240
242
ТЕХПОМОЩЬматериалыДЛЯ РЕМОНТА ГЛУШИТЕЛЕЙВ КАКОМ УХЕ ЗВЕНИТ?Бубнящие «спортивные» глушители сегодня в моде. Но все же среди автолюбителей хватает чудаков, предпочитающих тихий выхлоп. Треск прогоревшего глушителя раздражает. Строго говоря, разрушается выпускная система не только от высокой температуры. Здесь действуют и агрессивные продукты выхлопа, резко ускоряющие коррозию, и вибрации, вызванные работой двигателя, а внутри - еще и мощные акустические колебания. Обычно мы сталкиваемся с «прогарами», когда в корпусных деталях образуются прорехи. При круглогодичной эксплуатации глушители отечественных автомобилей требуют замены в лучшем случае через 2-3 года, на «круто посоленных» дорогах еще быстрее. Детали из нержавейки держатся гораздо дольше, но и стоят намного дороже. Импортные выпускные системы изготавливают из специальных сталей с защитными покрытиями, поэтому они долговечнее большинства наших. Однако в конце концов и лучшая выхлопная система разрушается. Какими же методами можно избавиться от неприятного звука? В тех случаях, когда глушитель начинает «повышать голос», хотя его корпус не поврежден, речь чаще всего идет о внутренних разрушениях. Тогда рецепт один - замена. Впрочем, он годится и для других видов повреждений. Это легко сделать на отечественных автомобилях: в магазинах полно запчастей от разных производителей, и стоят они не очень дорого (одна деталь - в пределах 300-700 руб.). Для многих же иномарок - цены на порядок выше. Второй метод - сварка. Однако это не всегда возможно и не каждому доступно: либо нет сварочного аппаратаВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВпод рукой, либо умелого сварщика, а порой «лохмота» вокруг дыры такая, что и варить заплату ни к чему. Остается третий вариант: заклеим дыру! Что же наука химия тут предлагает? ВОТ ТАКАЯ «ХИМИЯ» Нынче немало однокомпонентных относительно жидких композиций для заполнения стыков при сборке выпускной системы. К ним можно отнести первые три состава из таблицы. Достаточно текучие, они заполняют все щели и, как смазка, помогают при сборке (фото 1). После прогрева до рабочей температуры они полимеризуются и образуют плотную, хорошо герметизирующую массу, не мешающую разборке этого стыка в будущем. Однокомпонентные композиции содержат разбавитель, который улетучивается не сразу. По окончании«Жидкими» составами герметизируем стыки труб при сборке выпускной системы. 240 За рулем 8/2003«Густые» ремонтные составы....используем для заделки прогаров и свищей в труднодоступных местах. ТЕХПОМОЩЬматериалыДЛЯ РЕМОНТА ГЛУШИТЕЛЕЙ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА ремонта их нужно выдержать довольно долго, не пуская двигатель, иначе СИСТЕМЫ ВЫПУСКА при сильном нагреве «сырой» состав Цена, Вас, Название г препарата «вскипит», потеряет прочность и хорошей герметизации не обеспечит. К со• Герметикв жалению, ни в одной из инструкций 108 142 Sealer Qualco четко не указано время сушки. ЭкспеQualco 80 115 Muffler Weld (банка) 170 Victor 100 Muffler Mender риментально мы определили, что при Muffler Repair Qualco толщине слоя 4-5 мм и 20°С все соста42 98 (две металл, заглушки) вы высыхают в течение 20-24, а при Muffler tailpipe Abro 50°С - в течение 3-4 часов. 