84
85
86
КАК ПРОВОЖАЮТ ВЕЗДЕХОДЫАЛЕКСАНДР БУДКИН, СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВБЫЛОЕ ИДУМЫ Два года трудится в редакции экспериментальная «Нива» и почти полгода плечом к плечу с ней - серийная «Шевроле-Нива» (напомним, обе с индексом 2123). Наступил тот трогательный момент, когда эстафетную палочку пора отдать навсегда. Старослужащая дожила до заключительного теста в компании с правопреемницей. Какое задание мы приготовили для них? Хотелось оценить полезность изменений, которые пошли в серию: стабилизатор поперечной устойчивости меньшего диаметра, сниженную жесткость задних пружин, иные характеристики амортизаторов. Поэтому в своем тесте основное внимание уделили управляемости и комфорту. Традиционные маневры «переставка» и «вход в поворот» дополнили ездой по асфальтовому серпантину, имитирующему горную дорогу. Такое субъективное восприятие подчас куда убедительнее сухих цифр. В тесте опробовали также три комплекта шин. Отправная точка - устанавливаемые на конвейере «Баргузин К-175». Не менее интересны обкатанные нами на серийной машине (см. ЗР, 2003, № 6) «Купер-Дискаверер STT». На тяжелом бездорожье они дадут фору любым универсальным шинам, а как поведут себя на асфальте (напомним, что их раз84 За рулем 8/2003мерность больше рекомендованной заводом)? Наконец, третий претендент «Пирелли-Скорпион S/T». Эти тоже были выбраны не случайно. Во-первых, они очень хорошо себя зарекомендовали в одном из шинных тестов (ЗР, 2002, № 9). А во-вторых, идеально подходят «Шевроле-Ниве» по размерности. Что ж, попробуем. ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА Покатавшись на двух автомобилях, даже неискушенные люди наверняка почувствуют, что серийная «Шевроле-Нива» тише и комфортнее, мягче реагирует на неровности и уже не потряхивает кормой на коротких волнах. «Шевроле» менее склонен вываливаться из поворотов наружу. Он до последнего старается повиноваться рулю и охотнее доворачивает под сброс тяги. Большую роль играют, конечно, гидроусилитель и меньшее передаточное отношение рулевой передачи. Если «Ниву» вы заставляете повернуть, то «Шеви» достаточно попросить об этом. Предсерийная же машина будто старается ехать «чуть прямее», чем вам надо. Интуитивно водитель сильнее доворачивает колеса, отчего на выходе из поворота приходится интенсивнее работать рулем для стабилизации. А при скорости маневра, близкой к критической,машина чуть выше поднимает над дорогой разгруженное переднее колесо, требуя тонкой работы рулем. Вот мы добрались и до «переставки»; увидев в 20 метрах от себя препятствие, водитель должен резко сменить полосу движения. Сложный маневр еще раз подчеркнул преимущества серийного автомобиля. И хотя разница в парадных цифрах невелика (см. таблицы), за кадром остались более ровные результаты, показанные «Шеви», да и стабилизировать траекторию было легче. Значит, в опасной ситуации у вас больше шансов выйти сухим из воды. ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО Сравнение трех уже упомянутых шин на серийном автомобиле немного удивило, хотя предварительно выстроенные предположения казались очевидными. Первый сюрприз ждал на динамометрической дороге, где сугубо внедорожный «Купер» вдруг показал результаты очень схожие с остальными моделями. Конечно, большой диаметр колес негативно отразился на эластичности, но в таких номинациях, как выбег, максимальная скорость и даже разгон до «сотни», эти пугающие злостью протектора шины превзошли шоссейный «Баргузин»! «ШЕВРОЛЕ-НИВА» И ЕЕ ПРОТОТИП НА РАЗНЫХ ШИНАХСловно играя против правил, «Купер» отлично выдержал тесты на управляемость, показав завидную стабильность и абсолютно прогнозируемое поведение. Но и это не все. Вспомним: при испытаниях на экспериментальном автомобиле (ЗР, 2002, № 9) шоссейная шина «Баргузин К-175» немного переигрывала универсальную «Пирелли-Скорпион». Но стоило поставить ту же обувь на «Шевроле-Ниву» с более отточенной