126
127
128
129
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯРЕМНИ О ПЯТИ ТОЧКАХесмотря на высокую эффективность надувных подушек, они все же лишь дополнительное средство безопасности при авариях. А без ремней эйрбеги вообще принесли бы больше вреда, чем пользы. Неудивительно, что «лямки», фиксирующие седоков в креслах, постоянно совершенствуют. Одна из ведущих в этой области фирм, шведская «Оголив», предложила дополнить обычный трехточечный ремень двухточечным. Его диаНгональная ветвь скрещивается с ветвью основного ремня безопасности. Обычный ремень, хоть и снижает риск получить смертельную травму на 60-70%, не слишком эффективен при опрокидывании автомобиля, а также при боковом ударе со стороны, противоположной сидящему. То есть, если вашу машину ударили справа, вы выскользнете из-под диагональной ветви и резко наклонитесь в сторону сминаемой двери. Тут велика опасность получить травму головы.По статистике - смертельный исход в половине (!) случаев при ударе справа со скоростью 65 км/ч. Дополнительный ремень предотвращает фатальное развитие событий. Конструкция замка выполнена так, что его возможно застегнуть лишь после основного. Инерционная катушка встроена в спинку кресла с внутренней стороны. Испытания новой привязной системы на стенде дали ошеломляющий результат: 100-процентная защита от смертельной травмы при боковом ударе! Ради этого стоит, пожалуй, защелкнуть еще одну пряжку.Не менее впечатляющий результат получен при опрокидывании автомобиля на крышу. Если перед тестом зазор между головой манекена и потолком составлял 100 мм (типичная сегодня величина), человек выживал в 50% аварий, при 120 мм запаса над головой - опять 100-процентная защита. Дополнительный ремень, не позволяя ездоку резко наклониться в сторону удара, сохраняет его плечо и голову. К тому же плечо защищает дополнительная подушка безопасности SSA (Side Support Airbag), которую фирма предлагает в комплекте с новинкой.Второй ремень не допустил манекен к стойке. Как говорится, почувствуйте разницу!«НЕУБИВАЕМАЯ» БАТАРЕЯрименительно к аккумуляторным батареям более привычен термин «необслуживаемая». При этом подразумевают, что в течение срока службы не придется доливать дистиллированную воду. Правда, сам срок ограничен обычно 3-5Пгодами. Новая же батарея GAIA не только не требует доливки, но еще и способна... пережить автомобиль. Батарея, представленная фирмой из Тюрингии, сделана на основе литий-ионной технологии, больше знакомой по источникам питания мобильных телефонов и портативных компьютеров. Но вот на проходившем в Ницце III конгрессе ААВС (Advanced Automotive Battery Conference) фигурировали и стартерные литиевые аккумуляторы. Причем не только для перспективного напряжения бортовой сети 42 В, где не требуется столь огромных токов, но и для привычных нам 12 В. Это предмет особой гордости инженеров GAIA, которым удалось добиться лучших, чем у свинцового аналога параметров при вполовину меньших габаритах и втрое меньшей массе! Конечно, новинкой сразу же заинтересовались представители ведущих автомобильных концернов. Более того, уже в этом году им будут переданы для испытаний образцы таких аккумуляторов. В батареях GL жидкого AA электролита нет ив помине, он заменен специальным твердым полимерным слоем. Фактически каждая ячейка с напряжением 3,8 В (термин «банка» уже не подходит) получается сворачиванием в плоский пакет или круглый цилиндр анодной, электролитной и катодной лент. При этом достигается объемная плотность энергии 270 Вт- ч/л и удельная 500 Вт-ч/кг. Масса ячейки емкостью 50 А-ч всего 1,5 кг, а нужно их не более четырех. Что же касается температурной зависимости параметров новой батареи, то до -25°С они почти не изменяются и лишь затем отдаваемое напряжение начинает существенно снижаться. При -40°С вместо 3,8 В каждая ячейка отдает только 2 В. Правда, в теплой Ницце это никого не обеспокоило...126За рулем 8/2003 ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯСТО ЛЕТ ОЖИДАНИЯ1902 году американец Вильям Т. Лайтон (William Т. Iighton) запатентовал бесступенчатый вариатор из двух металлических конусов и колечка. Конструкция была вполне работоспособной: действительно, при