85 65 Sealer MTK-1 Для ремонта сквозных повреждений • Бандажа в неудобных местах (например, в стыDonedeal 100 Бандаж для глушителя Permatex Muffler Tailpipe ке трубы с корпусом глушителя), где Bandage MB-1 55 трудно или невозможно применить ка1000 Plus Repair Kit Permatex 75 кую-либо заплату, наложить бандаж Qualco 67 Muffler Bandage и т. д., нужны более густые составы Victor 84 Repair Kit с фольгой Bandage Liquimoly (фото 2, 3), полимеризующиеся при 200 (банка + перчатки) нагреве. Общие правила их примене• Двухкомпонентные составы ния: тщательная очистка места повре«Десан» Клей-компаунд для ждения от окалины и грязи (по воз125 84 ремонта глушителей можности до чистого металла); обез«Ресурс» «Ремметалл» жиривание; «втирание» тонкого слоя 300 130 (аптечка глушителя) вокруг пробоины; нанесение толстого (3-6 мм) слоя состава с перекрытием места прогара; сушка и полимериза10-30 минут бандаж спекается в прочция при работе двигателя на холостом ную неразъемную рубашку и за счет термоусадки прочно герметизирует походу в течение 10-30 мин. Для чего препарат «втирают» в повреждение. Оставить проволоку или верхность металла? Это часто бывает снять - на усмотрение владельца. Для ремонта больших прогаров глунеобходимо, особенно когда поверхность шероховатая. Просто наложив, шителя (более 2x2 см) можно воспользонамазав препарат, хорошей адгезии ваться следующим способом. Удаляем («прилипания») не получишь - останутнепрочные края прорехи и тщательно очищаем металл вокруг, чтобы обеспеся поры, заполненные воздухом. чить лучшую адгезию. Из тонкой жести Прогар более 5 мм в поперечнике рекомендуется подкрепить заплатой с арвырезаем заглушку размером на двамирующими материалами (стеклоткатри миллиметра больше (фото 5). В ней нью или металлической фольгой). Темделаем пару отверстий, через которые пература, при которой можно работать пропускаем мягкую стальную проволос составами, - не ниже 20°С, поэтому ку диаметром 1-2 мм. Смазываем края нередко приходится прогревать выпузаглушки любым препаратом из приведенных в нашей таблице, заводим ее скную систему, запуская двигатель. внутрь дыры и концами проволоки заВ противном случае химические реаккрепляем в глушителе (фото 6, 7). Этим ции сильно затормаживаются, полного же герметиком заделываем всю поверхотвердения сделанной заплаты можно ность заглушки с перекрытием краев. и не дождаться. И, наконец, последнее, что есть в проЗАСУЧИМ РУКАВА! даже - двухкомпонентные составы («хоПовреждения цилиндрических поверхлодные сварки»): клей-компаунд фирмы ностей заделываем с помощью банда«Десан» и аптечка глушителя «Реммежей (фото 4), в основном они стеклотка- талл» (фото 8). невые. Ширина лент - 5-6 см при длине Клей-компаунд фирмы «Десан» нороколо 1 м. Есть ленты, предварительно мально работает до температуры 290СС пропитанные связующим (на них с обеи может применяться в основном на их сторон пленки, защищающие от выглушителях. Детали системы, располосыхания). Остальные требуют наносить женные ближе к двигателю, могут насвязующее в процессе ремонта. Кроме греваться и сильнее, для них он не гостеклоленты, некоторые комплекты содится. Укомплектован куском стеклодержат толстую металлическую фольгу ткани. Время отверждения при 20°С и проволочные стяжки. 24 часа, а при 60°С - 2 часа. Фольгу, а поверх нее ленту наматы«Ремметалл» набирает положенную ваем на поврежденный элемент и запрочность и твердость за пять-шесть чакрепляем проволокой или скотчем. сов при комнатной температуре. А наПосле прогрева двигателя в течение гретый до 70°С - за полтора часа. •Бандажи из пропитанной стеклоткани, некоторые - с металлической фольгой - применяются в основном на круглых деталях.Самодельная заглушка для больших прогаров в корпусе глушителя.Смазав края герметиком, вставляем заглушку в подготовленное отверстие и закрепляем концами проволоки.Некоторые герметики комплектуются готовыми заглушками.Двухкомпонентные составы (аптечки) для ремонта выпускной системы. 242 За рулем 8/2003