управляемостью, как породистый «Скорпион» стал выигрывать во всех ездовых номинациях. В общем, образцы куда интереснее, чем предполагали. Теперь подробнее о каждом из них. «КУПЕР-ДИСКАВЕРЕР STT» Рожденная для бескомпромиссной борьбы с бездорожьем, где требуется порой снижать давление, эта шина сочетает в себе жесткую боковину с не менее жестким, крупно порезанным протектором. Благодаря столь «монолитной» конструкции шина легко катится и быстро реагирует на действия рулем. И хотя общая площадь контакта с опорной поверхностью у нее фавнительно невелика, упругости и сцепных свойств протектора вполне хватает для выполнения самых коварных маневров. Проскальзывания здесь начинаются раньше, чем у других, но это не повод говорить об исключительно внедорожном характере. Самое же интересное, что «дубовая» покрышка не вызывает ощущения слишком жесткой на неровностях. Вибрациями, конечно, нагружает, но не так сильно, чтобы вызывать отторжение. Отдав предпочтение столь зубастой обувке, придется смириться ис повышенным шумом. Цдинственная, пожалуй, очевидная слабость - машина на «Купере» склонна больше вывешивать внутреннее колесо при маневре «поворот». «ПИРЕЛЛИ-СКОРПИОН» Мягкий, рассчитанный на круглогодичную эксплуатацию протектор, закономерно «размазывает» отклики машины, убирая из них резкость. Однако благодаря лучшим сцепным свойствам «скорпионы» демонстрируют высокие и устойчивые результаты. Немного запаздывая поначалу за действиями водителя, потом они словно спохватываются и хорошо цепляются за асфальт - как в продольном, так ив боковом направлениях. Эти шины тоже шумноваты и довольно подробно передают на руль дефекты покрытия. Только в отличие от «Купера», пересчитывавшего ямки средних размеров, но зато глотавшего ме•Баргузин К-175» 205/70.«Пирелли-Скорпион» 205/70.«Купер-Дискаверер STT» 215/75.лочь, «Пирелли» готовы собрать с дороги почти все. Однако именно такая цепкая хватка за асфальт позволяет шине лучше всех вести автомобиль по горному серпантину. На этих шинах «Нива» повинуется рулю легче, чем на «Купере», и требует меньшей амплитуды при работе баранкой, чем на «Баргузине». «БАРГУЗИН К-175» Стандартный вариант дорожных шин сделал «Ниву» прямо-таки «плюшевой». Автомобиль, против ожиданий, не стал резвее и динамичнее, не блещет он и управляемостью. Шина вносит слишкомВыполняя «Перес тавку»на экспериментальной машине, водителю приходится попотеть. Тяжеловатый руль не дает реализовать возможности породистых «Пирелли». Выигрывает бесхарактерный «Баргузин».откровенные проскальзывания передней оси, некоторую задумчивость, особенно когда приближаешься к пределам ее возможностей. И хотя показанные результаты неплохи, автомобиль теперь стал скучным, неинтересным. Шина не любит быстрых виражей, на ней боязно забираться в грязь. Остается лишь комфортная езда по асфальту с умеренной скоростью. Нам показалось, что причина чрезмерной задумчивости в мягкой боковине. Отсюда, с одной стороны, способность хорошо глотать мелкие неровности, с другой, - большой уводЗа рулем 8/200385 ТЕХНИКАтест«ШЕВРОЛЕ-НИВА» И ЕЕ ПРОТОТИП НА РАЗНЫХ ШИНАХЗнаем, что доводка продолжается надеемся, сегодня с конвейера сходят машины лучше нашей. Ради этого позволим себе еще пару замечаний. ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ... ...сервисные возможности дилеров соответствовали числу проданных ими машин. Не исключено, что СП «Джи-Эм - АвтоВАЗ» руководствуется «джиэмовскими» нормативами - сколько постов иметь дилеру. Но «Нива» требует внимания куда больше, чем «Блейзер» или «Фронтера». Вот и получилось, что в январе нас записывали на сервис на деньдва вперед, в марте - на три-четыре, а в июне уже предложили приехать через неделю! Что-то будет дальше? Необходимо упрочнить крышку переднего редуктора, скажем - вообще сделать ее стальной. Иначе не только шины в виражах заставляет сильнее «злые» шины, но уже ожидаемый осенью «злой» двигатель вызовет подобные