перемещении фрикционного кольца вдоль конусов передаточное отношение плавно изменялось. Но гладко было на бумаге... И дело даже не в том, как подвинуть кольцо в нужное положение трудность состояла в передаче крутящего момента через почти точечные пятна контакта. Этот орешек оказался настолько твердым, что изобретение не принесло автору дивидендов при жизни. Лишь в 1986 году таким вариатором заинтересовалась фирма GIF (Gesellschaft fur Industrieforschung) из Альсдорфа (Германия). Ее инженеры, конечно же, отдавалиВсебе отчет в предстоящих сложностях, но надеялись на прогресс в химии и технологии - как-никак почти век прошел... И вот - на стенде готовый образец очень компактного вариатора с начальным передаточным отношением 1:14, изменяющимся в 6,3 раза, способный передавать момент до 500 Н-м! Секрет оказался «прост» все дело в «волшебной» жидкости. Ее тончайшей пленкой покрывают контактные поверхности конусов. Это не смазка, хотя именно благодаря ей практически отсутствует механический износ. Через вязкую жидкость передается крутящий момент, но будь это масло, выходной конус можно было бы остановить руками. Свойства «флюида» постоянны в диапазоне температур от -40 до +120°С. Это стало возможным благодаря введению в него так называемых длинных молекулярных цепей. Новый вариатор особенно пригодится автомобилям компакт-класса с поперечно расположенным двигателем: ведь его компоновка, габарит и масса 59 кг будто специально приспособлены для маленьких машин. Пока фрикционное колечко «наматывает километры» и моточасы на стендах ив подопытном «Мини». А осторожный Рольф Лауфс, руководитель разработки, говорит, что серийное производства KRG (Kegelringgetriebe - конически-кольцевая передача) начнут лишь в 2007 году.На правах рекламыРабота мастераВасилий Денисов. Акварель. 1910-е годыВСЕ, ЧТО НУЖНО ТВОЕЙ ЛОШАДКЕАвторемонтные материалы - автоэмали, грунтовки, шпатлевки растворители, отвердители. лаки, антикоры Международные сертификаты качества ISO 9001 и 14001-98 Завод Лакокраска'. Оптовые продажи: ТД "ЛКА". Россия. 150044. г. Ярославль, ул. Полушкина роща. 16. тел./факс: (0852) 73-39-34 г. М осква , тел./факс: (095) 748-36-98. 550-68-39. 165-35-36. www.ave-lakokraska.ru: www.lakokraska.yaroslavl.ruЗа рулем 8/2003 127 ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯключНА СТАРТ!Сэтого начинается поездка на автомобиле. Но, может бьпъ, вскоре такое положение ключа зажигания исчезнет (а если останется, то лишь по соображениям безопасности). Вероятно, уйдет в прошлое и стартер - не только в виде жужжащего приставного электромотора, но ив качестве бесшумного стартер-генератора, совмещенного с маховиком. На симпозиуме двигателистов в Вене большой интерес вызвал доклад инженера фирмы «Бош» Юргена Герхардта о двигателе внутреннего сгорания, не требующем раскрутки для пуска. Идея «Директ-старта» пришла с развитием технологии непосредственного впрыска топлива в цилиндры. В многоцилиндровых двигателях («много-» в данном случае начинается с четырех) один изВ данном случае роль стартера взял на себя второй цилиндр: 1 - ЭСУД (электронная система управления двигателем); 2 - форсунка; 3 - свеча; 4 - впускной клапан; 5 - выпускной клапан.поршней обязательно останавливается на участке рабочего хода - после ВМТ при закрытых клапанах. Значит, если с помощью датчика определить этот цилиндр, впрыснуть в него небольшую порцию топлива, соответствующую объему воздуха, и подать искру, произойдет вспышка и двигатель оживет. В следующем по порядку цилиндре условия воспламенения будут уже лучше, и мотор быстро выйдет на рабочий режим.Конечно, система управления существенно усложняется, но в основном за счет программного обеспечения: надо ведь запомнить, в каком именно положении остановился мотор, рассчитать пусковую порцию топлива... Зато отсутствие такого тяжелого и прожорливого устройства, как стартер, - немалая экономия. Да и аккумуляторная батарея понадобится гораздо меньшей емкости. Испытания «Директ-старта» показали, что субъективно водитель весьма положительно воспринимает практически бесшумный переход от выключенного состояния к холостому ходу. Только бы пуск был надежным. Проблема, как оказалось, не в низких температурах - как раз холодный мотор пускался хорошо. Хуже с горячим, но разработчики уверены, что сумеют найти решение. И тогда после команды «Зажигание!» можно будет сразу сказать: «Поехали!».