздушная смесь беднее это тотчас зафиксирует датчик кислорода в выпускной трубе. По его сигналу блок управления увеличит время открытия форсунок. И наоборот, если в цилиндр поступает больше топлива. чем необходимо, время открытого состояния форсунок уменьшится. В нашем случае эти изменения отслеживают два коэффициента. Первый отвечает за коррекцию подачи топлива на холостом ходу и рассчитывается в миллисекундах, второй - за работу двигателя на частичных нагрузках и выражается в процентах. У нас на холостом ходу коэффициент 0,1 мс, а на частичных нагрузках - 1,04 - хорошие показатели. Согласно документации, смещение допускается до 25%, но это крайний случай. Когда коэффициент увеличивается до 1,17, есть повод задуматься. Владельцу этого «Мерседеса» беспокоиться вроде не стоит. В чем же тогда дело? Может, в способе «организации» холостого хода? На большинстве двигателей за поддержание минимальных оборотов холотверждена не только сертификатами «АвтоВАЗа»' 2001 года, но и практикой эксплуатации российскими автолюбителями. Меньшее количество сварных швов в глушителях, выпускаемых под маркой СВД. дает изделиям дополнительную защиту от коррозии, герметичность, надежность при случайных механических ударах Агрессивная дорожная грязь, реагенты, применяемые в зимнее время.- все это достаточно быстро разъедает сварной шов Но закатной способ, взятый на вооружение компанией СВД. требует высококлассного оборудования: некоторые «производители», переняв этот метод. стали закатывать швы чуть ли не по принципу домашнего консервирования. Отсюда результат — обещанного срока деталь не служит... Кампания СВД использует для производства своих глушителей эксклюзивное закаточное оборудование, позволяющее работать с металлопрокатом толщиной от 1 до 1.5 мм. Изготавливать глушители из более тонкого металла. конечно, можно, но это неизбежно скажется на потребительских качествах и сроке службы Глушители СВД позволяют снизить шум до 78 дБ. при этом сохраняют мощность двигателя и уменьшают потребление топлива почти на 10% за счет снижения противодавления выхлопных газов. Добавьте к этому идеальную геометрию позволяющую без проблем установить деталь на ваш автомобиль, годовую гарантию производителя, фирменную упаковку и доступную цену — вы получите изделие с очень хорошим соотношением «цена-качество» Наслаждайтесь во время езды звуками своей стереосистемы и мерным рокотом мотора а не ревом выхлопных газов, которые портят не только окружающую среду, но и ваши нервы.Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, к. 1 -40 Отдел продаж - т. (812) 271 -95-06,271 -90-09 «vww.cbd.ru Наши региональные представители: • Москва. «КОРУНД» (095) 487-17-11. 487-12-10: «РУЛАЙН» (095) 745-00-65: «САПСАН» (095| 557-81-10 • Ростов-на-Дону. «ЛИГА» (8632) 92-59-03. 92-89-89: «РОСАВТОПРОМ» (8632) 99-53-25 • С.-Петербург. «ГЛАВАВТОСНАБ» (812) 245-75-05: «ПАРТНЕР- (812) 380-20-78: ТД «РАБОТЭК» (812) 252-67-54, 252-67-56 252-67-64. (095) 775-89-50 • Челябинск. «УНИКОМ» (3512) 75-01-34. ф. (3512)75-11-10 За рулем 8/2003 235