доворачивать руль. поломки не только у испытателей ЗР. Вентиляторы охлаждения двигателя ДА ЗДРАВСТВУЕТ непременно должны остужать его и поНОВЫЙ КОРОЛЬ Серийная «Шевроле-Нива» успела накасле остановок - нельзя держать систему тать за свой недолгий век двадцать в постоянном тепловом напряжении. с небольшим тысяч, пройти два планоСтоит отказаться от вазовских резьвых ТО и раз пять побывать у дилера по бовых хомутов: они врезаются в шлангарантии. Не так много, чтобы делать ги, не затягивая их. заключения о долговечности машины Многие владельцы уже серийных в целом или ее агрегатов, но достаточмашин жалуются на огромные люфты но, чтобы судить о надежности первых и, как следствие, рывки в трансмиссии, серийных образцов. а дилеры разводят руками: дескать, поУ нашего экземпляра она между четка ничего не сломалось, ездите на здоверкой и тройкой с плюсом. Хорошо, что ровье. Видимо, пора заводу оговорить не течет масло, не воет трансмиссия, да предельно допустимый суммарный ив целом по своему уровню новая «Нилюфт в трансмиссии. ва» далеко ушла от старой. Из явных сла«Резиновый» трос ручника можно бостей - замена помпы на второй тысязатянуть на любое число щелчков. Явно че, редуктора стеклоочистителя - на напрашивается трос большего сечения. восьмой и постоянная борьба с утечкаИ еще вопрос: кто-нибудь пытался ми «Тосола». Сначала в одном месте из- пользоваться штатным домкратом? за хомутов текло, потом в другом они разболтались. В жару антифриз все вреД УМАЙО ХОРОШЕМ мя стремится испариться, поскольку сиЧтоб не ставить точку на недостатках, стема охлаждения действует в режиме скажем вскользь об интересных изметеплового удара. Работать после того нениях на конвейере. как двигатель остановлен, вентиляторы Во-первых, уже несколько месяцев (их два) не приучены, а стоит завести - «нивы» красят в четыре цвета: белый, врубаются парой. Летом - даже спустя серый, темно-зеленый и вишневый. 5-10 минут стоянки. На все машины, включая простую комОчень тревожит слабая, на наш плектацию, ставят противотуманные взгляд, крышка переднего редуктора - фары и фильтр салона. От этого, правштатные шины она, конечно, выдержида, минимальная цена уже не $8000, вает, но на зубастом «Купере», увелиа $8500. Но тем временем подорожали чивающем нагрузки на трансмиссию и старые «нивы»: скажем, трехдвери ее крепеж, нам довелось дважды слоную «214-ю» с учетом антикора и промать эту деталь - запас ее прочности, чей «обязаловки» меньше чем за $6000 видно, минимален (см. ЗР, 2002, № 6). купить трудно. На этом фоне «ШевроИнтересно, что в этой связи предприле» уже не кажется слишком дорогим. мет завод - укрепит слабое место со А уж если болячки подлечат, вопрос временем или запретит на хороших «Купил бы себе?» перестанет ставить в затруднение. • шинах лазить в грязь.1 СЕРИЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ 1 НА ТРЕХ ШИНАХШина Упражнение Предельная скорость выполнения маневра «переставка», км/ч: «Шевроле-Нива» ВАЗ-2123 (эксперим.) Предельная скорость выполнения маневра «поворот», км/ч: «Шевроле-Нива» BA3-2123 (эксперим! Cooper •Баргузин Pirelli DiscoverК-175» Scorpion er STT 215/75R15 20S/70R1580,4 79,781,6 81,082,8 80,372,5-72,0 71,472,7РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВАПогодные условия: температура 4-74% покрытие - сухой асфальтобетон. (Нагрузка частичная - 2 чел +25 кг) -Нева» Шина «Баргузин К-175» 205/70 ВАЗ 2123 (экслер.)* •Волтайр Вл-42» 205/70Разгон, с: 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-400 м(км/ч) 0-1000 м (км/ч) Максимальная скорость, к м / ; ' Погрешность спидометра, % • Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) • Выбег, и: 120-50 км/ч* 50-0 км/ч • Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с1 •ЗР, 2001 N,124,0 7,512,85 21,2 37,3 21,6 (101,8) 40.48 (123.81 135,54,4 7,012,0 19,1 31,5 20,9 (103,5) 39,3 (127,3) 140,5 +4,7 16,6 34,7 1159--+1018,3 47,9 105648059550,7 7,7649,07,986За рулем 8/2003