ЗАБУДЬТЕ О МАНОМЕТРЕ!сли машина не оборудована мониторингом давления в шинах, приходится время от времени откручивать колпачок и «пересчитывать» оставшиеся атмосферы. Обнаружили «недостачу» - в багажник за насосом или компрессором. В общем, все несложно, но... лень проклятая! А ведь она двигатель прогресса. Почему бы не поручить поддержание нужного давления... самой шине? Неожиданное решение пришло из Чехии: изобретателям технологии «ЭнТайр» (EnTire) удалось обойтись без насоса в обычном понимании (с цилиндром, поршнем, клапанами). Тем не менее насос все же есть. Вот только, чтобыЕдобраться до него, пришлось бы разрезать покрышку. Ведь он представляет собой... трубочку, идущую в теле протектора. Один конец ее сообщается с атмосферой, другой - с внутренней полостью шины. Разумеется, на этом, втором конце имеется клапан, который не только не дает воздуху выйти, но и тарирован на определенное давление. Принцип работы устройсяТак создается бегущая волна, которая проталкивает воздух внутрь покрышки.ства напоминает насос, применяемый медиками в аппаратах искусственного кровообращения. Там водило с двумя роликами создает в трубке волну, перегоняющую кровь в нужном направлении. В «ЭнТайре» же даже и роликов не нужно: волна создается за счет сжатия шины при качении. Итак, пока автомобиль едет, он, если нужно, автоматически подкачивает воздух в шины. Необходимость пополнения определяет клапан хитрой конструкции, который при достижении нужного давления перекрывает доступ воздуху. Если изобретатели найдут инвесторов, шинный манометр и насос вполне могут уйти в историю. А мы будем выбирать покрышки не только по размеру, но и по указанному на боковине номинальному давлению.128За рулем 8/2003 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВС ГИПЕРБОЛОИДОМ И САПФИРОМ•Л1(, . Лазер Управляемая оптика Сапфировое окноОдна из проблем бензиновых двигателей с непосредственным впрыском - как поджечь переобедненную смесь. Приходится идти на разные ухищрения, чтобы создать легковоспламеняемую зону около искры. А что если не заряд двигать к свече, а свечу к заряду? Конечно, не саму деталь, а искровой промежуток, а еще вернее - точку, в которой фокусируется мощный лазерный импульс. Итак, нет больше катушки зажигания, нет свечи с выгорающими электродами и нагаром на изоляторе. Есть лазер и сапфировое окошко диаметром около 9 мм в головке блока цилиндров. Исследователи Венского института ДВС и автомобилеНа правах рекламыстроения утверждают: «гиперболоид» поджигает смесь быстрее и надежнее «молнии». К тому же сфокусированный луч можно направить в нужное место камеры сгорания (помните, какие узоры рисуют в лазерном шоу?). Результат - более высокий КПД и меньшая токсичность выхлопа. Да еще нет изнашивающихся элементов. Стоп, а как же нагар ведь он может образоваться и на сапфировом окошке? Опасения напрасны: энергии луча достаточно для его самоочищения. Кстати, примерно так же очищается при определенной температуре изолятор традиционной свечи. Если дальнейшие эксперименты доктора МаркусаСхема лазерного зажигания ясна и понятна. Как все это будет выглядеть в металле? Наверное, скоро увидим.Етцингера окажутся успешными, под капотом пропишется несколько импульсных «гиперболоидов», а двигатель, подобно часовым механизмам, будут характеризовать... количеством камней. Интересно, что диссертация, посвященная проблемамлазерного зажигания в ДВС, хотя и хранится в институтской библиотеке, но познакомиться с ней нельзя: доступ закрыт до... 2008 года. Значит, для реализации идеи понадобится лет пять, а пока ограничимся лишь выданными в прессу сведениями.Надежная и безотказная робота при низких и высоких температурах. Реальный срок эксплуатации "MAX Calcium" 4 - 5 ЛЕТ. Высокие портерные характеристики. Простото в эксплуатации. Безопасность и удобство в эксплуатации благодаря специальному дизайну крышки и наличию индикатора уровня заряженности.•" А « т < н олои2003 ' [ 25 по 31 авгуtл с. М о [ к t а, Э кг по ц